-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в макошь311

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 493162


Честные и нечестные приемы в споре

Воскресенье, 29 Сентября 2024 г. 10:33 + в цитатник

Есть люди, которых хлебом не корми – дай поспорить.

Они будут противоречить любому мнению собеседника или оспаривать позицию большинства, противостоять общепринятому и чувствовать себя борцами за свободу.

Они очень любят спорить ради спора, как Портос из «Трех мушкетеров» любил драться: «Я дерусь потому, что дерусь», говорил он.

Но если человек не умеет спорить конструктивно и приводить убедительные аргументы, то легко становится брюзгой, кляузником и скандалистом.

Таких людей обычно не принимают всерьез и вообще терпеть не могут.  

Как же спорить правильно?

Спором называют столкновение противоположных мнений, при этом спорящие стороны приводят аргументы в поддержку своей позиции и стараются опровергнуть доводы соперников – так определяет спор эристика. Эристика – это искусство вести спор, оно возникло на стыке логики, этики, риторики и психологии.

Как во всяком сражении, в споре могут быть использованы честные (корректные) приемы, а могут и некорректные. Также споры можно разделить на те, где цель – найти истину и те, где цель – одержать победу.

Таким образом, мы получаем четыре разновидности спора:

Дискуссия – достижение истины корректными приемами,

Полемика – победа над соперником корректными приемами,

Эклектика – достижение истины, в том числе и некорректными приемами,

Софистика – победа над противником, в том числе и некорректными приемами.

Корректные приемы ведения спора

  • Проявлять инициативу, вести спор по своему сценарию.
  • Наступать, а не обороняться. Например, предвидя доводы противника, можно высказать их самому и опровергнуть.
  • Концентрировать аргументы в самом слабом месте позиции соперника.
  • Использовать эффект внезапности. Например, приберечь важные сведения к концу спора.


Некорректные приемы ведения спора

1. Самый распространенный случай – подмена тезиса, полная или частичная. Спорщик пытается уйти от темы и переключиться на обсуждение другого утверждения.

2. Использование ложных или непроверенных аргументов. Обычно эти аргументы приводят со словами «как всем известно», «совершенно очевидно» и т.п., при этом слушателям становится неловко за свое незнание того, что всем известно и очевидно.

3. Преднамеренное запутывание слушателей, сбивание их с толку. Из многословной, запутанной речи очень трудно извлечь информацию.

4. «Аргумент к публике» — игра на чувствах слушателей, обращение к чувствам, а не к разуму.

5. «Аргумент к личности» — вместо обсуждения предмета спора обсуждение личности собеседника. Ему приписываются недостатки, которые подрывают к нему доверие, делают его смешным и неубедительным.

6. «Аргумент к человеку» — для поддержки своей позиции приводятся доводы, которые выдвигал противник, но присоединение к его позиции чисто формально, так как имеется личный интерес. Например: «Я ушел с последнего урока, чтобы погулять в парке. Вы же сами говорили, что детям нужен свежий воздух».

7. «Аргумент к тщеславию» — неумеренные похвалы сопернику. Это можно считать частным случаем аргумента к личности.

8. «Аргумент к авторитету» — приводятся мнения ученых, общественных деятелей, писателей и других известных людей в поддержку своей позиции или для опровержение позиции соперника. При этом как бы забывают, что мнение авторитетов тоже нуждается в доказательстве.

- Иногда прибегают к авторитету общественного мнения: «Считается общепризнанным, что…», «Никто не сомневается в том, что…».

- Апеллируют к авторитету аудитории: «Присутствующие согласятся с тем, что…» «Я постарше вас буду, так что…».

- Но особо некорректным является изобретение несуществующих авторитетов: «Еще профессор Многознаев доказал, что…» или их высказываний: «Еще философ Платон утверждал, что шоколад вреден для здоровья».

9. «Аргумент к невежеству» — спорящий ссылается на неосведомленность оппонента и использует факты, которые тот не знает и не может проверить.

10. «Аргумент к силе» — противник угрожает неприятными последствиями в случае несогласия. Например, отец угрожает наказать сына за двойку.

11. «Аргумент к жалости» — попытка вызвать в другой стороне жалость и сочувствие, чтобы она не стремилась к победе. Например, ученик просит поставить ему тройку, «а то папа накажет».

Центр эффективных коммуникаций Ивана Арцишевского

источник

Рубрики:  1 Всем это интересно/О мужчинах. И женщинах :)
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

Radeia   обратиться по имени Воскресенье, 29 Сентября 2024 г. 11:17 (ссылка)
Благодарю...
Ответить С цитатой В цитатник
Вадюн   обратиться по имени Воскресенье, 29 Сентября 2024 г. 18:10 (ссылка)
Не люблю спорить и не буду.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 29 Сентября 2024 г. 19:37ссылка
Вадюн, иногда вынуждают...(((
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку