-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мира_М

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1998


Жизнь в средневековье

Вторник, 30 Апреля 2013 г. 21:25 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Жизнь в средневековье


Средние века (средневековье) — исторический период, следующий после античности и предшествующийновому времени

Начиная со второго столетия могущество Римской империи пошло на убыль — постепенно пришли в упадок морская торговля и развитие городов, сократился прирост населения. Западную империю постоянно беспокоили набеги варваров, что привело к её упадку. В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора, 16-летнего Ромула Августула отречься от престола. С согласия ЗенонаОдоакр признал императором Запада предшественника Ромула Августула императора Юлия по прозвищу НепотТаким образом завершилось 12-вековое владычество Рима



Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В эпоху раннего cредневековья произошло великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов вАквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государстванглов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь.

 История еды




Средневековая кухня — продукты, предпочтения в еде, и методы готовки различных европейских культур на протяженииСредних веков, исторического периода между V и XVI веками. На протяжении этого периода, диета и методы приготовления пищи изменялись не столь активно как в последующем Новом времени, однако был заложен своего рода фундамент для современной европейской кухни.





Зерновые культуры оставались одними из важнейших продуктов на протяжении Раннего Средневековья, поскольку рис относительно поздно был завезён в Европу, а картофель был введён в употребление лишь в 1536, получив широкое распространение много позже. Ячмень, овёс и рожь были распространены среди бедных слоёв населения, тогда как пшеница была привилегий высшего сословия. Однако хлеб, овсянка, каша и паста входили в рацион всех сословий. Садовый боб иовощи были важным дополнением к основанной на зерновых культурах — диете нижних сословий. Бобы фасоли ведут своё происхождение из Нового света и в Европе появились лишь в ходе так называемого «Колумбова обмена» в XVI веке.
 

Мясо было более дорогим и более престижным продуктом питания, попадая на столы благородного сословия в основном в виде дичи. В лавке мясника чаще всего можно было встретить свинину, курятину и разнообразную одомашненную птицу, тогда как говядина, которая требовала крупных капиталовложений в землю, встречалась редко.

Треска и сельдь были одним из основных источников питания для северных народов, и в засушенном, копчённом или солёном виде попадали внутрь материка, однако широкое разнообразие морских и пресноводных рыб также нашло признание.




Медленная транспортировка и неэффективные методы консервирования, базирующиеся исключительно на сушке, солении, копчении и мариновании делали дальнююторговлю подавляющим большинством еды — очень дорогостоящей. По этой причине, еда «благородных сословий» была более подвержена иностранному влиянию чем кухня низших сословий, и сильно зависела от экзотических специй и импорта.


Так как каждый уровень сословий стремился подражать вышестоящему, инновации от международной торговли и внешние войны начиная с 12 столетия внесли соответствующие перемены в питание верхушки среднего класса европейских городов.







Помимо экономической недоступности предметов роскоши, таких как специи, декреты запрещали потребление определённых продуктов определённым сословиям,

Сумптуарные законы ограничивали демонстративное потребление среди нуворишей. Социальные нормы диктовали чтобы пища рабочих классов была менее утончённой, так как считалось что между рабочей силой и едой которую она потребляла должно было быть мало различий, потому и считалось что ручной труд требует грубой, и дешевой пищи.





Один из методов утончённой готовки в Позднем Средневековье установил своего рода стандарт среди благородных сословий Европы. Приправы в очень пряном кисло-сладком сочетании типичном для высшего сословия, включая кислый сок (из незрелых плодов), вино и уксус в комбинации со специями вроде чёрного перца,шафрана и имбиря.
Они, наряду с широким использованием сахара или мёда придавали многим блюдам сладко-кислый вкус и аромат. Миндаль был очень популярен как загуститель в супах, блюдах тушения, и соусах, особо как ингредиент Миндального молочка.

                                                      Монарх





Монархия в средневековье В 476 г. пала Западная Римская империя. Это было катастрофой для античности и началом государств средневековья. И хотя в действительности отмирание античного мира продолжалось потом еще не одно десятилетие, варвары принесли с собой совершенно новый тип государств, выдвинувший на первый план принцип личных, вассальных связей взамен римского принципа над общественного государства.


Появились так называемые варварские королевства: Вестготское королевство на юге Франции и на Пиренеях, Королевство вандалов в Африке, Англосаксонские королевства в Британии, Франкское королевство в Галин, Остготское королевство, а затем Королевство лангобардов в Италии и другие.


Таким образом, политическая карта раннего средневековья крайне пестра и, кроме того, нестабильна. Королевства постоянно меняют свои границы, а некоторые и столицы. Нестабильны они и внутренне: часто случаются раздоры между королем и его вассалами, между членами королевской семьи, периодически возникают споры между претендентами на престол, что объясняется тем обстоятельством, что тогда еще не существовало правила передачи короны от отца к сыну.

Короля вначале выбирали, затем с VII—VIII вв. короли сами пытаются назначать себе преемников: чаще всего, конечно, своих сыновей. Но с их волей считались далеко не всегда.





В VIII в. в Западной Европе возникает идея о возрождении империи, которая находит защитника и проводника в жизнь в лице Карла Великого, франкского короля. В своем стремлении стать наследником Рима этот король сильно расширил границы своего государства, подчинив себе земли Германии и Италии, и короновался императорской короной в Риме в 800 г. После его смерти в 814 г., однако, империя франков угасла, разделившись на три части: на Западно-Франкское королевство во Франции, Восточно-Франкское — в Германии и королевство в Италии. К
Короли Восточно-Франкского королевства возобновили в X в. политику Карла Великого, провозгласив себя императорами. Оттон I именовался «императором Августом», а Оттон II «императором римлян». Германские короли короновались дважды: в Аахене — короной короля римского и в Риме — императорской.





В X столетии возникает титул императора в Британии и на Пиренейском полуострове. Здесь, правда, не появляется император Рима или римлян — императорский титул распространяется только на определенный регион: «императором всего Альбиона» назовет себя англо-саксонский король Эдгар Миролюбивый в 970 г. В начале XI в. о Кнуте Великом напишут как об императоре пяти королевств: Дании, Англии, Британии, Шотландии и Норвегии. «Императором всей Испании» или «императором всех наций Испании» именовались леонские и кастильские короли на протяжении
 Х-ХIII вв.


Некоторые из названных империй — империя Карла Великого, Отгона I, Кнута Великого — не только присваивали себе титулы, но и претендовали в той или иной степени на политическое могущество, равное Риму. Но все они существовали весьма недолго, распадаясь обычно на более мелкие королевства, которые и сами впоследствии снова стали основой для формирования европейских государств. До этого им еще предстояло пережить немало войн, династических браков, а главное, борьбу королевской власти за объединение и централизацию своих земель. В течение XIII—XV вв. постепенно складываются и упрочиваются королевства Англия, Дания, Норвегия, Швеция, Франция, Кастилия, Арагон, Португалия.

В период раздробленности Европы многие вассалы короля обладали очень высокой степенью политической и экономической самостоятельности, зачастую намного превосходя могуществом своего повелителя.

Поэтому-то королевская власть, стремясь подчинить себе своих вассалов не только формально, но и на деле, искала себе не менее сильных и богатых союзников. Ими стали города, которые, в свою очередь, нуждались в устойчивой и способной защитить их интересы королевской власти. Король жаловал городам свободы и привилегии в торговых и ремесленных делах; города представляли королю крупные денежные суммы и поддерживали его.

IMG]http://documental.su/uploads/posts/2012-06/1340715355_1340693972_dlgc5mdx2feorh4.jpeg[/IMG]


Это положение нашло отражение и в политической, государственной системе: сложился новый тип монархии, получившей название сословно-представительной. Дело в том, что в это время— в разных странах по-разному— возникают сословно-представительные учреждения.


В Англии — это парламент (XIII в.), во Франции — генеральные штаты (XIV в.), в Кастилии, Арагоне, Португалии — кортесы, в Германии— рейхстаг, в Швеции— рикстаг. В разных странах полномочия сословно-представительных учреждений были разными. Пожалуй, самым политически сильным и активным был английский парламент. Наиболее слабым — германский рейхстаг, возникший довольно поздно и так и не получивший реальной возможности влиять на государственные дела.

Одной из функций сословных учреждений было вотирование налогов, т. е. предоставление короне разрешения на сбор налогов. Кроме того, сословные учреждения могли подавать прошения о новых законах, участвовать в обсуждении вопросов о престолонаследии и регенстве король, который только упрочил свою власть с помощью создания таких совещательных учреждений.



К концу классического средневековья, с завершением процесса централизации основных европейских государств, сословная монархия постепенно изживает себя как форма государственного устройства. И генеральные штаты, и кортесы, и рейхстаг собираются все реже и реже, с их мнением считаются все меньше и меньше. Значение сохраняет только парламент в Англии, переживший и период тюдоровского абсолютизма, и бури английской революции



В целом же XVI в. знаменует собой приход новой эпохи — эпохи абсолютизма. Складываться абсолютизм начал еще в XV столетии, когда стали оформляться его особенные черты. Вместо сословно-представительных учреждений собираются местные сословные органы, решающие вопросы более частного характера. В то же время королевская власть стремится подчинить себе аппарат управления. С этой целью упраздняется феодальная армия — ополчение сеньоров всех рангов, и заводится наемная армия, оплачиваемая королем и служащая только ему.


Король создает также целую армию чиновников (вместо наместников и управляющих, кормившихся со своих должностей), которые также живут на королевское жалованье. В это же время формируется целая система государственных, а не сеньориальных налогов. При помощи этих мер создается государство нового типа, в общем, уже совсем не средневековое

Рыцари и Прекрасные Дамы.


Существует ряд легенд о происхождении Ордена, известнейшая связана с Джоанной Кентской --графиней Солсбери. Во время танца с королем Эдуардом III она уронила подвязку и окружающие засмеялись, король же поднял подвязку и повязал ее на собственную ногу со словами: «Honi soit qui mal y pense» (наиболее точный перевод: «Пусть стыдится подумавший плохо об этом»), ставшими девизом ордена.

С тех пор ленту из темно-синего (почти чёрного) бархата с вытканной золотом каймой и золотой надписью: «Honi soit qui mal y pense»; носят ниже левого колена и прикрепляют золотой пряжкой (женщины носят её на левой руке).



Из глухих времен Средневековья, окутанных плотным туманом легенд, позднейших вымыслов и экзальтированного христианского мистицизма, дошли до нас с десяток понятий, каждое из которых прочно укоренилось в сознании вереницы поколений. Сквозь тьму времен перед нами отчетливо высвечивается таинственный женский лик - Прекрасная Дама!



Средневековье - время чудес. Именно к области чудесного можно отнести волшебное преображение женского образа из малозаметной детали семейного обихода в загадочную и многоликую, пережившую столетия Незнакомку.

Культ Прекрасной Дамы зародился в южной Франции, в графстве Прованс с особого поклонения Деве Марии. В ее честь возносились горячие молитвы, слагались стихи. Она именовалась «кроткой Дамой небес», «небесной королевой», ее изображения на иконах стали облекаться в драгоценные одежды, увенчиваться короной.



Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Земная любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами. Окружая почитанием какую-либо «даму сердца», рыцарь, в сущности, служил не ей, а какому-то отвлеченному идеалу красоты и непорочности, который он создавал в своей душе.



По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей. «Редкие достигают высшей добродетели, храбрости и доброй славы, — гласило одно из поучений, — если они не были влюблены».


Служение Прекрасной Даме сделалось всеобщим обычаем, никто из рыцарского сословия не мог от него уклониться. Каждый после посвящения в рыцари должен был избрать себе даму, знатную или незнатную, замужнюю или нет, и добиться у нее дозволения служить ей.

От верного служения Прекрасной Даме рыцаря не избавляли даже семейные узы; при этом, любопытно, собственная супруга почти никогда не выбиралась повелительницей и предметом обожания.



 Жизнь в средневековье. Григорианский хорал.


Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реально роль Григория ограничивалась, по-видимому, лишь составлением литургического обихода, возможно, антифонария.



Слово хорал в русском языке используется многозначно (часто в смысле четырёхголосной обработки церковных песен лютеран, также в музыковедческих трудах — в словосочетании «хоральный склад»

[подразумевается, многоголосия]), поэтому для обозначения богослужебной монодии католиков целесообразно пользоваться аутентичным средневековым термином cantus planus (что можно перевести по-русски как «плавный распев», «ровный распев», «простой распев» и т. п.).





Средневековая жизнь: Преступник





Средневековая жизнь: Философ





Жизнь в средневековье. Светская музыка.





Студенты средневековья. Эпоха университетов.





"Черная смерть" средневековья.





Средневековая Европа. Освоение пространства.



Рубрики:  история
интересное
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку