-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в макошь311

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 491019


Скрытый смысл сказок

Вторник, 17 Января 2012 г. 19:55 + в цитатник

Есть ли у русских сказок тайный смысл?

Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам еще предстоит понять…

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребенок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки?

Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам еще предстоит узнать?

Об этом рассказывает Светлана Курячая.

— К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок, как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался — ушел и забыл.

На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: «Сказка — ложь, да в ней намек…»       

С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции — когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т. е. читать их тем языком, на котором они были изложены.

Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет! Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было.

Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда. Душа возвращалась в теле ребенка.

«Колобок» и «Репка» — астрологические сказки

— Сказки детям необходимы, — считает Светлана Курячая, — особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.

Если в раннем детстве прочитать про Бабу-ягу, то ребенок испугается и будет бояться ее всегда. Начинать нужно с детских сказок про колобка и репку. Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки. Они — о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…

«Репка» — о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.

К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.

В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима.


«Курочка Ряба» — сказка для взрослых

По мнению Светланы Курячей, «Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли. Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое«, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.

Кто такая Баба-яга?

Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только.

Но, как считает Светлана Власовна, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось. У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.

Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.

По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.

Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.

Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.

Об этимологии слова «Баба-яга». Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода. «Яга« — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники, роженицы. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все.


Сейчас посажу на лопату — и в печь!

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Все становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.


Иван — да не дурак

Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?

— Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле все совершенно не так. Ученые считают, что слова «дремучий лес — дремать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие. Дремучий лес — другой мир, мир мертвых — там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.

Дремать — человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании. Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков. Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, проживает жизнь несуетную, накапливает знания. В итоге все и получает!


Сказки для подростков

Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью. В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо. Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков. Если все условия выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.

Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества. Она заранее все знает, предвидит. Наткала ткань, подарила ее (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге — свадьба и счастливая жизнь.

— Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, — считает Светлана Курячая. — К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью. И помните слова Юрия Лотмана: «Культура — это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания».


Людмила КУЗМЕНКИНА

http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-272-8424-16-1259425281

Рубрики:  4 Русь. Славяне./История, легенды, сказки
Метки:  

Процитировано 57 раз
Понравилось: 11 пользователям

БНК   обратиться по имени Вторник, 17 Января 2012 г. 22:27 (ссылка)
Как всегда - очень интересно!!! Полезно!!! Классно!!! Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Оюся   обратиться по имени Среда, 18 Января 2012 г. 01:27 (ссылка)
спасибо! кстати, мой дитеныш шел такими же сказочными этапами как у вас написано... странно! хотя после вашей статьи уже нет.
он сам себе выбирал что слушать... а лисичка-сестричка- это был хит!!! я даже волос лишилась из-за нее! устала-жили одни без бабушек- заснула с книжкой во время чтения-ппц!!! -ребенок меня подстриг!ну ему же скучно!!! выстриг много... нет, не много, а оЧЧЧЧень много!!!!
стриг и приговаривал "лисичка-сестричка, а у меня были косы, а в одной из трактовок сказки- лисичка косичка... ребенок меня так и звал...в процессе пострига требовал еще кага (перевожу книга)"
короче, он требовал продолжения банкета, а мама без чувств! за что и пострадала...
кстати, после этого случая волос испортился.. по сей день что зря на голове...
может как в примете первому потоптаться по спине?

в моем случае по голове?

ну и что что ему 21!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 18 Января 2012 г. 10:29ссылка
Оюся, да, уж... Оригинальная реакция на сказки у вашего ребёнка! Не знаю, что и сказать...)))
замечательнаяя   обратиться по имени Среда, 18 Января 2012 г. 01:38 (ссылка)
Какой пост!!! Спасибо вам огромное. У вас всё интересное. Ничего, что я так много у вас цитирую? Где вы только такие материалы выискиваете, просто чудо у вас, а не дневник!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 18 Января 2012 г. 10:31ссылка
замечательнаяя, благодарю за такую оценку моего дневника! А цитировать можешь сколько тебе надо - тексты для того, чтобы к ним возвращаться ещё не раз. Так что бери всё, что нравится)))
Vera_v_luchee   обратиться по имени Среда, 18 Января 2012 г. 09:37 (ссылка)
Спасибо, очень интересно!!! Каждый ваш пост читаю с удовольствием-темы раскрываете глубоко, заставляете задуматься, пересмотреть свои привычки, уклад...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 18 Января 2012 г. 10:26ссылка
Lada_Lubov, пожалуйста. Рада, что нравятся материалы.
Pa-dyga   обратиться по имени Среда, 18 Января 2012 г. 11:38 (ссылка)
САМЫЕ ДРЕВНИЕ - ЭТО СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. В НИХ ВО ВСЕХ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ КОСМОГОНИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ. ТАКИЕ СКАЗКИ ЕСТЬ У ВСЕХ НАРОДОВ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ. ПОЗДНЕЕ ПОЯВИЛИСЬ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ, СКАЗЫ, ЖИЛИЧКИ. А УЖЕ ПОСЛЕ НИХ ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ. В ТАКОЙ ЖЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ МЫ И ЗНАКОМИМ НАШИХ ДЕТЕЙ С УСТНЫМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ.
Я обратила внимание, что очень многие сказки о животных и бытовые сказки схожи по своей сути по всему миру от Африки до Чукотки. Меняются животные и бытовые приметы, но суть неизменна. Как будто кто то единый рассказывал их детям всей Земли, зашифровав в них информацию, что б когда подросли - вспомнили и расшифровали. Бытовые сказки - это как те же 0 Заповедей из Нагорной проповеди. А вот волшебные сказки - это уже в большей мере народное творчество. Поэтому они так различны в разных культурах. Но. опять же таки, в них во всех присутствует воспитательный аспект.
А еще хочу добавить, что это мы сейчас воспринимаем сказки как детскую литературу. А вообще то сказки , вплоть до конца 19 века, являлись неотъемлемой составляющей устного народного творчества наравне с песнями, былинами и прочяя.... Их рассказывали на посиделках,на завалинках, их любили и с удовольствием слушали все, от мала до велика.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 18 Января 2012 г. 11:39ссылка
Извиняюсь за описку. 10 заповедей.
Перейти к дневнику

Среда, 18 Января 2012 г. 12:29ссылка
Pa-dyga, благодарю за отличный коммент! Сказки, ты права, не просто чтиво для детей. Существует даже такой метода лечения - сказкотерапия. У меня на форуме есть несколько статей по этой теме.
Кроме того, существует много исследователей, которые занимаются изучением именно, как ты написала, КОСМОГОНИЧЕСКОГО ПОДТЕКСТА сказок. Тоже есть статьи по этим исследованиям.
Очень интересно заниматься изучением сказок, а не просто их чтением)))
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Января 2012 г. 03:30ссылка
С удовольствием почитаю еще. Можно ссылочки? Что б сразу попасть куда надо.
izzida   обратиться по имени Четверг, 19 Января 2012 г. 21:45 (ссылка)
Отлично!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Natalia-sv   обратиться по имени Вторник, 24 Января 2012 г. 14:40 (ссылка)
спасибо, очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Песня_в_лесу   обратиться по имени Четверг, 26 Марта 2015 г. 20:08 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку