-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Житель_джунглей

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Фоны_для_вас New_Photoshopinka Wandelhalle

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 9187


Дворец Топкапы - восточная сказка

Понедельник, 17 Ноября 2014 г. 17:10 + в цитатник
Цитата сообщения ELENA_STOPKO
lednice_002 (700x550, 120Kb)


На стратегически важном мысе Сарайбурну, разделяющим Мраморное море и залив Золотой Рог, в месте, с которого видны оба континента – Азия и Европа, в окружении красивых садов и удивительных видов на Босфор и Мраморное море, и был построен Дворец Султанов – Сераль или Сарай Джедит-и-Амирэ. Сейчас вместо этого, по-восточному пышного имени в ходу другое название дворца – Топкапы, означающее Пушечные ворота, и его происхождение связано с грохотом от пушечных салютов, сопровождающих въезд и выезд султана из дворцовых ворот.



С ним связано немало увлекательных историй и невероятных тайн, число которых, пожалуй, больше, чем имеется у всех вместе взятых королевских резиденций мира.
Дворец Топкапы в Стамбуле это – изумительные изникские изразцы, великолепные росписи, журчащие фонтаны…

destinations-topkapi-palace-hero (700x537, 157Kb)

А еще это – длинная труба, по которой сбрасывали в Босфор кожаные мешки с зашитыми в них провинившимися обитательницами гарема… Это – дворцовые перевороты, заговоры и убийства. Это – то место, где прошла жизнь султана Селима Пьяницы, который утонул в бане, выпив слишком много кипрского вина и султана Ибрагима Безумного, который потерял рассудок, просидев по приказу своего брата Мурата IV 22 года в золотой клетке ...
Это место, где прошла жизнь удивительной Роксоланы, ставшей из бесправной наложницы любимой женой Сулеймана Великолепного.

main5 (700x522, 92Kb)

То, что мы привычно называем словом дворец, являет собой огромное, но единое здание. Здесь же это – целый комплекс зданий, двориков и террас между зданиями. Это - каменная версия палаточных лагерей тюркских племен, из которой возникла Османская династия…

destinations-topkapi-palace-hero (700x310, 44Kb)

Строительство Топкапы продолжалось не просто долго, а очень долго – на протяжении столетий. Началось строительство при султане Мехмете Втором в далеком 1462 году, а потом каждый из последующих правителей добавлял к комплексу зданий еще что-нибудь. При этом строители совершенно не придерживались какого-то определенного проекта, планируя каждый раз только определенную часть постройки или новое здание. Хотя такая оригинальная архитектурная особенность придает Топкапы даже какую-то привлекательную своеобразность. Глядя на эти роскошные, огромные здания, соединившие в себе самые разнообразные культуры и стили, начинаешь понимать, сколь велика была власть султанов Османской империи, более 600 лет простиравшаяся на многие страны трех частей света – Азии, Европы и Африки.

lednice_002 (600x481, 72Kb)

По сути, дворец Топкапы можно считать целым городом, который находится на территории Стамбула, ведь общая площадь этого невероятного памятника архитектуры более 700 тысяч квадратных метров, а длина – 5 километров! Чтобы легче было понять его внушительные размеры, можно привести такой пример – комплекс Топкапы в два раза превышает площадь Ватикана и всего в два раза меньше площади государства Монако. Когда-то на территории Топкапы проживали и работали почти 50 тысяч человек, дворец был оснащен всем необходимым, имел собственные мечети, бани и даже целый зоопарк.

lednice_002 (466x699, 116Kb)

В первые десятилетия своего существования Топкапы выполнял функции, которые можно сравнить с европейскими Парламентами, Думами и Домами Советов – здесь проводились совещания османских чиновников с султаном по поводу политических или каких-нибудь иных проблем. Надо отметить, что основатель Топкапы Мехмед Второй хоть и носил прозвище Завоеватель, но слыл человеком утонченным и образованным: знал восемь языков, включая латынь, греческий и французский, ратовал за распространение образования, открывая повсеместно школы и университеты.

4f79c1fddca94 (700x466, 126Kb)

В 16 столетии султан Сулейман Великолепный поселил на территории Топкапы свой многочисленный гарем, со всеми вытекающими отсюда постройками и перестройками.

4f79c1fddca94 (432x576, 96Kb)

Сераль пробыл сердцем Османской империи почти до середины 19 века, тысячи бюрократов кишели в его стенах.
Всего же в Топкапы за весь тот период, пока дворец являлся резиденцией султанов, проживало 24 османских правителя.
Здесь были места королевских развлечений. В этих стенах падишахи ели и спали. Однако, полагаю, что многие из них имели серьезные проблемы со сном: предательство визирей, женская ревность, подросшие амбициозные сыновья – по множеству причин всегда было полно желающих устранить повелителя. И во времена Османской империи 19 султанов были убиты.

910 (700x525, 68Kb)

Пробыв королевской резиденцией на протяжении почти четырех столетий, в 1853 году он уступил место главного представительства империи Дворцу Долмабахче. С этого момента значимость его стала снижаться, а в 1924 году начался новый период его истории – дворец Топкапы стал государственным музеем.

4f79c1fddca94 (700x465, 105Kb)

Дворец-музей Топкапы разделяется на четыре двора, которые в свою очередь друг от друга отделяют монументальные ворота, которые носят символические названия.
Считается, что у Дворца Топкапы было 13 ворот, но до наших дней дошли они не все. Из них главные – монументальные ворота Баб-и-Хумаюн (Имперские Ворота), покрытые мрамором и украшенные стихами из Корана. Некогда они открывались с утренним призывом к молитве и закрывались сразу после вечернего призыва.
Через Имперские ворота проезжать на лошади имел право только султан, остальные должны были проходить под аркой ворот исключительно пешком.

lednice_002 (700x466, 139Kb)

В первом дворе располагаются служебные постройки и казармы янычар. Ряды почтенных платанов, растущих здесь, некогда укрывали своей тенью янычар, которые до 1826 года были личной гвардией султана. Это была масса людей не турецкого происхождения, но обращенных в ислам. Им нельзя было жениться и обзаводиться семьями, нельзя было заниматься каким-либо ремеслом или торговлей. Единственным делом их жизни была только война и грабежи. Это был своеобразный спецназ того времени. Фанатичная и жестокая опора султанского трона, которая стоила казне немалых денег. А при малейшей задержке выплат это буйное воинство переворачивало свои котлы, символы янычарских благ, по которым оглушительно грохотали палками, словно по барабанам. И тогда все живое пряталось – так начинались опасные и жуткие янычарские бунты.

lednice_002 (426x500, 71Kb)

К началу 19 века янычары – блестящее военное сословие, являвшееся всегда гордостью и устрашением врагов Османской империи, держали в своих руках огромную власть и имели на чиновников большое влияние. Испуганный свержением, султан Махмуд Второй в 1826 году принял решение истребить всех янычар с помощью своей новой, сформированной по французскому образцу армии. Махмуд Второй вообще был знатным реформатором, равнялся на европейские державы. Именно в эпоху его правления в Топкапы появились строения, архитектурный стиль которых очень напоминает французский ампир.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x525, 150Kb)

Главная достопримечательность двора янычар — древнейшая церковь Святой Ирины, единственная в городе, не превращенная в мечеть. В ней великолепная акустика, поэтому здесь иногда проводят концерты.

lednice_002 (700x466, 161Kb)

Приглядитесь, в этом дворе находится также небольшой фонтан. Это фонтан Палача, где безъязыкие исполнители султанской воли отмывали от крови руки и меч после своей страшной работы. А головы казненных выставлялись в ниши главных ворот, там, где сейчас стоят вооруженные полицейские.
По иронии судьбы главный палач по совместительству был еще и главным садовником (!) этого огромного комплекса...

0_b9e13_99c959ff_XL (700x467, 160Kb)

Во второй двор вели Приветственные ворота, названные так потому, что низкие арки ворот заставляли склонять голову каждого, кто проходил под ними.
У этих ворот помногу дней ожидали приема иностранные послы… До 18 века послы, даже с верительными грамотами, должны были претерпевать многочисленные мытарства и унижения, добиваясь аудиенции главы государства.
Проходим внутрь, и перед нами открывается огромный парк с кипарисами, платанами, кустами роз. Некогда здесь по дорожкам, словно в райском саду, разгуливали газели, лани и павлины...

lednice_002 (700x466, 178Kb)

От входных ворот разбегаются дорожки к дворцовым кухням, дворцовым конюшням, к Дивану, где решались государственные вопросы, и к Гарему.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x466, 145Kb)

Раньше в гарем не ступала нога ни одного постороннего человека, за ослушание грозила смертная казнь. Такие строгие правила были введены не только потому, что здесь жили наложницы, а еще и дети султана, включая наследника, а также самая почитаемая женщина Османской империи – валиде-султан, мать султана. В своих сорока комнатах она проводила дни, слушая чтецов Корана, а по утрам принимала сына, который был обязан докладывать ей обо всех государственных заботах и делах, как о самых маленьких, так и о самых важных.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x466, 118Kb)

Гарем занимает площадь равную 12 тысячам квадратных метров. В четырехстах комнатах в дни процветания Топкапы проживало полтысячи человек, основная масса которых были наложницы. Султан мог выбрать себе в супруги любую из них, поэтому каждая была обучена пению и танцам, чтению и письму, а также искусству игры на музыкальных инструментах. Нередко в гарем попадали захваченные во время военных походов пленницы, которых принуждали принять мусульманство и изменить имя. Самой большой удачей для наложницы было родить султану сына, потенциального наследника султанского титула. Тогда наложница могла стать либо любимой женой султана, либо фавориткой, что в любом случае приравнивалось к беззаботной жизни и обеспеченной старости. Хотя в истории Османской империи были не редки случаи, когда между матерью султана и его любимой женой возникали конфликты на почве борьбы за власть. По закону султан мог иметь четырех жен (а вовсе не трех, как поется в известной песне), но на деле этих правил мало кто придерживался. Женщины, которые рожали от султана детей, получали право жить в отдельных комнатах, но большинство женщин, которые исчислялись сотнями, жили в гареме в качестве вечных прислужниц, удовлетворяющих потребности султана и угождая законным и незаконным женам. Если же вдруг кто-то из высших чиновников империи выказывал недвусмысленное желание взять в жены какую-то женщину из гарема, то султан отпускал ее, и она автоматически освобождалась от гарема.

0_b9e13_99c959ff_XL (650x434, 140Kb)

Большинство помещений гарема темны и пустынны, мебель отсутствует, на окнах решетки. Тесные и узкие коридоры. Вот здесь жили евнухи, мстительные и злопамятные из-за психологического и физического увечья… И жили они в таких же уродливых помещениях, крохотных, словно чуланы, иногда вовсе без окон. Впечатление скрашивают только волшебной красоты и древности изникские плитки, словно издающие бледное сияние...

Topkapi-Palace-harem-majolica-blue (700x525, 96Kb)

Еще одно удивительное помещение, которое могут осмотреть посетители дворца-музея Топкапы – это дворовая кухня, часть ее открыта для посещений. А вообще дворовая кухня состоит из огромного комплекса нескольких помещений, под крышей которых трудились около 1200 человек, то есть почти 25 процентов от населения Топкапы.
Дворцовые кухни тянутся по правой стороне всего двора. Их проектировал знаменитый архитектор Синан. Заслуживают внимания широкие трубы на крыше .

207036779 (700x467, 106Kb)

Один только взгляд на них дает отчетливое представление о том, какую уйму народа кормили во дворце в прежние времена. Вообще-то на кухнях работало больше 800 человек, целая армия поваров, поварят, кондитеров, которые парили-жарили на 5 тысяч едоков, а в торжественных случаях они могли накормить до десяти тысяч человек.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x465, 80Kb)

Сейчас здесь представлены выставки коллекций редкого и драгоценного китайского и японского фарфора, привезенного по легендарному Шелковому Пути. Среди них есть один сервиз цвета морской волны, который, как уверяют дворцовые летописи, имел необыкновенно полезное свойство менять цвет при контакте с отравленной пищей. А для султанов Османской империи это было просто бесценно, поскольку немало их ушло в лучшие миры от отравления.
Завершают экспозицию предметы европейских мастеров, среди которых знаменитый белый фарфор 16 века, аналогов которого не сыщешь по всей Европе. Здесь же можно полюбоваться менее ценными, но зато такими изящными экспонатами 18 и 19 века, привезенными в Топкапы из Варшавы, Берлина и многих других европейских столиц. Отдельной экспозицией представлены изделия из стекла, редчайшие экспонаты изготовлены мастерами Стамбула и Венеции. Есть в дворцовой кухне и экспозиция серебряных изделий, большая часть которых не была привезена из других городов и стран, а изготавливалась придворными ювелирами Топкапы.

0_b9e13_99c959ff_XL (432x576, 35Kb)

Есть среди сооружений дворца-музея Топкапы здание, безусловно, заслуживающее внимания посетителей. В этом здании, расположенном неподалеку от гарема, заседал диван. Да, да, именно – диван. Такое название в Османской империи было дано государственному совету при султане, который возглавлял великий визирь.

0_b9e13_99c959ff_XL (350x599, 53Kb)

В нем четыре раза в неделю встречались, обсуждали дела, принимали важные решения государственные мужи – великий визирь и девять обычных визирей, которые были как бы его замами, с разными обязанностями. В эту элегантно оформленную куполообразную комнату с восхитительными изникскими плитками вызывались ведущие должностные лица османской империи.

207036779 (700x467, 150Kb)

В стену, над местом, где сидел Великий визирь, была вделана золоченая решетка, через которую из соседнего помещения, оставаясь невидимым, султан мог слушать все обсуждения. Никто и никогда на собраниях Дивана не мог с уверенностью сказать, есть ли султан за стеной, слушает ли он их. Незримое, но недремлющее око повелителя очень помогало и стимулировало практическую работу подчиненных. Для вящего соблюдения секретности включался фонтан в центре комнаты, и под его журчание обсуждались вещи, которые должны были остаться абсолютной тайной.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x467, 142Kb)

Здание Дивана венчает Башня Правосудия , она двухступенчатая и четырехгранная, с конической крышей. Поскольку она возвышается над всем дворцовым комплексом, то с нее осуществлялся визуальный контроль территории, особенно тщательный во время заседаний Дивана. В такие дни во дворе было не протолкнуться от разодетых вельмож и их челяди. Но тишина при этом стояла почти абсолютная. И это просто поражало иностранцев.

0_b9e13_99c959ff_XL (450x600, 65Kb)

К Дивану примыкает здание бывшего Казначейства, сейчас там Музей оружия, где представлена огромная выставка как европейского, так и османского оружия, разных периодов, демонстрируется много впечатляющей военной одежды и доспехов.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x395, 89Kb)

Для приема иностранных послов и гостей в султанском дворце Топкапы был устроен специальный павильон во дворе. Павильон со всех сторон окружали журчащие фонтаны, с устройством, регулирующим напор воды.
Если османский повелитель не желал, чтобы снаружи кто-нибудь мог подслушать, о чем он шепчется, к примеру, с венецианским посланником, то просто поворачивал ручку и шум воды в фонтане увеличивался. Хотя, поговаривают, что знаменитая украинка Роксолана, любимая и единственная жена Сулеймана Великолепного, могла подслушивать разговоры, невзирая на любые ухищрения.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x525, 171Kb)

Ну а мы пойдем дальше - в эндерун (третий и четвертый дворы), куда в стародавние времена допускались только очень близкие султану люди, а также его дворцовая прислуга и охрана.
В третий двор можно было войти через Блаженные ворота, поскольку считалось, что любая близость к султану дарует его подданным неземную благодать.
Эти ворота считались личными воротами султана, поэтому их порог целовал каждый входящий и обычно помимо протокольных торжеств или похоронных церемоний ими не пользовалась.

143624783 (700x466, 182Kb)

В соответствии с традициями эндерун в свою очередь тоже состоит из двух частей: селамлик – помещения, в которых султан проводил дневное время в многотрудных делах и думах о благе государства, и гаремлик, где жили женщины и дети, в окружении которых повелитель правоверных и верный слуга Аллаха мог отдохнуть душой и телом от дневных забот.
Он особенно красив: подстриженные газоны, цветы, деревья вдоль аллеи, фонтаны, древние серебристо-серые здания, внутри которых потоки света из окон и витражей падают на изникские плитки, на раздвижные двери с резными деревянными панелями, на мягкие сиденья, создавая ощущение мира и покоя.

7f136d283e4f (640x479, 71Kb)

Сразу за порогом Ворот Счастья находится стоит Зал Аудиенций.
В праздники султан являлся народу, усаживаясь на золотой трон, специально для такого случая выставлявшийся перед Блаженными воротами. Возле трона развивались знамена двух цветов: зеленого – цвета ислама и красного – цвета Османов. Обитатели Топкапы (министры, янычары и прочие приближенные) выстраивались в очередь, чтобы подойти к трону и поцеловать султану руку. Сидящий султан вставал для приветствия только тогда, когда к нему приближался главный судья – кади. Дело в том, что в Османской империи, живущей по исламским законам, шариатские правоведы всегда пользовались самым большим уважением. Как и подобает любому празднику, праздник в Топкапы заканчивался пиром, недаром же во дворце трудились сотни поваров.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x467, 128Kb)

Впрочем, если кто-то желал вкусить духовной пищи, то к его услугам была библиотека, которую построил в 1718 году султан Ахмед Третий. Этот султан вошел в историю как искусный каллиграф и страстный любитель чтения.
Это здание прекрасной оттоманской архитектуры с множеством окон и соблазнительных мягких диванов, на которых, наверно, было бы так славно посидеть и почитать… Ранее здесь хранились более чем 3.500 рукописных книг по теологии и исламскому праву на турецком, арабском и персидском языках. Некоторые были инкрустированы перламутром и слоновой костью. Хотя уже сейчас самих книг здесь нет, их хранят в другом месте, библиотеку все же стоит посетить, чтобы полюбоваться над окнами и на стенах плитками 16-го и 17-го века из Изника.
В здании школы пажей представлена ценная коллекция султанской одежды. В ней около 2,500 предметов: от парадных султанских халатов из драгоценных тканей с самоцветными камнями и мехом до более скромных повседневных. Все вещи бережно сохранялись. На выставке можно увидеть маленький детский кафтанчик султана Селима и отлично сохранившийся кафтан из красного и золотого шелка, принадлежащий Мехмеду Завоевателю, возраст которого более пятисот лет.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x437, 208Kb)

Наверняка будет интересно посетителям посетить и сокровищницу султанов Османской империи, экспозиции которой расположены в четырех полутемных залах. Душный и слегка влажный воздух в этом помещении можно объяснить тем фактом, что когда-то здесь располагались личные турецкие бани султана и его приближенных. Чем вызван такой странный выбор помещения ответить сложно, да и не нужно, наверное, задаваться такими вопросами, когда перед глазами предстают настоящие восточные сокровища: золото, алмазы, аметисты, сапфиры, яшма, рубины и конечно изумруды, зеленый цвет которых соответствует цвету ислама. В сокровищнице Топкапы хранится самый большой в мире изумруд. Можно также полюбоваться «Алмазом ложечника» - бриллиантом в 86 карат.
Легенда гласит, что ремесленник, занимавшийся изготовлением ложек, нашел алмаз в куче мусора и, решив, что это простая стекляшка, продал драгоценный камень за совсем смешную цену.

0_b9e13_99c959ff_XL (699x654, 89Kb)

Из всех стран в сокровищницу прибывали трофеи, часто в виде драгоценных камней, которыми придворные ювелиры щедро украшали все, что только могли: шкатулки, кувшины, доспехи, скипетры, кубки, мечи, кольчуги, кинжалы и, естественно, символы султанского могущества – троны.
Здесь можно увидеть доспехи султана Мустафы III, состоящие из железной кольчуги, украшенной золотом и инкрустированной драгоценными камнями, его золоченый меч и щит. Трон султана Мурата IV из эбенового дерева с инкрустациями. Золотая индийская музыкальная шкатулка. Многие предметы никогда не покидали пределы дворца.

7f136d283e4f (700x571, 113Kb)

В следующей комнате находится кинжал Топкапы. У него золотая рукоять, украшенная множеством алмазов и тремя огромными изумрудами, под одним из которых спрятаны золотые часы. Он предназначался в подарок персидскому шаху. Однако, пока подарок был в пути, шаха убили. Тогда дар вернулся назад во дворец Топкапы.

7f136d283e4f (590x325, 45Kb)

Еще один экспозиционный отдел, который привлекает во дворец-музей Топкапы множество посетителей – это реликварий. Больше всего реликвий и святынь, представленных здесь, конечно, имеют отношение к исламу. Святые для мусулман экспонаты представлены плащом пророка, к которому султаны припадали губами во время религиозных праздников, прядью волос из бороды Мухаммеда, отпечатком его ноги и мечами, принадлежавшими его сподвижникам. Особенная атмосфера поддерживается в реликварии сменяющими друг друга, специально обученными чтецами, которые нараспев читают Коран.
Посетители, исповедующие христианство или иудаизм также найдут здесь для себя многозначащие святыни: мощи Иоанна Крестителя, жаровню Авраама, меч, принадлежащий царю Давиду, посох Моисея. О последнем экскурсоводы говорят, что это тот самый посох, с которым Моисей перешел расступившиеся воды Красного моря.

0_b9e13_99c959ff_XL (640x431, 39Kb)

Четвёртый двор, также как и третий, территория эндеруна — личных апартаментов правящих султанов. Из этой части дворца, занятой прекрасным парком, разбитым на вершине холма, открываются великолепные виды на залив Золотой Рог, пролив Босфор, Мраморное море и виднеющиеся вдали Принцевы острова.
Здесь постоянно ощущается нежное дуновение ветерка, пропитанного морской солью, и султаны, позабыв на время о семейных неурядицах и государственных проблемах, могли тут в полной мере наслаждаться уединением и покоем.

0_b9e13_99c959ff_XL (700x466, 92Kb)

Если вас будут одолевать сомнения, стоит ли посещать дворец Топкапы в Стамбуле, то ответ однозначен: определенно стоит! Сюда стоит прийти за атмосферой, за красивыми видами, хотя бы даже затем, чтобы увидеть 700-летний платан, внутрь которого можно встать и сфотографироваться!

4f79c1fddca94 (699x466, 137Kb)

Итальянский писатель де Амичес писал о дворце Топкапы как о единственном в своем роде историческом памятнике, комментирующем и освещающем почти всю жизнь Оттоманской династии. На его колоннах и стенах, на стволах его деревьев записана самая интимная, самая тайная летопись империи, 25 султанов жили здесь, здесь утвердилась династия. Здесь она достигла апогея своего величия, здесь же началось ее падение. Это была крепость, дворец, святилище. Фактически это был город в городе, в котором было все: дворец, арсеналы, школы, мечети, гарем, тюрьма. Здесь беспрерывно сменялись праздники, избиения, религиозные церемонии, дипломатические аудиенции. Султаны здесь рождались, вступали на трон, здесь их низвергали, бросали в темницы или зверски убивали.
Эти старинные стены заключали бесконечное разнообразие уголков, полных наслаждений, и уголков, полных ужаса.

4f79c1fddca94 (466x700, 138Kb)

Не сомневаюсь, что каждый, посетивший это уникальное место, проживёт частичку своей жизни, воодушевленный романтическими и драматическими историями, которыми пропитано все вокруг. И даже бегающие по аллеям кошки покажутся ему перерожденными к нашему времени прежними обитателями этого уникального дворца-тюрьмы-гарема.






Фотографии взяты из интернета


Основной материал взят здесь
Здесь
И здесь

Рубрики:  Мир вокруг нас

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку