Праздник урожая на Руси |
Этот праздник сложился из нескольких праздничных деяний, близких по времени.
Если праздник первых плодов - это благодарение богов малыми дарами, то праздник урожая - это крупный праздник общины: объедение и демонстрация полученного от богов богатства.
Это и праздник посвящен Роженицам и приходится он примерно на 6 сентября, когда урожай убран, и надо отблагодарить богов за новую пищу. Б.А. Рыбаков указывает, что в этот день ставили трапезы Роженицам.
Народная традиция девятнадцатого века говорит, что 14 сентября должен был быть закончен сев озимых. После этого дня сев уже бессмысленен.
Начинается мытье льна, трепание пеньки.
В этот день начинаются и бабьи посиделки, избяные беседы.
Потому этот день считается началом т.н. бабьего лета. Продолжается это лето до равноденствия.
В этот день добывают живой огонь, который будет храниться в печах всю зиму до весны. С тлеющей головней от живого огня обходят засеянные поля, и так оберегают их от "лиха, притки и призора".
Происходит при этом обходе и ритуальное опахивание поля, так, что вокруг полей движется целая процессия с огнем и плугом.
Так же 14 сентября - это день переходя на новое жилище. День новоселья и переноса домового из старого очага.
Делалось это так. В старой избе старуха топит печь. В полдень угли складываются в горшок. Обращаясь к запечному углу, старуха говорит: "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье".
Горшок охватывают полотенцем, закрывают крышкой и несут до нового дома. Там бабка стучит в верею и спрашивает: "Рады ли хозяева гостям?" - "Милости просим дедушку на новоселье", отвечают ей. В доме угли кладутся в печку, прах с полотенца отряхается в новом строении. Горшок разбивается и хоронится под передним углом дома.
В этот же день происходил не совсем понятный нам обряд похорон мух. Очевидно, это магия на ликвидацию насекомых, которым пришло время покинуть лицо земли. По поверьям, утром того же дня, на мокрые луга вылезает угорь, и стряхивает на росу все свои недуги. Потом они цепляются к людям. На поедание угря в прошлом был наложен запрет. Он считался водяным змеем, у которого отобрано жало. Знахари гадали угрями - бросали их, как и змей, на угли и гадали по тому, как угорь на них скачет.
За этим днем следовала вереница дней, которые напоминают святки. В частности в эти дни гадали о холодах и зиме, и много примет, связанных с поведением отлетающих птиц и паутины сохранились до нашего времени.
Наконец, на этот день приходила на Землю матушка Осенина. Пребывает она у нас очень не долго. Всего месяц. И время ее прохладное, но красивое и сытное. Известно, что у Зимы "поповское брюхо". Осенью же, после летних трудов, люди могли поесть вдоволь, без оглядки на запасы.
Матушку Осенину не только подпирает Зима, но и люди упорно не хотят признавать ее приход, называя время с 14 по 24 сентября пусть бабьим, но все же летом. Осенина это терпит, но ждет к себе внимания. Потому в песнях этого времени есть слова: ой осень моя, осень студеная, что ты рано захолодела? - я не ранняя, я не поздняя, уж моя пора пришла…
Рубрики: | Предсказания. Гороскопы./Праздники. Новый Год. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |