О заговорах и культе Макоши |
Макошь – пожалуй, наиважнейшее женское Божество в славянской мифологии. Её имя в буквальном переводе на современный язык означает «Мать Жребия» или «Мать Урожая». Две основные функции Макоши: прядение нитей судеб и управление плодородием Земли.
Атрибуты Макоши: веретено, рог изобилия. Культ её тесно связан с водными источниками и колодцами. Мужем Макоши является Велес. День недели, посвящённый Макоши – пятница. Два важнейших святодня, ей посвящённых: Вешнее Макошье (День Земли, 9 травня \ мая) и Осеннее Макошье (28 листопада \ октября).
Кроме того, Макошь является покровительницей женских занятий: прядения и ткачества, а также – женской волшбы.
Одним из разделов такой волшбы являются заговоры. В народной жизни, в отличии от поэзии (А.С. Пушкин и А.В. Блок) на единицы колдунов и чернокнижников почти в каждой деревне находились десятки знахарок или просто бабушек «со знатьём», несущих людям исцеление, добро или просто надежду на избавление от беды, болезни, неприятностей.
Авторитет этих женщин чрезвычайно высок. К ней не раз прибежит испуганная мать – от полуночницы заговорить, щетинку вывести, грыжу загрызть. Бабушка всё уладит, пошепчет, научит.
Ушиб и порез, зубная боль и боль поясничная «от надсады», прилипчивая бородавка, чирей и многое другое – на каждую из этих обиходных болезней, недомоганий, физических изъянов издавна имелись свои избавляющие средства: травы, снадобья, действия и манипуляции и, почти обязательно, - слова, то есть заговоры. К заговорам прибегали и в более тяжёлых случаях: при укусах змеи, бешеной собаки, заболеваниях лихорадкой.
В лечебных заговорах и сопровождающих их действиях богатый опыт жизненных наблюдений и практика соединяются с предположениями о целебных или вредоносных свойствах того или иного вещества. Другая область применения заговоров – человеческие взаимоотношения, личные и общественные, когда надо было отвести беду, или заставить тосковать «присушить» или «отсушить» девицу или парня, а случалось, и семейного человека «остудить», нарушить семью (недобрые люди успевали это сделать даже на свадьбе). Дела эти были сугубо тайные, не одобрялись, поскольку были в ведении «чёрной» волшбы. По народному нравственному убеждению, счастье разлучнику или разлучнице выпадало не надолго.
Очень распространены были обереги отправляющихся на войну – от пуль и всякого орудия, от неправедного суда и лихого начальства. А чего стоит когда-то найденная у давнего узника бумажка с записью слов – «как оттерпеться от пытки»!
Самая «спокойная» обиходная сфера заговоров- хозяйственно-промысловая. У хороших хозяев и умельцев всё рассчитано вперёд: когда, что и как сделать, что при этом сказать и до и после: при первом весеннем выгоне скота, при начале сева, при жатве. Каждому злаку, овощу своё слово – и хлебу, и льну, и капусте, и хмелю. Охотник-промысловик знает слова беличьи, заячьи и многие другие, «чтобы ворон на охоте не мешал - помог». И почти каждая деревенская хозяйка на севере знает или узнаёт по мере надобности, как поставить новокупленную коровушку, вернуть «уведённое» молоко (когда корова перестаёт доиться), что нужно сделать и сказать, чтобы корова не лягалась при дойке.
С глубокой древности и до наших дней сохранилась вера в «дурной глаз», в «порчу», «прикос», «уроки», напускаемые недобрыми людьми. Тут никто не застрахован от специального или случайного «наноса» по ветру или передачи через невинный по виду предмет. Поэтому так берегут детей, новобрачных, для этого существует много специальных слов «от бабы простоволоски, от мужика-еретика, от встрешника и поперешника, от однозубого и двоезубого».
Эти обереги должны были обеспечить безопасность. А если всё же случится злое дело, надо найти виновного и перебороть его злую силу специальным заговором. Тогда призывались силы, способные отбить, отстрелить вредоносные напуски.
Учёные определяют заговор как словесную формулу, необходимую и достаточную для оказания воздействия на окружающий мир, его явления и объекты с целью вызвать желаемый результат. Произнесение заговора сопровождается определёнными действиями, иногда, с использованием предметов – нож, нитка, топор, веник, ключ. Слово и действие в заговоре неразрывно связаны и одинаковы по назначению.
Самые ранние свидетельства о заговорах восходят к памятникам X-XV столетий, где упоминаются бабы чародейки, шептуньи, вязание узлов (наузов) и ношение амулетов. Повсеместное бытование заговоров в XX веке и в наши дни, преимущественно в сельской среде, подтверждается большим числом этнографических источников.
Так или иначе, происхождение большинства заговоров относится к древнейшим временам, когда люди одушевляли весь окружающий природный мир, а болезни считали как бы «входящими» или «вносимыми» в человека, насылаемыми на него. Поэтому их надо было испугать, смыть, состричь, смахнуть, загрызть. Древнейший вид заговора – слово-приказ в сопровождении целенаправленного действия. Иногда заговоры строились на подобии желаемого действия с отмеченным в жизни: как сохнет сучок, так пусть чирей засохнет».
Многообразны «действующие лица» заговоров. Кроме самого знахаря (главного действующего лица) и заговариваемого в них существуют две большие группы персонажей. Это носители зла (лихорадки, золотухи, тоска, сухота) и части тела, откуда болезни изгоняются (буйная голова, ясные очи, горячая кровь). Во многих заговорах указываются пути, которыми должны выйти хвори; а так же повторяются места, куда отсылаются эти болезни (чёрные грязи, пни, болота, тёмные леса, крутые горы).
Кроме того, в заговорах фигурируют многочисленные помощники (например детскую грыжу загрызает щука с железными зубами, с медными щеками, месяц унимает зубную боль).
Как правило, заговоры читаются на еду, питьё или на «больное место».
В устном бытовании хранение и передача заговоров составляли неотъемлемую часть традиции. Передавались они только от старшего к младшему, чаще – по родственникам. «Белые» заговоры – добровольно и с охотой. «Чёрные» заговоры – насильственно или с обманом.
Рубрики: | 4 Из древних знаний/заговоры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |