Всем нам с самого детства известны
частушки-припевки.
Только, к сожалению, сейчас они чаще все ассоциируются с пошлостью и безвкусицей.
А ведь пение частушек – это часть старинного «ярмарочного обряда».
Существовали специальные «проходные» частушки, с которыми ходили по деревне.
Причем процессия строилась по особому.
Центральной фигурой был музыкант, по бокам от него самые голосистые девушки, которые не только пели, а еще и «обхаживали» музыканта: зимой расчищали от снега дорожку, летом отгоняли мошкару.
Шли рядами по несколько человек, в первом и втором ряду певуны, а далее те, кто особыми вокальными данными не отличался.
Ну а перед процессией шли заводилы-плясуны. Шла колонна степенно, и на любой случай, что мог приключиться в дороге, на любую мысль была готова своя частушка.
Вот бабуля окошко открыла, смотрит, кто ж идет… Певуны мимо просто так не пройдут, обязательно остановятся да частушку сложат:
«И птички поют,
И синички поют,
Это что же за хозяева,
Ничего не подают»
И в ответ им пропоют, подадут чего вкусного, а то и какой разудалый хозяин выйдет кадриль с заводилами отпляшет.
Так до конца деревни с прибауточками процессия и дойдет. На каждом перекрестке девушки обязательно хороводы водят, а парни на мосточке и кадриль станцуют. Причем ходить в таких процессиях дозволялось только холостым, семейные люди ходили своими «кланами».
А вот навстречу уже и другая процессия идет, со своими задирами-плясунами. Кто кого перепоет перетанцует. И вот уже музыкант дает «разминочку под драку», а народ сбегается смотреть.
Драка – это не просто потасовка, а неотъемлемая часть ярмарочного обряда.
Все это действо было своеобразной психотерапией, бабы накричатся, придут домой довольные, им уже и не до склок. А для мужиков драка – причем музыка под драку особая, девушкам и беременным ее слушать не дозволялась, т.к. музыка была разрушающей, помогающей выплескивать ярость и агрессию в таких обрядовых «боях».
И то, что иностранцами и «просвещенному» люду казалось варварством, на самом деле было очень выверенным, продуманным способом снятия стресса и напряжения.
Кроме проходных, достаточно лиричных частушек, были и плясовые, которые исполнялись в основном под духовые инструменты, рожки, калюки. Плясовые частушки часто исполнялись на свадьбах.
В одной из волостей существовал особый свадебный обряд, символизировавший смешение крови двух родов. Вот как описала этот обряд фольклорист, руководитель ансамбля «Белозерье» Галина Владимировна Емельянова.
Поют-поют бабы. И вот кричат: «Дяды, выходите». Выходят «дяды», начинают ухать-гудеть на калюках, а бабы как огонь пляшут. Тут выходит одна с горшком горящих углей, жах об землю. И давай они плясать по углям. Да, и не загораются, они сами как огонь, такой жар от них!
Вот тебе и частушки. Жаль, очень многое, имевшее у наших предков глубочайший смысл, долгое время подавалось, как дикость и пошлость. Но пока у нас еще есть возможность понять и оценить красоту и многогранность собственной культуры.
Ведь кем мы станем, если забудем собственные традиции и уклад.