-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Иван_59

 -Подписка по e-mail

 


Деревенские заметки: в роли Егора Прокудина

Суббота, 22 Июля 2017 г. 07:44 + в цитатник
Приезжая в родную деревню, я оказываюсь в роли Егора Прокудин, помните вора-рецидивиста из "Калины красной", когда он наконец проведал свою маму. Мне всегда приходит на память эта сцена, когда я навещаю свою родную (по маме) тётю Марию (Маню). Она единственная осталась из десяти родных дядек и теток, выживших после великой войны. А вообще родных теток и дядек было столько, что я даже не знаю точного количества. Ибо только у мамы было 15 братьев и сестер, из которых четверо в младенчестве скончались. У отца же было пять сестер и два брата. А потом была война. Получается, что восьмерых-девятерых родных дядь-тёть я вообще не знал...

Навещаю её обычно летом и почти всегда застаю её сидящей на лавочке возле дома. Обычно на забор она вешает тряпку от ветра. Так было и в этот раз.
- Ванечка, родной, как я тебя рада видеть!-слезы радости тетушки, которой уже 84 года. Объятья перемеживаются с причитаниями. А потом, потом мы с ней наливаем по рюмке, обычно коньяка, или вина, который приношу с собой и. И я начинаю слушать бесхитростные рассказы тёти Мани. Вот после этих встреч я вспоминаю Шукшина в роли зэка Прокудина и фильм "Калину красную".

DSC06591 (700x525, 400Kb)
С тётей Маней.

- Вань, никому я не нужна, никто меня не берет к себе (у неё два сына, которые живут же здесь в селе),- улыбается тётушка. - Снохи наверное не хотят меня к себе брать, но ты знаешь,- смеётся тётя,- нас бьют, но мы и сами добрые!!! В одном доме двум хозяйкам ужиться трудно. А у меня всё есть, дом, пенсия неплохая, огородик сажу для себя. Сын Сашка постоянно навещает, только два дни назад был, продукты привозил. Ни в чем не нуждаюсь, поэтому буду жить сама, пока Бог не заберёт, а он что-то забыл про меня, -улыбается. - Нет уже моих братьев и сестер и мужей (три), а я живу.
- Живите теть Мань, живите за всех своих родных братьев и сестёр,- говорю и наливаю ещё в рюмки.
- Много не наливай,- останавливает,- я ведь сейчас не выпиваю. Но веришь иногда надо и рюмку выпить для аппетита, сплю плохо, в шесть утра уже на ногах, не спится, хоть что делай, ну не спится.косточки болят, лупаю и лупаю зеньками в темноту. Зрение плохое, врачи сказали, что очки не помогут, а если операцию делать, то они не гарантируют успеха. Вот вблизи вижу, а далекое расплывчато, ну их врачей, так доживу,- ставит точку тётя в разговоре о здоровье. Я же слушал её, а в горле комок. Сколько ей и другим детям войны досталось от жизни... Голод, холод, сиротство. Сначала отец Пётр сгинул на фронте, потом мама Ульяна, уже после Победы умерла и остались младшие дети сиротами. Четверо: Ваня, Лёва, Маня, Лена, на попечении старших братьев, а там жёны змеюки..., да вообще жизнь не сахар тогда была, - мысли мои перебила тётя, которая продолжила рассказ. - Недавно отец приснился!
- Дед Пётр?
- Да он самый! Идёт по полю и машет мне...
- Теть Мань, нашёл я в списках его, пропал дед без вести в декабре 1942 года. Что интересно он в списке военкоматовском безвозвратных потерь, вместе с двумя двоюродными дедами Паршиковыми соседствует. В одном списке три моих деда!!!
- А я знаю Ваня про папу, он ведь и до фронта не доехал.
- Как не доехал? - удивляюсь,- ведь наш дядь Коля (сын деда Петра, мой дядька) рассказывал, что хоронил отца, дед якобы в соседнем полку служил.
- Не знаю этого, я знаю что, папу отправили в Омск, их там месяц учили и потом по железке на фронт. Он из Омска единственное письмо прислал домой и пропал. Через некоторое время донеслась весть, что в Новорешёты (18 км от нашего села) привезли раненого с его призыва. Да какой раненый, обрубок человеческий прибыл с фронта. Голова и туловище, без рук и ног осталось от молодого паря. И мама, твоя бабка Ульяна, бегала к нему, узнать про отца. Так этот раненый рассказал, что перед самим фронтом немцы рельсы повредили. Их эшелон встал и все под бомбами погибли. Этот раненый говорил, что по горло в крови плавал, всех немец с эшелона побил. - Вот все здоровые погибли, а я обрубок живу,- рыдал этот раненый, по словам мамы.
- Ну теть Мань, так не бывает,- перебиваю,- ежели эшелон встал, то по команде, а часто и без команды, все в рассыпную из эшелона. Так что погибнуть все не могли. Впрочем всякое случалось.
- Я не знаю, как и что, но знаю, что отец не должен был идти на войну, у него отсутствовал указательный палец.
- На какой руке?- удивляюсь. Хотя чему удивляться, я деда Петра видел только на фотографии, где он в форме красного солдата-командира. Кубанка с красной полосой на голове, полевую форму без погон перекрещивает портупея красного командира. Тогда он был красным бойцом на Украине. Это потом, через десять лет дед вместе с моим прадедом Савелием, превратились во врагов советской власти-кулаков, которых надо выслать из незалежной, тогда УССР, чтобы не мешали строить новую власть,- промелькнуло у меня, а тётя продолжает рассказ.
- На правой руке, той самой, которой надо было стрелять. Папа сапожничал и палец повредил, он распух, загнил, а какая тогда медицина в деревне была? Вот, палец пришлось удалить. Два раза призывали папу на войну, два раза он возвращался домой. Негодный к службе. На третий раз он позвал нас деток малых к себе. Мы на каменке за печкой сидели, Ванька, Лёвка, Ленка, твоя мамка и я:
- Идите ко мне кровинки,- обнял нас, заплакал и говорит. - Прощайте детишки, теперь я уже не вернусь.

Так и произошло, не вернулся папа,- опять заплакала тётя, а потом добавила,- а ушёл он на войну за Дурнева (фамилию я изменил), директора МТС... Так говорила нам мама, так шептали соседки. Подсунули нашего тату, заместо здорового мужика...

IMG_49301 (472x700, 479Kb)

А потом у нас был третий тост и разговоры долгие, но это другой рассказ...

Справочно: Рядовой Чхало Петр Савельевич, 1899 года рождения, пропал без вести в декабре 1942 года.
Рубрики:  Деревенька моя
История
Откуда есть
Метки:  
Понравилось: 18 пользователям

Михаил56   обратиться по имени Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:07 (ссылка)
Многих у нас судьба в те годы побила, не щадя. Но для Бога - все живы. А нам здесь просто чтить и помнить...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 15:52ссылка
Она, судьба Миша, во все времена нас бьёт!
Альгис_Козар   обратиться по имени Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:09 (ссылка)
Да... Жизнь прожить не поле перейти...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 15:51ссылка
Поле, русское поле...




IMG_5930 (700x466, 52Kb)
савунья   обратиться по имени Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:25 (ссылка)
Крепкие наши бабульки, с характером, поэтому и живут долго. Довольствуются тем, что есть и счастливы поэтому. Мы же мечемся, наживем все, а жизнь пробегает мимо, зацепиться не за что. Вот что нам вспоминать в этом возрасте?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 13:49ссылка
Именно так!
Никто_кроме_нас   обратиться по имени Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:26 (ссылка)
Светлая память Петру Савельевичу.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Дальневосточник_01   обратиться по имени Суббота, 22 Июля 2017 г. 08:59 (ссылка)
Слушай Ваня тютю свою внимательно,есть в её словах великая не очень афишируемая истина,когда под конец жизни человек остаётся один и становиться никому не нужным,никто его не берёт к себе,ни детки, ни некогда горячо любимые внуки..А мы то все думаем, что нас это не коснётся..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

нас это не коснётся..

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 13:48ссылка
Нас это коснется Саша!
Дальневосточник_01   обратиться по имени Суббота, 22 Июля 2017 г. 10:53 (ссылка)
Ты Ваня пример привёл как один "отслужил" за другого,а ведь и у меня такой пример есть,когда я служил ротным в учебке в Уссурийске был у меня замкомвзвод в роте , сержант одной из наших союзных республик отслужил он я его проводил с честью.А тут наш батальон переводят через полгода в полном составе в Завитинск,и там набирая из молодого пополнения себе личный состав я обратил внимание на одного , кто пришёл служить,подошел к нему, а он мне не выдавайте,за брата я служить буду,брат женился а я с армии пришёл,отец сказал иди служи за него, жену оставлять на два года никак нельзя,ещё если бы беременная была, а так никак нельзя..Забрал я этого бывшего сержанта к себе,через полгода он учебку окончил и сержантом у меня же и остался. И отслужил и уехал домой.И никто из моей роты никому не стуканул.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Только не отслужил, а погиб за другого.

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 13:48ссылка
О как Саша! А такие легенды ходили в армии, а оказывается это не легенда!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 18:20ссылка
Аноним
Зачтётся тебе это, офицер.. ТАМ зачтётся!
vit4109   обратиться по имени Суббота, 22 Июля 2017 г. 11:59 (ссылка)
Здоровья ей и удачи!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Военный_Алхимик   обратиться по имени Суббота, 22 Июля 2017 г. 15:15 (ссылка)
Вот на таких людях Россия всегда держалась и с такими всегда побеждала. Вот их и надо по телевизору показывать и о них всюду рассказывать.
А то, как не включишь телек, а там рынски-собчачки-нарусовы-борюсики-и- прочая пена. Тьфу бля. Тошнит от их уже.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 13:47ссылка
Именно так! На них стояла и стоит Россия)
Марина_Ушакова   обратиться по имени Суббота, 22 Июля 2017 г. 21:35 (ссылка)
Пусть будет здорова, а ты сделаешь всё, чтобы она была счастлива.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 13:46ссылка
Спасибо Марина! Я редко бываю!
avistrix   обратиться по имени Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 06:20 (ссылка)
Какая хорошая тётя Маня! Слава ей! На таких мир держится. Здоровья ей, а Вам - удачи и счастья, за то, что Вы ей помогаете. Ведь каждый Ваш приезд - для нее наверняка долгожданный.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 13:45ссылка
Ещё приезжают к ней племянники! Ежегодно и всех она мне перечислила...
СЕНТЯБРЬ007   обратиться по имени Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 12:37 (ссылка)
Спасибо Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 13:45ссылка
Вам спасибо)
Иван_59   обратиться по имени Воскресенье, 23 Июля 2017 г. 13:57 (ссылка)
Михаил56, СЕНТЯБРЬ007, avistrix, Марина_Ушакова, Военный_Алхимик, Военный_Алхимик, vit4109, Дальневосточник_01, Никто_кроме_нас, Альгис_Козар,

А как у них на Запале с этим делом? Со стариками. Японцы ещё в конце 19 века своих стариков в горы уносили умирать...

Эту семью я знаю очень давно. Когда мы только приехали в сей земной рай, нас встречала многочисленная мужева родня. Черноглазые, смуглые, белозубые они пели и плясали до зари.
Но одна девушка просто поражала своей красотой: ну, просто, Джина Лоллобриджида!
Звали ее Мария и она была женой какого-то троюродного племянника.
Но больше чем красота, меня поражала одно обстоятельство: где бы эта девушка не появлялась, она всегда была со своей крошечной дочкой на руках. Маленькая девочка с синюшными губами и землистым личиком. Врожденный порок сердца. В свои 2 года девочка не ходила, трудно дышала полуоткрытым ротиком.
Мария хмурилась, сдерживая слезы: девочке давали не больше года жизни.
Жизнь покатилась своим чередом, мужа пригласили на работу в приморский город и я надолго потеряла из виду Марию. Слышала только, что из Америки приехала ее старшая сестра Рита и забрала Марию с дочкой с собой. Говорили, что пробивная Рита, якобы, удочерила племянницу и добилась для девочки в США дорогостоящей операции на сердце.
И вот месяц назад, спустя 25 лет я получила письмо от Марии. Она сообщала, что ее дочка Элиза едет в гости к больной бабушке и просила девушку встретить.
Каюсь, я ожидала увидеть худенькое слабенькое существо, а из дверей аэропорта, широко шагая, вынеслась рослая девица, стриженая и в шортах военного образца.
Со всей решительностью Элиза отмела все мои робкие попытки показать ей пляж и парки развлечений: «Я приехала к больной бабушке, а не отдыхать. Покажите мне, где автобус в поселок.»
До автобуса дело все-таки не дошло, мы поехали на моей машине.
Бабушка, худенькая, заплакала, встречая внучку. Была бабушка в каких-то опорках и отрепьях, очки перемотаны скотчем. Элиза нахмурилась.
Бабушка повела нас в дом. Оказалось, что своей комнаты у нее нет, старушка ютилась в кухне на топчане. Элиза нахмурилась еще больше.
Поднялись на второй этаж. Три просторных роскошных спальни, одна комнате оборудована под спортзал: маты и тренажеры. Брови Элизы встали буквой «V».
Вечером все дядья и тетки собрались во дворе. Сначала, как полагается, выставили угощенье, пили за здоровье бабушки и внучки. А позже начался главный разговор.
Как выяснилось, после смерти мужа бабушка осталась без кормильца, поскольку с пятью детьми никогда не работала официально. Небольшой бизнес мужа тут же прогорел и теперь дети, переругиваясь, по очереди ее кормили. Но. Бабушке потребовалась дорогостоящая операция на почках. И тут-то все и началось. Крик стоял на всю улицу. Немолодые, солидные, хорошо обеспеченные люди махали руками и доказывали, что именно сейчас они никак не могут выкроить эти немалые деньги.
И только Элиза молчала. Я видела, ее прищуренный взгляд и пальцы, все крепче сжимавшие сигарету.
Накричавшись, родственники разошлись, так ничего и не решив. А мы с Элизой вернулись в город.
Неутро мы отправились в банк, где был открыт счет на имя бабушки. Роясь в сумке, девушка досадливо бормотала, что только что закончила университет, платит кредит и много посылать не сможет.
Дома она меня удивила. Посыльный из интернет-магазина вручил ей нехилый такой электрошокер. В ответ на мой изумленный взгляд Элиза только усмехнулась: «Так надо».
Назад в поселок Элиза поехала одна: «Спасибо, я теперь дорогу знаю.»
А через неделю примчалась одна из теток с вытаращенными глазами.
Как выяснилось, Элиза решила вопрос с лечением бабушки радикально. В свое время дед и бабка построили большой двухэтажный дом на 400 кв.метров. В этом дома бабушка и жила вместе с младшим сыном и его семьей.
Элиза, с согласия бабушки, выставила дом в интернет на торги и за 2 дня его продала. Часть суммы пошла на бабушкину операцию, часть в банк под проценты, а на остальные деньги купила маленький уютный домик.
На вопрос ошарашенного сына: «А где мне теперь жить?» - девушка ответила лаконично: «Заработай».
Тетка трясла головой и ахала: «А теперь этот сын в больнице!»
Вот только тогда я и поняла, зачем Элиза купила электрошокер.
7
+1039+1
Обсудить (82)ПоделитьсяРодственница
Ответить С цитатой В цитатник
вариния   обратиться по имени спасибо.очень интересно. Вторник, 25 Июля 2017 г. 21:41 (ссылка)
все по старому.все по прежнему.неизбежнее неизбежного...живем мы трудно.знаем больше.но о нас знают не много.несмотря на то.что нас много...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 26 Июля 2017 г. 01:39ссылка
Спасибо Вам!Точно сказали!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку