Президент Российской Федерации Владимир Путин 3 октября 2016 г. внес на рассмотрение Государственной думы РФ Федеральный закон о приостановлении действия соглашения между Россией и США по утилизации плутония.
Об этом сообщается на официальном сайте Президента России.
Речь идет о приостановке договора по утилизации оружейного плутония, подписанного ранее. Владимир Путин отметил, что США не выполняют свои обязательства по данному договору и вместо утилизации де-факто осуществляет его консервацию с возможностью использования в дальнейшем.
Путин также отметил, что, помимо невыполнения американской стороной обязательств по данному вопросу, США также ведут недружественную политику в отношении России, в частности в виде расширения инфраструктуры НАТО и США в странах Восточной Европы, а также подготовки на Украине боевиков запрещенной в России террористической организации "Правый сектор". Кроме того, среди недружественных мер США также отмечено применение санкций в отношении физических и юридических лиц России.
В соответствии с этим Владимир Путин распорядился приостановить договор по утилизации оружейного плутония и отметил условия, которые необходимо выполнить США для возобновления его действия. Среди них, в частности:
1) сокращение инфраструктуры и контингента США, расположенного на территории стран НАТО;
2) отказ CША от недружественной политики в отношении Российской Федерации, который должен выражаться:
а) в отмене закона США 2012 г. (закон Сергея Магнитского) и направленных против России положений закона США 2014 г. о поддержке свободы Украины;
б) в отмене всех санкций, введенных США в отношении отдельных субъектов Российской Федерации, российских юридических и физических лиц;
в) в компенсации ущерба, понесенного Российской Федерацией в результате введения санкций, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, включая потери от введения вынужденных контрсанкций в отношении США;
3) представления США четкого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие Соглашения.
Текст указа опубликован в понедельник, 3 октября, на официальном портале правовой информации.
В пояснительной записке, опубликованной на сайте Президента РФ, в которой дается обоснование этих мер также отмечается, что принятие данного Федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета РФ.
"Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области (далее – Соглашение), подписанное Российской Федерацией 29 августа 2000 года и США 1 сентября 2000 года, предусматривает утилизацию каждой из сторон 34 тонн оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ.
15 сентября 2006 года подписан Протокол к Соглашению, регулирующий вопросы гражданской ответственности за ущерб.
13 апреля 2010 года подписан Протокол к Соглашению, регулирующий вопросы финансирования, а также фиксирующий двусторонние договоренности о способе утилизации плутония, согласно которым весь подпадающий под действие Соглашения плутоний утилизируется путем облучения в ядерных реакторах.
Соглашение вместе со всеми изменениями к нему вступило в силу 13 июля 2011 года после ратификации Российской Федерацией.
В последнее время США предпринимают попытки пересмотра прописанной в Протоколе от 13 апреля 2010 года стратегии утилизации плутония и изменения способа его утилизации. При этом американская сторона планирует осуществлять утилизацию плутония путем его захоронения, а не путем облучения, как это установлено названным Протоколом. Российские специалисты еще при подготовке Соглашения возражали против такого подхода, поскольку в этом случае не обеспечивается необратимость утилизации.
Соглашение в редакции 2000 года предусматривало, что большая часть американского плутония будет облучаться в реакторах, и лишь для небольшого количества допускалось захоронение. При заключении Протокола от 13 апреля 2010 года от захоронения как способа утилизации плутония отказались полностью. Это было частью компромисса, достигнутого в ходе подготовки указанного Протокола.
Следует отметить, что до настоящего времени американская сторона согласия Российской Федерации на изменение способа утилизации плутония не запрашивала.
В период после вступления в силу Соглашения и протоколов к нему США предприняли ряд шагов, ведущих к коренному изменению ситуации в области стратегической стабильности.
Под предлогом кризиса на Украине происходит наращивание военного присутствия США в Восточной Европе, в том числе в государствах, принятых в НАТО после 2000 года – года заключения Соглашения. В 2015 году шесть новых передовых пунктов управления войсками размещены в Болгарии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Эстонии. Их основная задача – в случае принятия соответствующего решения обеспечить оперативную переброску крупных военных контингентов НАТО в Восточную Европу.
Подразделения Вооруженных сил США введены на территории государств Прибалтики, увеличено количество базирующихся на их аэродромах самолетов НАТО. На территории Украины инструкторы из США проводят обучение боевиков запрещенной в России организации "Правый сектор".
Помимо действий, направленных на изменение военно-стратегического баланса, США предпринимают меры по расшатыванию экономики Российской Федерации и нарушению прав российских граждан. В частности, в 2012 году в США был принят так называемый закон Сергея Магнитского, в соответствии с которым Вашингтон открыто встал на защиту экономической преступности в Российской Федерации, а в 2014 году – закон о поддержке свободы Украины, допускающий вмешательство во внутренние дела нашей страны. Кроме того, в 2014 году США ввели санкции в отношении Российской Федерации, отдельных ее территорий, юридических и физических лиц.
Поскольку предпринятые США действия привели к коренному изменению обстоятельств, существовавших при заключении Соглашения и протоколов к нему, приостановление действия Соглашения является ответной мерой Российской Федерации и не противоречит Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. При этом плутоний, подпадающий под действие Соглашения, остается вне ядерной оружейной деятельности, что свидетельствует о приверженности России курсу на ограничение ядерных вооружений.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров Российской Федерации, а его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.