-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в макошь311

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 492442


Психотерапевтические секреты колыбельных

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 14:51 + в цитатник

Наши беседы могут показаться непоследовательными, но русская культура, как могучее древо, из ствола которого распускается густая крона. Трудно забираться на вершину, не цепляясь за ветки.

Итак, мы добрались до ветки по имени «Колыбельные». Попробуем разобраться, какое значение имеют колыбельные в народной психотерапии.      

Колыбельные пелись детям с незапамятных времён. В наши дни не так часто встретишь маму, которая поёт колыбельные. Я, в силу своей медицинской профессии, каждый день общаюсь с молодыми мамами и маленькими детьми. Когда малыш слишком перевозбуждён или плачет, напеваю колыбельную, с которой вы уже знакомы.      

При первом знакомстве с нашей колыбельной, реакция, в большинстве случаев, одинакова для всех детей: малыш внезапно прекращает плакать, широко раскрывает глаза и, не мигая, смотрит, как будто спрашивая: «Откуда ты знаешь ЭТО?»

Малыш 2-3 месячного возраста ищет глазами источник песни, от 3 до 5 месяцев - смотрит как заворожённый, старше – тянет ручки и просится ко мне. После года – песня действует, как колыбельная для засыпания.

Я пробовала петь разные колыбельные, но такая реакция наблюдалась только на эту.

Обратилась к специалистам по психиатрии, чтобы найти научное объяснение такой реакции. Несомненно, в ней есть некоторые элементы, вызывающие лёгкое гипнотическое воздействие. Это и МЕЛОДИЯ, и особая народная МАНЕРА ПЕНИЯ, когда звук извлекается как бы «из сердца» или «из живота» и «вырезает» пространство (подробнее вернёмся к этому состоянию в других беседах). Такая манера пения как бы закрывает малыша невидимым, но ощутимым «обережным шатром». Посторонние звуки не слышны, не рвут пространство, и не мешают спать. Ребёнок их «не слышит».

Также ПРИХОДЯЩИЕ И УХОДЯЩИЕ ОБРАЗЫ (наподобие движения маятника) вводят малыша в состояние покоя.

С этой колыбельной произошёл интересный случай. У психиатра, с которым мы исследовали нашу колыбельную, есть два 3-х летних сына-близнеца (с «реактивным моторчиком» в определенном месте J). Угомонить их практически невозможно.

Мы записали моё пение на диктофон. Мама детей выучила колыбельную и стала укачивать детей. Пошёл невероятный протест, возмущение, что мама поёт не так. Малыши требовали включить диктофон и засыпали только под него. На вопрос, а как надо петь? Дети сказали: «Надо рисовать песню!».

Устами младенца глаголет истина.

Современные мамы чаще всего поют, не создавая мысленного образа песни.

Народной традиции рассказа (сказительства), пения, и вообще мировосприятия свойственно СОЗДАНИЕ ОБРАЗА, а не простая передача информации («ин»- извне, внешняя; «формация» – форма).

То есть, не рисуется объёмный, наполненный, многомерный образ, а линейно передаётся «внешняя форма». (Сравните: «ЗНАНИЕ» и «ЗНАНИЯ». Первое – нечто глубокое, полное и мудрое. Второе – множественное число от понятия «информация», набор сообщений).

Информационная подача материала свойственна для современности. Поток информации настолько велик, что её невозможно «сказывать образами». Это ярко видно в манере «тараторить» у дикторов телевидения и радио. Их задача, как можно больше «вывалит» информации, без углубления в её суть.

Человеческий мозг не в состоянии переварить такие скорости и объёмы информации. Мозги, защищаясь, «схлопываются». Это одна из причин, что современные молодое поколение (в своей массе) не любит читать, не любит рукотворные мультфильмы. Не та скорость – уже исчезает способность мозга глубоко вникать в суть знаний. Точно такие же процессы наблюдаем в отношениях полов – не в состоянии «строить» семью. Всё в нашей жизни «одноразовое» и «быстрорастворимое» - даже чувства заменяются поверхностными быстропроходящими эмоциями. Строить отношения некогда, проще сменить партнёра.

Взрослое население защищается от информационного переутомления «жвачкой» тупых сериалов. Это происходит потому, что более глубокую информацию человек уже не в состоянии воспринимать. Мы уже не можем жить без постоянного информационного шума-допинга. Это тот же механизм, как с отравлением городским воздухом. Выезжая в сосновый лес, мы начинаем «болеть» от чистого воздуха, пока не адаптируемся: «Поднесите меня к выхлопной трубе - дайте подышать!».

И так, можно предположить, что ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ОБРАЗНАЯ передача знаний, свойственная русской культуре, оздоровляла нервную систему, сохраняла равновесие психики, следовательно, и физическое здоровье приходило в норму.

Малыш хорошо воспринимает именно старинную колыбельную в народной манере исполнения, потому что она несёт отдых и оздоровление от «отравляющих» бешеных ритмов окружающего мира.

Сама по себе колыбельная песня, обладает удивительным действием «упорядочивать», «раскладывать по полочкам» впечатления дня.

Эти впечатления, по рассказам стариков (по материалам А.Андреева), накапливаются снаружи, перед лицом, и давят на лоб. Поэтому, когда идёт избыток информации, начинает тяжелеть именно лоб, и веки закрываются под тяжестью информационного объёма. Сознание либо «зависает», либо «отключается», либо входит в состояние протеста - «перевозбуждения». И мы либо проваливаемся в тяжёлый сон, как в обморок, не испытывая утром свежести, либо ворочаемся всю ночь.

Колыбельная, как хороший библиотекарь, в конце рабочего дня разбирает завалы книг на столе, и раскладывает их по полочкам на свои места.

Я слышала такое выражение: «Чтобы уснуть, надо набрать силу…»

Колыбельная, приводя в порядок сознание ребёнка, способствует набору силы, которая в свою очередь даёт возможность полноценно отдохнуть и «переварить» впечатлений дня.

Немного практических советов:

1. Успокаивающее действие и упорядоченность даёт горизонтальное поглаживание лба подушечками пальцев справа налево.
Вспоминайте, что и взрослый человек, когда устал или надо подумать, сосредоточиться, интуитивно потирает лоб и глаза, как бы убирая лишнюю информацию с «рабочего стола своего мозга-компьютера».

2. Попробуйте ещё один приём, которым пользовались наши предки:
Соберите внимание на тяжести, которая давит на лоб (вспомните, что «рабочий стол нашего мозга-компьютера» находится в пространстве перед лбом).
Открытой, растянутой ладонью правой руки «шлёпните» себя по лбу. Шлепок должен быть хлёстким, как бы с оттяжкой.
Правильно выполненный приём определяется по характерному звуку, как будто не громко лопнул воздушный шарик. Сразу почувствуете, что тяжесть ушла, брови поднялись, а глаза прояснились.


Этот прием требует определённого навыка – тренируйтесь J
Проверено на себе – очень простой и действенный способ приведения в рабочее состояние хотя бы на время.

И так, колыбельные обладают свойством «укладывать по полочкам» впечатления дня; вводят в состояние легкого транса, способствующего отдыху, как при медитациях; защищают сознание ребёнка «обережным шатром» от разрушающего действия посторонних шумов и лишних впечатлений.

Но, колыбельные песни пелись не только детям. На поле брани, чтобы успокоить боль при ранении (обезболивающий эффект) и дождаться помощи, воины сами себе пели колыбельные, которые знали с детства. Иногда приходилось так держаться не один день.

Почему же современные мамы не могут петь колыбельные? Сначала им самим нужно «полечиться», «утихомирить» свой избыточный внутренний «шум» с помощью колыбельной. Только после этого малыш сможет воспринимать её пение. Для этой цели лучше всего служат именно старинные колыбельные, которые выверены временем и мудростью народа.

http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-108-22936-16-1328706177

Рубрики:  4 Из древних знаний
Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 5 пользователям

лирическое_настроение   обратиться по имени Четверг, 09 Февраля 2012 г. 18:49 (ссылка)
Благодарю! Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Богданова_Любовь   обратиться по имени Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:13 (ссылка)
из всех колыбельных которые я пою детям нравиться им самая упорядоченная и простая:ай люли люли люли.причем независимо от возраста
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Февраля 2012 г. 19:26ссылка
Богданова_Любовь, да, чем проще, тем лучше)))
Андрей_Мангуст   обратиться по имени Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 16:47 (ссылка)
А саму колыбельную в студию? :))
Может есть аудиозапись? Буду премного благодарен :))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 19:51ссылка
К сожалению, аудиозаписей нет. Сама искала, хотелось послушать - но ...
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 20:15ссылка
Жалко, здесь и ритмика и интонации послушать бы и вообще погрузиться бы в дух колыбельной:))
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 20:24ссылка
Предполагают, что и не колыбельная эта песня, а поминальная(((
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 20:53ссылка
"Куму поминать". Так сон схож с тем светом :)) Может и верно всё.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 21:05ссылка
Ты прослушал уже?
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 21:08ссылка
Так нечего слушать-то. Дочери ещё не отсылал, да и выйдет ли что:)
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 22:48ссылка
как нечего? Я же ссылку под этим комментом дала - исполняет хороший ансамбль!
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 23:03ссылка
Извини, внимание дырявое :))
Нашёл, прослушал. Думаю, что просто голос без музыки будет круче:))
А поют хорошо. Но мне чего-то не хватило.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 23:35ссылка
Выступают..., а любое выступление на публику - для таких песен не очень благопрятно, так думаю.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 19:56ссылка
Во только что нашла:

Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 19:58ссылка
Текст есть в одной из этих статей, но повторю:
Ай, ту-ту

Ай, ту-ту, ту-ту, ту-ту
Не вари кашку круту
Вари жиденькую
Молочненькую
Куму поминать:
- А где кума?
- А где кума?
- За ворота ушла.
- А где ворота?
- Вода унесла.
- А где вода?
- За горы ушла.
- А где гора?
- Черви выточили.
- А где черви?
- Гуси выклевали.
- А где гуси?
- Во тростник ушли.
- А где тростник?
- Девки выломали.
- А где девки?
- За мужья ушли.
- А где мужья?
- На войну ушли.
- А где война?
- Война выгорела.
- А где пепелок?
- Унёс ветерок.
- А где ветерок?
- Улетел на восток.
- А где восток?
- Там, где солнышко встаёт.
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Февраля 2012 г. 20:16ссылка
Здорово, благодарю. Дам дочери, пусть попробует озвучить. Может и запишу:))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку