-Рубрики

 -

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2010
Записей: 18947
Комментариев: 2335
Написано: 25197


Ребенок не говорит. Чем помочь?

Среда, 07 Ноября 2012 г. 09:41 + в цитатник

 

 

Оговорюсь сразу, что чудодейственного средства, чтобы заставить ребенка заговорить у меня нет. Знала бы, сама применила:). Но в природе нет такого упражнения, позанимавшись которым, ваш ребенок заговорит буквально через неделю. Есть общие рекомендации, которые ВОЗМОЖНО помогут. Но я рассуждаю так: даже, если все, что я делаю ни на день не приблизит моего малыша к самостоятельной речи, в любом случае польза от этого хотя бы та, что я занимаюсь чем-то ВМЕСТЕ с малышом. А это согласитесь дорого стоит. Прежде чем приступить непосредственно к рекомендациям, хотелось бы развеять некоторые мифы, которые, я знаю, существуют у родителей.

Заблуждение первое.
Рано говорят те, с кем родители занимаются, и наоборот. Поверьте это не так. Ребенок говорит тогда, когда пришло ЕГО время. У всех это сугубо индивидуально. Оглянитесь вокруг. Неужели вы с уверенностью можете сказать, что вот с тем хорошо говорящим малышом, мама непрерывно занимается. А вон у того молчуна – нерадивая мамаша. Поверьте, очень часто, по моим наблюдениям, все как раз наоборот.

Заблуждение второе
Раз так то и заниматься не стоит. Что парится, если все-равно толку не будет. Не совсем так. Все упражнения, направленные на раннее развитие речи, развивают ребенка интеллектуально. А это неплохо. Да и в любом случае, чем черт не шутит. Вдруг поможет, и мой малыш заговорит на два месяца раньше отведенного ему срока. Для меня это немало:).

Заблуждение третье.
Речь и будущий интеллект как-то связаны.Заметьте я сказала «будущий интеллект». С тем, что нынешний напрямую зависит от речи, я мало-мальски смирилась. Ну что отрицать, «говорящий» ребенок более развит, чем молчащий. Но только в смысле речи. И только. Пассивный запас понятий у молчуна может быть и больше, чем и болтуна. В любом случае, если ваш ребенок заговорил в год, это не гарантирует ,что он будет профессором, и наоборот, не стоит ставить клеймо глупыша на ребенка, заговорившего в три года.

Заблуждение четвертое.
Не стоит обращать внимание на молчание ребенка.В каждой семье есть легенды о дяде, тете, брате, сестре и т.д., молчавшем до трех лет, а потом заговоривших резко и хорошо. Нет, наверняка это правда, но утешаться этим не стоит. На каждый такой случай я могу привести два, когда ребенок, заговоривший в три, пытаясь выплеснуть, накопившуюся информацию, не слишком-то заботится о том, чтобы делать это правильно. В результате потом после пяти бесконечные занятия с логопедом, а может и на всю жизнь картавость, шепелявие и т.п.

Заблуждение пятое
Раз так, затаскаем ребенка по врачам. Посеем панику и т.д. Впадать в истерику я не рекомендую родителям деток до двух с половиной лет. Как минимум. Диагноз «отставание в речевом развитии» можно поставить только в этом возрасте. И, если ваш врач, думает по-другому – смените его. Также логопед не занимается с детками младше пяти лет. Так что времени у вас навалом. И потом. у всех нас в семье есть легенды о дяде, тете, брате, сестре и т.д., молчавшем до трех лет, а потом заговоривших резко и хорошо:). Помните ваше беспокойство передается ребенку, может привести к ненужным комплексам, и, как следствие – к отставанию в речевом развитии.

Сплошные противоречия, скажете вы. Позвольте не согласится. Просто я думаю так, что не обращать внимание на то, что ребенок молчит так же неправильно, как и зацикливаться на этом. Занимайтесь со своим ребенком, и это окупиться сторицей, так или иначе. Но охать каждый раз, когда ваш малыш отказывается повторить за вами новое слово, не стоит. Итак, какие же будут рекомендации?

Мама поговори со мной, пожалуйста.

Эта истина всем известна. И все же повторение – мать учения. Начинайте говорить с ребенком, когда он еще в животике, и продолжайте, продолжайте, продолжайте. Я хотя и знала эту истину, говорила, к своему стыду, с Максом мало. Ну не знаю, как-то мне глупым казалось разговаривать со свертком. Ничего он не понимает, думала я. Он, конечно, не понимает, но голос ваш слышит, он его успокаивает. Недавно ходили на смотрины сына подруги, которому месяц. «Он все-время плачет, - жаловалась она. – В кроватке не лежит, только на руках». Я выгнала ее из комнаты, и мы пол-часа общались с малышом. Я положила его в кроватку, качала и рассказывала сказки, читала стихи. (благо их я с Максом выучила уйму). Он так внимательно слушал! Не плакал, не капризничал. Какая же я была дура, что упустила это со своим сыном. Родить что ли второго, уж с ним я такой ошибки не допущу:)). В любом случае, начать никогда не поздно. Обсуждайте с малышом, что купить в магазине, советуйтесь с ним, рассказывайте планы на день, описывайте все, что видите. Он вам, конечно, не ответит, может и интерес не проявит, но не смущайтесь – придет и его время. Постарайтесь выяснить что интересует именно вашего малыша. У нас пятимесячный Макс обожал рассматривать листочки деревьев. Бывало, орал на улице страшно, а поднесешь к дереву, расскажешь, что это береза или там елка, и он успокаивался, затихал и слушал. А сколько листьев мы оборвали:)). Так что вместо того, чтобы обсуждать с мамочками успехи ли неуспехи своего чада, жаловаться на нашу тяжелую женскую долю, уделите время ребенку. Поверьте, это гораздо более продуктивно. НО! Никакого негатива. Не выплескивайте на ребенка свои проблемы, не вмешивайте его в ваши с папой разборки, приговаривая вот какой у нас папа плохой, маму не понимает, тебя не любит и т.д. Вроде это очевидно, но слишком часто мне доводилось наблюдать подобные сцены, так что оговорить, думаю, нелишне.
И еще одно НО: не переусердствуйте. А то может ваш малыш не говорит просто потому, что ему и слово-то некогда вставить:). Заканчивайте разговор до того, как он начал утомлять ребенка.

Я леплю из пластилина.

Развивайте мелкую моторику ручек. Начинать лепить можно с года, но более продуктивно, на мой взгляд, все-таки делать это где – то с полутора. Мой Макс пока только рвет пластилин на мелкие кусочки, катает колбаску. Колбаску нам посоветовал логопед, так что дерзайте. 
Рисуйте. Не бойтесь использовать краски. Я первое время стелила клеенку, на нее ставила стол и стул. Но предосторожности оказались излишни: Макс на редкость аккуратно рисует. Не считая расписанного живота, рук и стола, все остальное чисто:)).Не огорчайтесь, если ваш малыш не рисует часами. Усидчивые детки редкость, но и пять – десять минут важны для развития вашей детки. Постепенно, по мере приобретения навыка, время занятий увеличится.
Волшебные наклейки. Их найти не проблема, в Интернет- магазине я видела штук двадцать разновидностей. Мы купили Максу их в год. Он не проникся, и я благополучно про них забыла. А когда достала через пол-года, оказалось, что это его любимое занятие. Мы допустили одну ошибку – посчитали, что нужно покупать те, где наклейки крупные, мол так ему будет легче. Ничего подобного – чем мельче деталь, тем легче ребенку с ней совладать. Кроме того, покупайте не те, где просто сказки, а те, которые еще и обучают чему-то счету, азбуке и т.п. У нас любимая «Волшебная ферма». Там все животные с детками: коза с козленком, корова с теленком и т.п. Таким образом, убиваем двух зайцев – развиваем мелкую моторику и выучили названия деток всех животных. Играли так: наклей корову. Ой, смотри корова плачет, где же мой сынок. Клей скорее теленочка. Теперь уже моя помощь не нужна: сам лепит собаку в будку, кошку на крышу и т.д. При этом обязательно сверху приклеивает и ребятенка. Почему-то именно сверху. Таким образом, еще и учим понятие РЯДОМ.
Собираем мелкие штучки и запихиваем их в мелкие же отверстия. Думаю, в магазинах нет проблем найти специальные развивающие игрушки, помогающие в развитии именно этого навыка. Мы обходимся пока подручными материалами: вставляем тонкие детали машин в специальные дырочки, собираем монетки, мелкие крошки и т.п., засовываем их в горлышко пластиковой бутылки. Здорово собирать мелкие камешки. Особенно это занятие нравится деткам, если потом их кидать в речку или на худой конец, в лужу. Мы обожаем еще собирать на даче желуди с этой же целью – все речку уже закидали. Кроме тго, знаем ,что желудь – семечка дуба. Вот сколько можно выучить попутно:).

Эта волшебная книга.

Здесь долго распространяться не буду. Все уже сказано и не раз. Читайте как можно больше своим малышам. Мы читаем с четырех месяцев и пока не надоело:). Причем у меня абсолютная уверенность, что стоит Максу заговорить, как он точно прочитает «Муху-Цокотуху» наизусть, так часто мы ее читаем:)).

Побуждайте ребенка к речи.

Спрашивайте малыша так, чтобы он не мог ответить просто утвердительно или отрицательно. Не огорчайтесь, что пока у него не получается, все-равно пробуйте.
Побуждайте его называть картинки. Не просто спрашивайте где то-то, где это. А пусть он сам скажет, что это. Подскажите ему для начала. И пусть пока собачка это только ав, все – равно радуйтесь.
Можно использовать различные игры. Например, доставайте из мешочка различные игрушки и пусть малыш их называет. Или выстройте игрушки в ряд, берите их и просите назвать. НО! Делать это нужно только по желанию, никогда не настаивайте, если видите, что ребенку это неинтересно. 
Просите ребенка повторить за вами слова. Называйте их четко и внятно. НО! Опять же не настаивайте, не переусердствуйте. Попробовал – не получилось, не беда, получится в другой раз. Вообще не хочет пробовать? Тоже ничего страшного, попробуем в другой раз. Максим очень часто на мою просьбу повторить какое-то слово, отрицательно машет головой и говорит «не». Ну и ладно, я не огорчаюсь:).
Я тебя не понимаю. Иногда можно пойти на хитрость. Многие малыши не говорят не потому, что не могут, а потому что не хотят. Зачем? Мама ведь и так понимает. Поэтому иногда полезно и не понять ребенка. Пусть он попробует объяснить вам свои желания словами, а не жестами. Но делать этого нельзя, конечно, когда ребенок не в духе, капризничает. И не доводите его до истерики. Если немного злиться – не беда, но. Если вы видите, что начал сильно возбуждаться, остановитесь. Только не надо тут же резко его понимать. Вы по-прежнему делает вид, что не знаете чего он хочет. Только теперь предлагаете еу разные варианты, чтобы он утвердительно или отрицательно отвечал на вопрос.

Не сюсюкайте!

Разговаривайте с ребенком на равных. Помните, ваша задача – поднять его речь до вашего уровня, а не опустить свою до его. «Что это, Максим?» «Би-би», - радостно провозглашает мой ребенок. «Правильно, машина», - радуюсь я. Таким образом, у Макса нет комплекса, так как я его не поправляю и не говорю ,что он сделал что-то не так. Но и правильное понятие он от меня слышит.

Детский сад.

Я не согласна с теми, кто считает, что ребенок в детском коллективе начнет говорить неправильно, копируя других деток. Дело в том, что этого не произойдет, если у вашего малыша большой «пассивный» словарный запас. Зачем ему повторять «лыба», если он давно знает, что это «рыба». Но коллектив тем и хорош, что побуждает к общению. Это его мама понимает без слов, а тетя-воспитатель и другие детки нет. Тут уж хочешь, не хочешь, а говорить придется. Но мы с вами договорились, что до двух с половиной лет мы не волнуемся по поводу молчания. Значит и в сад запихивать раньше исключительно, чтобы заговорил не стоит.

Подводя итог, скажу, что речь здесь не идет о патологиях. Если вы проверили слух малыша, показали его неврологу, и убедились, что все в порядке – мои рекомендации для вас. Во всех остальных случаях помогать должен только специалист.http://subscribe.ru/archive/home.child.family/200309/02101822.html#101

Серия сообщений "от "0" до "2-х"":
Часть 1 - Что должен умень делать ребенок. Крайние сроки возникновения навыков
Часть 2 - Поговори со мной, мама!
...
Часть 37 - Развивающие занятия с детьми(рисуем карандашами)
Часть 38 - Развивающие занятия с детьми "Пушистые картинки"
Часть 39 - Ребенок не говорит. Чем помочь?
Часть 40 - Искусство играть.
Часть 41 - квадрат Никитина для детей.Развивалки.
...
Часть 45 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1-3 ГОДА
Часть 46 - Что обязательно нужно делать с ребенком, чтоб воспоминания о детстве были яркими и счастливыми:
Часть 47 - 5 Мощнейших упражнений для развития Дикции

Рубрики:  Уголок мамы/дошколёнок

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку