Ровно 55 лет назад, 4 июня 1962 года, советские зрители увидели первый выпуск легендарного сатирического киножурнала «Фитиль».
Сергей Михалков так объяснял происхождение названия киножурнала:
«Почему именно „Фитиль“? „Фитиль“ — это военно-морской термин. Его происхождение уходит в далёкое прошлое. Смысл этого термина таков: когда адмирал замечал на том или ином корабле своего соединения непорядок — нечёткое выполнение задания, отклонение от курса и пр., то на флагмане поднимался позывной корабля-нарушителя и производился выстрел из орудия по команде „Фитиль!“. Выстрел производился для того, чтобы привлечь внимание всех командиров кораблей к сигналу, поднятому на флагмане. Прошли десятилетия, но и теперь бытуют среди военных такие выражения: — Слышали? Сегодня Иванов схватил от командира „фитиля“! — А Петрова-то вчера крепко „фитильнули“! Отсюда и произошло название нашего журнала „Фитиль“».
Заставка киножурнала была оформлена следующим образом: от ящика отрывается доска и вылетает зажигательный фитиль, раскручивающийся в причудливую надпись-вензель «Фитиль». Затем фитиль начинает быстро гореть, огонь подбирается к ящику, раздаётся взрыв и в сопровождении фортепиано показываются слова «Всесоюзный сатирический киножурнал» и номер выпуска.
Взяточничество, пьянство, хулиганство, бюрократия, расхищение государственного имущества — для борьбы с этими и другими негативными явлениями общества был создан сатирический киножурнал «Фитиль». Первый выпуск киножурнала вышел на экраны в 1962 году, тогда советским зрителям показывали обличительные короткометражки в кинотеатрах перед сеансами полнометражных фильмов, а уже после стали демонстрировать на телевидении.
С 1962 по 1995 год вышло 393 выпуска по 10 минут, а затем с 14 марта 2004 года по 3 августа 2008 года выходил на телеканале «Россия». С 1993 по 2001 год советские выпуски «Фитиля» показывали по НТВ.
Всего за 46 лет существования киножурнала появились 420 выпусков. 187 новых выпусков было показано в телеформате. Последний раз «Фитиль» вышел 3 августа 2008 года.
Главным человеком в деле создания «Фитиля» с первого дня был Сергей Михалков. Имя Михалкова как главного редактора и вдохновителя указывалось в титрах вплоть до закрытия журнала.
С 1973 по 1993 годы директором киногруппы журнала «Фитиль» был Аркадий Алексеев - директор картины высшей категории (2003).
Художественным руководителем «Фитиля» в 1964—1985 годах был режиссёр Александр Столбов (удостоившийся в 1978 году за работу в киножурнале Государственной премии СССР). До 7 июля 2003 года киножурнал возглавлял Анатолий Тараскин (1933—2003). После него худруком стал заслуженный деятель искусств России, актёр и режиссёр Виталий Максимов.
В советские годы в число авторов «Фитиля» входили самые известные кинематографисты. Например, среди сценаристов короткометражек были такие сатирики, как Михаил Жванецкий, Семён Альтов, Аркадий Арканов, среди режиссёров — Леонид Гайдай, Александр Митта, Аркадий Хайт. А в числе актёров только самые любимые звёзды советского экрана: Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Наталья Крачковская, Фаина Раневская и многие другие.
«Фитиль» выходил на экраны 46 лет. Последние выпуски сатирического киножурнала были сняты только в 2008 году, но они уже мало походили на легендарные советские короткометражки, это были журналистские расследования.
Cамые интересные новеллы разных лет.
«В одном сапоге», 1962 год
Вероятно, многим интересно узнать, с чего начался «Фитиль», какие проблемы волновали кинематографистов ровно 55 лет назад. Итак, самая первая новелла сатирического журнала называлась «В одном сапоге» и была посвящена бюрократам, заботящимся о своей репутации. Главные роли в оригинальной короткометражке исполнили народные артисты Игорь Ильинский и Ольга Викландт.
«Пострадавший», 1962 год
Юрия Никулина можно смело назвать одним из «ветеранов» сатирического киножурнала — он регулярно принимал участие в съёмках. Кому же ещё, как не любимцу публики, режиссёр «Пострадавшего» мог доверить дерзкую фразу, прозвучавшую в самом конце новеллы. В центре сюжета — нечистый на руку директор текстильной фабрики, который выгораживает вора-домушника, чтобы самому не отвечать перед законом.
«Не поеду!», 1965 год
На фоне новостей о реновации московского жилья новелла «Не поеду!» выглядит особенно актуально, хотя с момента её создания прошло больше 50 лет. Капризную хозяйку квартиры, которая не желает переезжать из старого дома, сыграла непревзойдённая Фаина Раневская.
«На троих», 1965 год
«Фитиль» невозможно представить без Савелия Крамарова, Ролана Быкова и Михаила Пуговкина. В короткометражке 1965 года «На троих» популярные актёры не произнесли ни слова, но мораль новеллы о «культурном отдыхе» была понятна всем.
«Закон природы», 1970 год
Абсолютным рекордсменом по количеству ролей в киножурнале «Фитиль» считается Николай Парфёнов. С Заслуженным артистом РСФСР вышли десятки комических новелл, и среди них сложно выбрать самую удачную. В короткометражке «Закон природы» Парфёнов исполнил забавную роль своенравного отца, который устраивает скандал в ожидании своей супруги.
«Человек и закон», 1975 год
Искромётная новелла «Человек и закон» была снята по произведению Михаила Жванецкого «Охрана природы». Главную роль в короткометражном фильме исполнил Евгений Леонов, который полюбился зрителям в образе преступника (незадолго до этого он сыграл «Доцента» в «Джентльменах удачи»).
«Экзамен», 1978 год
Звезда комедий «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» Владимир Этуш в 1978 году сыграл в актуальной новелле о системе образования, а точнее, о людях, которые работают в этой структуре. За время трёхминутного ролика он — председатель экзаменационной комиссии- несколько раз доводит до слёз опоздавшую студентку, но когда он узнаёт о её родственных связях, меняется в лице.
«Врача вызывали?», 1987 год
История из новеллы «Врача вызывали?» — настоящий кошмар для любого больного. Необразованного доктора, который не знает, где расположено сердце, а где печень и даже путает гланды с аппендицитом, сыграла молодая Татьяна Догилева. А роль несчастного больного досталась народному артисту СССР Зиновию Гердту.
«Без взаимности», 1979 год
В новелле «Без взаимности» сыграли Георгий Бурков и Николай Волков. Ну а главного героя этой короткой истории — человека, измеряющего любой поступок исключительно деньгами — к сожалению, можно найти в любое время и в любой стране.
«Нынешний беспредел», 1994 год
В 1990-е годы тем для юмористического киножурнала стало ещё больше. Например, новелла «Нынешний беспредел» с Леонидом Куравлёвым и Владимиром Кашпуром в главных ролях в комической форме познакомила с проблемами, которые появились после распада СССР.
Сатирический часовой киноальманах состоящий из 8 новелл.
О фильме: В путь оправляется экспресс сатирического направления. Машинист С.Михалков даёт прощальный гудок... На первом вагоне надпись - "Дачурка". Далее следуют 8 новелл: "Дачурка", "Влип", "Сон в руку", "Гудок", "Увертюра", "Расплата", "Жалкий жребий", "Миллионер". Между новеллами "Гудок" и "Увертюра" - интермедия "Шашки".
«Дачурка» — о начальнике базы, сменившим много рабочих мест, но ухитрившимся с каждого из них взять хоть что-нибудь для своей дачи;
«Влип» — о воре-домушнике, ставшем невольным заложником в квартире, сданной с недоделками бригадой строителей-бракоделов;
«Сон в руку» — о взяточнике, который умудрился раздеть до последней нитки хитрого вымогателя;
«Гудок» — о председателе колхоза, вся деловая энергия которого ушла в обыкновенную показуху;
«Шашки» — о необычном способе игры, где вместо шашек на поле стоят рюмки с водкой и коньяком, выпиваемые соперниками после каждого хода;
«Увертюра» — о дирижёре, который во время выступления неожиданно вспомнил об оставленном в квартире включённом утюге;
«Расплата» — о председателе месткома, собиравшем на «большой дороге» профсоюзные взносы у своих нерадивых коллег;
«Жалкий жребий» — о бесполезности борьбы с хамовитыми чиновниками, которые даже вызов на дуэль могут утопить в рутине бюрократических проволочек;
«Миллионер» — о бульдоге, получившем миллионное наследство от своей усопшей хозяйки в одной из капиталистических стран.