-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в макошь311

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 492337


Хождение к Яге.

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 22:28 + в цитатник

Уряд женского возрастного посвящения.

 

Эта работа, как видно из её названия, представляет собой не очередное сугубо теоретическое исследование в области традиционной культуры, а уряд – то есть практическое руководство по проведению обряда в современных условиях.
 
Тем не менее, обойтись без «теории» не удастся – ведь уряд должен быть не взят «из головы», а воссоздан на основании имеющихся данных о славянском Обычае.
 
Прежде всего, следует сказать несколько слов о посвящениях и их месте в Традиции Предков.
 
Феномен инициации (посвящения), хорошо известен учёным; в той или иной форме инициации присущи всем традиционным культурам.
 
Современный исследователь А.В. Платов так определяет это явление: «Посвящение есть религиозно-магический акт перехода человека из состояния с одним сакральным и социальным статусом в состояние с другим таковым статусом». [1]
 
Инициации могут быть связаны либо с взрослением (возрастные посвящения), либо с вхождением в какую-либо социальную группу (сословие, профессиональное объединение, тайный союз и т.п.). Все они (во всяком случае, как правило) построены по одной и той же схеме «смерть-возрождение».
 
Посвящения занимают в традиционной культуре исключительно важное место. Тот же А.В. Платов пишет: «Различия между обособленными традиционными категориями индивидуумов являются сущностными и, говоря вообще, магическими. Ребёнок и взрослый, землепашец, воин и маг, раб и свободный – все эти и другие категории лиц различаются не только – не столько! – своим социальным статусом, сколько внутренним качеством, своей внутренней природой и внутренней же сутью». [1]
 
Обряд посвящения в Обычае – это средство изменения глубинной сущности человека, его духовного перерождения. Ведь, не став качественно иным, невозможно в полной мере осуществить переход из одного состояния (и соответствующего ему социального статуса) в другое.
 
Теперь перейдём к основной задаче этой работы – реконструкции славянского обряда женского возрастного посвящения, то есть ритуала превращения девушки в женщину, готовую к замужеству и созданию семьи. Сначала определимся с источниками. Выдающийся советский исследователь фольклора В.Я. Пропп видит отголоски возрастных инициаций в народных сказках о Бабе-Яге. [2]
 
Поэтому, в качестве основных источников для воссоздания обряда, я буду использовать два фольклорных текста: русскую сказку «Василиса Прекрасная» и украинскую «Кобылячья голова». Их можно найти в сети Интернет, к примеру, тут:http://babylib.ru/abc/v/vasilisa-prekrasnaya-afanasev-aleksandr-nikolaevich/ ; http://starina-rus.ru/afanasiev-skazka1/85.php
 
Сюжеты этих сказок сходны: девушка отправляется в лес, встречается там с Посвящающей, проходит испытание и получает за это награду. Именно так, по-видимому, и выглядела женская возрастная инициация у наших Пращуров…
 
Посвящающая.
 
В сказке «Василиса Прекрасная» девушку испытывает Баба-Яга. Исследователи народной Традиции давно уже определили её место в мифологии славян: Баба-Яга – одно из имён Макоши. На это прямо указывает её связь с прядением и ткачеством, а также – с судьбой (один из атрибутов Яги – путеводный клубок).
 
В «Кобылячьей голове» место Яги заступает голова лошади. По всей видимости, это одна из ипостасей Макоши: «У западных славян чучелом огромной белой лошади пугали девиц, нарушивших запрет прясть в день (…) накануне зимнего солнцестояния». [3] Баба-Яга, как известно, ведьма, а в славянских поверьях одно из обличий, которые может принимать колдунья, (причём самое опасное из них) – обличье лошади. [3] В Белоруссии зафиксирован купальский обряд, в ходе которого «конский череп, называемый видьма, укрепляли на высоком месте, над костром, называемым купайло, и сбивали в огонь, где он и сгорал». [4]
 
Итак, инициацию проводит Макошь. В обряде её, естественно, должна замещать жрица, переодетая в Ягу и являющаяся представительницей Богини.
 
Помощники Богини.
 
Желательно, чтобы у Посвящающей были помощники. Во-первых, в целях безопасности (это важно, если лес, в котором проходит обряд, находится близко от населённых пунктов). Во-вторых, в одиночку жрице может быть тяжело справиться с ритуалом, особенно, если число посвящаемых достаточно велико.
 
В народных сказках у Бабы-Яги есть слуги (кот, собака, вороны, змеи и т.д.). Я предлагаю использовать образ «гусей-лебедей», хотя это, разумеется, не единственный возможный вариант.
 
В. Ронкин пишет: «В мифологической символике образ гусей-лебедей прекрасно подходит для роли медиатора (…) птицы (верх), но связанные с водой (низ), приносящие весну, но имеющие белоснежное оперение». [5]
 
Существует народная песня (колядка), в которой «гусями-лебедями» названы колядовщики – пришельцы из Иного Мира:
«Напала пороша снегу беленького
Как по этой пороше гуси-лебеди летели
Колядовщики, недоросточки, красны девушки». [4]
 
Посвящаемые.
 
Инициацию должны проходить незамужние и нерожавшие девушки, физиологически готовые к браку.
 
Место.
 
В сказках героиня уходит в лес (по мнению многих исследователей народного Обычая, в этом случае лес равнозначен Нави, Иному Миру), где и попадает в жилище Яги. Лишь немногие из современных родноверческих общин смогут построить для обряда «избушку на курьих ножках», но можно использовать и менее затратные варианты: к примеру, шалаш, или даже просто особую ритуальную площадку.
 
Важно, чтобы место это было связано с Нижним Миром – располагалось в низине, было оборудовано соответствующими атрибутами (черепами животных и т.п.). Не советую делать «избушкой Яги» жилой дом – жить в нём после этого будет, скорее всего, затруднительно…
 
Время.
 
Для успешного проведения обряда важно правильно выбрать время. Необходимо отметить, что в традиционной культуре восприятие времени сильно отличалось от восприятия его современным человеком. Как пишет О. Гальцева, «Время не просто утекало, а меняло свои качества, замедляло и ускоряло ход в зависимости от пространства, в котором находилось. Время могло быть добрым и злым, полезным человеку и опасным для него, качества времени придавали событиям особенные характеристики, знание качеств различных временных периодов давало человеку возможность выстраивать и даже прогнозировать свою жизнь». [6]
 
Обратимся к первоисточникам. В сказке «Василиса Прекрасная» девушка уходит к Яге осенним вечером. В «Кобылячьей голове» время года не указано прямо, но отправке в лес предшествуют «попряхи», на которые мачеха посылает свою дочь и падчерицу. А «попряхи» (посиделки с рукоделием) устраивались осенью и зимой.
 
Исходя из этих данных, можно предложить две возможные даты проведения женской возрастной инициации.
 
Первая из них это, конечно же, Осеннее Макошье (отмечается в конце месяца жёлтня октября). Вторая – зимний Солнцеворот (у западных славян существовал запрет на прядение в это время, что указывает на связь праздника с культом Макоши). [3]
 
Однако, при отсутствии хорошо удерживающего тепло «жилища Яги», проведению обряда могут сильно помешать погодные условия. Поэтому я предлагаю третью дату, также, по-видимому, связанную с культом Богини – летний Солнцеворот. Т. Пятница в своей статье «Языческий аспект народного праздника Пятровки» пишет: «Тому, кто не участвовал в утренних обрядах накануне Петрова Дня, вешали на крыльцо лошадиную голову, которую называли килой. (…) Кила это грыжа, опухоль, нарост, то есть болезнь. Не участвовавшему в обряде преподносилось материальное проклятие, пожелание заболеть, так как он своим поведением вредил коллективу».
 
[3] Петров День (29 червня июня) – один из праздников, на которые после христианизации Руси были перенесены купальские обряды. Существует версия, согласно которой Макошь и Марена – два имени одной Богини, а почитание Марены в праздник летнего Солнцеворота зафиксировано этнографами (в этом случае белорусский ритуал сжигания лошадиного черепа («видьмы») на Купалу также указывает на связь с культом Макоши/Марены – ведь ритуально уничтожаемое в этот праздник изображение Богини часто называли «ведьмой»).
 
Полагаю, что вполне достаточный срок для проведения инициации в современных условиях – сутки (в «Василисе Прекрасной» и «Кобылячьей голове» посвящение тоже длится недолго). Начало и конец обряда – символический переход в Иной Мир и обратно; на выбор времени для перехода также следует обратить внимание. О. Гальцева пишет: «В народной культуре до сих пор сохранилось понятие так называемых урочных (…) часов. Это особенные периоды в сутках, как правило, неблагоприятные, опасные. Обычно урочные часы совпадают с (…) четырьмя важными частями суток: это полдень, полночь, закат солнца и восход». [6]
 
Опасность урочных часов обусловлена тем, что в это время истончается граница между нашим и Иным Миром.
 
Следовательно, это наиболее подходящие часы для перехода в Навь и обратно. Нужно также помнить о том, что с частями суток соотносятся времена года, поэтому, если вы проводите обряд посвящения в летний Солнцеворот, будет лучше начать и закончить его в полдень, если на Осеннее Макошье – на закате, а если в праздник Коляды (зимний Солнцеворот) – в полночь…
 
Ход обряда.
 
Залог успеха инициации – хорошая подготовка (заранее должна быть приготовлена вся необходимая атрибутика, пошагово расписан ритуал, распределены роли) и правильный психологический настрой. Все участники обряда должны относиться к нему серьёзно, ряженые (Яга и её помощники) – ощущать себя теми, кого они изображают.
 
Также важно, чтобы посвящению не мешали посторонние – никаких зрителей быть не должно.
 
Первый этап ритуала – уход инициируемых в Навь (лес). Они могут добираться до жилища Яги самостоятельно; можно также инсценировать их похищение слугами Богини (как в сказке «Гуси-лебеди»).
 
Второй этап – испытание. Оно включает в себя следующие составляющие:
1. Проверка знания правил поведения. Яркий пример есть в сказке «Кобылячья голова»: героиня выполняет все просьбы хозяйки дома (перенести её в хату, уложить спать и т.д.) и таким образом проходит испытание.
 
2. Проверка женских умений. В сказке «Василиса Прекрасная» Яга даёт девушке такое задание: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». [7]
 
Третий этап – возвращение в мир людей.
Перед уходом посвящённых Яга должна вручить им награду. В «Кобылячьей голове» это красота и богатство: «Дiвчино, дiвчино! Улiзь же менi у праве ухо, а у лiве вилiзь». Вона як вилiзла iз ушей, дак стала така хороша, що кращої немає. Зараз стали i лакеї i конi i коляска. Вона сiла у коляску да й поiхала до батька». [8] В обряде в качестве таковых могут выступать обереги соответствующего назначения.
 
В «Василисе Прекрасной» дар Яги – огонь, который сжигает злую мачеху вместе с её дочерями. Впрочем, существует вариант этой сказки (Марiйка i Баба-вiдьма), в котором убийства нет – падчерица приносит мачехе пламя (горящую головню) для домашнего очага.
 
Подходящей наградой (хотя этого и нет в сказках), на мой взгляд, будет понева – юбка особого покроя, носить которую в старину имели право только взрослые девушки и женщины.
 
После завершения посвящения всем участникам обряда следует очиститься огнём и водой, чтобы смыть с себя влияние Нави…
 
Дополнения.
 
1. Во время инициации стоит постараться создать атмосферу страха – желательно, чтобы посвящаемые чувствовали угрозу и опасность, исходящую от Яги. Важно только с этим не переборщить, не демонизировать образ Богини.
 
2. Инициация может включать в себя не только испытание, но и обучение. В сказке «Василиса Прекрасная» Яга рассказывает Василисе, что встреченные ей по дороге всадники – День, Ночь и Солнце. Можно ввести в обряд устную передачу посвящаемым славянских мифов, не лишним, я думаю, будет и обучение женским умениям и волшбе (гаданиям и прочему). Стоит также учить инициируемых обращениям к Богам (славлениям) и духовным практикам.
 
3. Во время нахождения в Нави посвящаемым и прочим участникам обряда желательно питаться пищей мёртвых – поминальными блюдами (блинами, кутьёй, киселём и т.п.).
 
Гой Ма Коше Сва!
 
источник
Рубрики:  4 Из древних знаний/славянские практики
Метки:  

Процитировано 21 раз
Понравилось: 9 пользователям

showtek-y-helga   обратиться по имени Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 22:38 (ссылка)
Очень интересно. Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Irinkamaj   обратиться по имени Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 22:44 (ссылка)
Хороший.обряд,благодарю...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:25ссылка
Irinkamaj, пожалуйста.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:26ссылка
Сегодня.так.и.не.выходила.
из.твоего.дневника...Зависла!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:36ссылка
сама порой тоже залезу куда-нибудь (у себя))) и застряну... Уже многое забывается...
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:39ссылка
Я.уж.и.не.знаю.как.систематизировать...
столько.всего...А.еще.у.тебя.на.сайте.
застряла.пару.дней.назад.на.сказках.
Старого.Волхва...
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:53ссылка
Хозяюшка и автор этих сказок перестала у меня выкладывать, а там полно продолжений...
Если в Мире бываешь, то найди сообщество "Остров Буян" - неплохое сообщество... Там все эти сказки и продолжение...
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 00:05ссылка
К.сожалению.нет...Но.сказки
энергетически.очень.классные,
мне.понравились...Да.и.вообще
сайт.чистый.такой...
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 00:07ссылка
Благодарю! Мне приятно такой отзыв слышать...
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 00:13ссылка
Как.ни.странно...я.тебя.по.
этому.сайту.и.нашла...И.
очень.рада.знакомству,тем.
более.что.много.нужного.и.
полезного...
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 00:16ссылка
Ты зарегилась там? А то парочка разделов закрыта для гостей...)))
ИРИАНА   обратиться по имени Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 22:52 (ссылка)
ИНТЕРЕСНО !
а где бы почитать о женских возрастных переходах?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:32ссылка
ИРИАНА, всё, что мне попадало по обрядам славян, собрала здесь - http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/31-450-1
Возможно, и в других темах тоже кое-что есть...
Но по женским возрастным отдельно не встречала.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:33ссылка
благодарствую !!!
olyakruvoshey   обратиться по имени Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:03 (ссылка)
Ух аж мурашки по коже,потому что весь обряд я представила себе!Очень интересно!Забрала себе!Только муж мне на мою реакцию сказал что это выдумки!Какой научный источник взят?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:27ссылка
olyakruvoshey, ЛИТЕРАТУРА

1. Платов А.В. Традиционные посвящения – бессмертие и свобода. Альманах «Мифы и магия индоевропейцев», выпуск 10.
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Источник: http://kolohod.narod.ru
3. Пятница Т. Языческий аспект народного праздника Пятровки. Источник: http://slavya.ru
4. Назиров Р.Г. Череп на шесте. Международные параллели к одному русскому сказочному мотиву. Источник: http://newmenandr.ru
5. Ронкин В. Гуси-лебеди. Источник: http://kolohod.narod.ru
6. Гальцева О. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области. Источник: http://opentextnn.ru
7. Василиса Прекрасная (русская народная сказка). Источник: http://babylib.ru
8. Кобылячья голова (украинская народная сказка). Источник: http://starina-rus.ru
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:35ссылка
сколько всего интересного перелопачено,вот это труууууд , ещё раз благодарю !!!
Alkirija   обратиться по имени Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:21 (ссылка)
Это попытка воссоздать, а в чем-то и изменить древний обряд. Интересно, но странно. Жрица, играющая "роль" Бабы Яги, сама была не просто человеком, а мистичным существом - и ведуньей, и даже воплощением Богини. Попытка инсценировать обряд будет символичной или в худшем случае - театральной, но реально - мистического почитания, страха, подключения к закрытым пластам психики (что самое главное при инициации) - не будет.
Насчет источника сведений тоже интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:33ссылка
Alkirija,
Литературу я привела в предыдущем комменте.
Alkirija   обратиться по имени Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:40 (ссылка)
Спасибо, Вашего коммента еще не было, когда я писала свой. )) Сказки эти хорошо знаю, в разных вариациях они есть почти у всех европейских народов.
Кстати, о Василисе есть подробный разбор у Клариссы Эстес "Бегущая с волками". Вообще глубокая книга - считаю ее необходимым чтивом для каждой женщины. И мужчины тоже.
Очень интересная тема, на самом деле - имею в виду женскую инициацию. Такие сведения более засекречены были, чем инициации мужские.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:50ссылка
Alkirija, да про них (женские посвящения) мало материалов...
Удивительно, напомнила мне про книгу, которую давно кто-то у меня забрал почитать и .... с концами...(((
Alkirija   обратиться по имени Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:54 (ссылка)
Ага, меня в свое время эта книга сама нашла. Сначала пробивалась в какой-то рассылке, потом - в разговорах знакомых... еще где-то... закончилось тем, что студент принес почитать, сказав, мол, вас точно заинтересует. Читала взахлеб, многое поняла.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:57ссылка
Alkirija, я начала читать, когда вообще была далеко от всей этой тематики, отложила..., не дочитала...
Alkirija   обратиться по имени Воскресенье, 21 Октября 2012 г. 23:59 (ссылка)
а в электронном виде подойдет?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 00:03ссылка
Alkirija, было бы здорово... Можно ссылку дать, а я скачаю...
Alkirija   обратиться по имени Понедельник, 22 Октября 2012 г. 00:12 (ссылка)
Совершенно неожиданно нашла у себя в форматах doc и fb2. Поскольку не очень доверяю сканам, предпочитаю иметь пару версий. Куда выслать? (можно в личке)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 12:19ссылка
Alkirija, благодарю. Всё получила.
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 12:20ссылка
А мне нельзя тоже дать ссылочку,очень хочется прочесть.Буду очень признательна.
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 13:28ссылка
Ссылочки - это надо в электронных библиотеках искать. Я могу выслать текст книги на Е-мэйл.
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 20:40ссылка
Буду признательна.
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Октября 2012 г. 20:42ссылка
Так куда высылать-то? (можно Е-мэйл написать в личку)
Иринушка_охотниченко   обратиться по имени Понедельник, 22 Октября 2012 г. 00:54 (ссылка)
Да,слышала об этом,а теперь и прочла.))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Лотос-50   обратиться по имени Понедельник, 22 Октября 2012 г. 12:19 (ссылка)
Спасибо за пост,прочитала все комментарии,очень познавательно.У меня тоже есть какая-то книга на эту тему,постараюсь найти.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку