Пасхальный декор. |
Поздравляю всех с праздником Светлой Пасхи! Самого радостного, светлого и чистого вам! Приглашаю к просмотру подборки фотографий красивых идей пасхального декора. Приятного просмотра!
|
позитив |
|
Салат с курицей и черносливом |
Салат с курицей «Очарование» – праздничный и довольно простой. Его можно сделать слоеным, можно перемешать, можно живописно выложить на тарелках слегка небрежными пластами или оформить как салат-коктейль в бокалах.
Если не переусердствовать с майонезом, то вкус салата получится весьма изысканным. Свежесть огурца, сладость и аромат чернослива, ореховая насыщенность придадут простому куриному мясу и вареным яйцам оригинальное послевкусие.
|
Узор |
|
Вагнеровское собрание |
Сегодня мой коллега и друг пригласил меня в музей Римского-Корсакова, что на Загородном пр.28, на Собрание Вагнеровского общества Петербурга, членом которого он является много лет.
«На каждом человеке лежит отблеск истории.
Одних он опаляет жарким и грозным светом,
на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех.
История полыхает, как громадный костёр, и каждый бросает в него свой хворост».
Ю.Трифонов.
Вагнер для меня всегда был загадкой. Его музыка потрясает. Я даже думаю, без Вагнера не было бы Германии. Вернее, Бисмарку нелегко было бы создать единую Германию «из конгломерата бесчисленных отдельных государств» без творчества Вагнера, предложившего немцам «истинно германское мировоззрение».
Вообще говоря, список достижений Вагнера, имеющих значение в современной музыке, довольно велик.
Это был свадебный марш Вагнера.
Но больше Вагнер известен, как сочинитель опер. (Кстати, этот марш из самой известной его оперы "Лоэнгрин")
П.И.Чайковский в 1891 году в интервью американской газете писал: "Как композитор, Вагнер несомненно одна из самых замечательных личностей во второй половине этого столетия, и его влияние на музыку огромно. Он был одарен большой силой музыкального воображения, он открыл новые формы своего искусства; он нашел пути, неизвестные до него; он был, можно сказать, гением, стоящим в германской музыке наряду с Моцартом, Бетховеном, Шубертом и Шуманом. Но, по моему глубокому и твердому убеждению, он был гением, следовавшим по ложному пути... Все, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит в сущности к разряду симфонической музыки. Большое и глубокое впечатление в его музыке оставляет мастерская Увертюра, в которой он рисует доктора Фауста, Вступление к «Лоэнгрину», в котором небесные страны Грааля вдохновили его на создание нескольких прекраснейших страниц в современной музыке. «Полет валькирий», «Похоронный марш Зигфрида», голубые волны Рейна в «Золоте Рейна» -- разве все это не симфоническая музыка по своему существу? В Трилогии и в «Парсифале» Вагнер не заботится о певцах. В этих прекрасных и величественных симфониях они играют роль инструментов, входящих в состав оркестра. "
Про Увертюру "Фауст" тот же Чайковский писал: "Я не знаю ни одного лирического произведения искусства, где бы с таким неотразимым пафосом были выражены муки человеческой души, усомнившейся в своих целях, надеждах и верованиях. И превосходные темы (в особенности страстная тема Allegro) и отличное их проведение в средней части, и строго выдержанная сжатая классическая форма, и колоритная, блестящая оркестровка - все эти качества делают из увертюры Вагнера чудесное, глубоко врезывающееся в душу музыкальное произведение, могущее стать в один ряд с лучшими симфоническими творениями Бетховена и Шумана"
«Полет валькирий» - один из самых известных фрагментов классической музыки. И все потому, что этот полет слушатель может вообразить совершенно естественно: не зная ощущения настоящего полета, человек прекрасно знает ощущение серии прыжков, пережить и присвоить такой «полет-прыжок» слушателю легче, нежели любой другой. Валькирии - фантастические существа, девы-воительницы.
Очень интересно вставил в свой фильм Апокалипсис Френсис Копполла эту музыку Вагнера.
Сцена вертолетной атаки под музыку "Полета валькирий" Вагнера вообще заслуживает почетного места в любом учебнике по кино-искусству. При этом Коппола добился существенного синергетического эффекта: все составные части фильма работают на общую идею, усиливая её, но не мешая целостности восприятия. За эту сцену, я думаю, этот фильм получил Оскара
Нибелунги (Nibelunge, по-сканд. Niflungar), т. е. дети тумана - мифический род карликов, владетелей сокровища, давших имя знаменитой немецкой поэме "Песни о Нибелунгах". В древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах» подземные хранители сокровищ называются «нибелунгами». Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать дележ, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешенный Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду. Далее сага переносит имя «нибелунги» на всех владельцев клада, в том числе на бургундов, убивших Зигфрида и завладевших его кладом.
Небольшое историческое отступление. Создание цикла «Кольцо Нибелунгов» заняло у Вагнера более двадцати лет, и начиналось с написания текста «Смерть Зигрифида» в 1848 году; текста, который как раз и будет положен в основу последней оперы цикла, в дальнейшем переименованной в «Гибель Богов». Через пару лет после написания либретто, Вагнер решит, для того, чтобы аудитория поняла всю глубину истории смерти героя, ей необходимо знать, что происходило в саге до этого, так что в 1851 году будет написано либретто для «Молодого Зигфрида» ( в будущем, опера «Зигфрид), а затем в обратном порядке «Валькирии» и «Золото Рейна». Только в 1869 году, уже закончив писать музыку к первым трем операм и создав «Тристан и Изольда» и «Нюренбергские Мейстерзингеры», Вагнер вернется к последней опере и напишет музыку для нее, теперь переименовав ее в «Гибель Богов» - значительное смысловое изменение от смерти героя к гибели самих богов.
Можно как угодно относиться к Вагнеру, особенно к его философско-политическим взлядам, но не нельзя не признать, что музыка «Гибели Богов», кульминации цикла, абсолютно гениальна. Трагедия, любовь, предадельство, расплата, поэзия, полный эмоциональный захват слушателя, музыка наполненная визуальными картинами, яркие лейтмотивы персонажей – в партитуре этой оперы есть все. «Гибель Богов» объективно не может оставить слушателя равнодушным. Только один музыкальный эпизод – «Похоронный Марш Зигфрида» -даже в отрыве от контекста оперы, в концертном варианте – это ошеломляющее по красоте произведение. Вагнер называл его «Греческим Хором» в музыке. Этот один «отрывок» стоит многих других произведений классической музыки и в каком-то смысле представляет венец карьеры Вагнера, один из шедевров Западного музыкального наследия. Я не знаю человека (без преувеличений!), которого эта музыка не привела бы в смятение, не захлестнула волной эмоций. Посмотрите фрагменты из оперы "Гибель богов" и послушайте Похоронный марш Зигфрида .
Говоря о Вагнере, нельзя не рассказать о человеке, без которого гений Вагнера не раскрылся бы во всей своей полноте. Этого человека звали Людвиг Второй, король Баварский.
Родился он 25 августа 1845 г. в столице Баварии Мюнхене и унаследовал трон после смерти своего отца Максимилиана Второго, когда ему было восемнадцать с половиной лет. Воспитанный в деревенской глуши в родовом замке Хоэншвангау в обществе матери, нескольких слуг и местных бауэров, Людвиг рос романтическим и мечтательным юношей, обожавшим музыку, природу и поэзию, и совершенно не готовым к управлению страной. Когда он предстал перед подданными, народ ахнул: Людвиг был писаным красавцем почти двухметрового роста, с черными, вьющимися волосами и голубыми глазами. Баварцы тут же окрестили его "принцем из сказки".
Когда Людвигу было 16 лет, в его жизни произошло событие, во многом определившее его судьбу - 2 февраля 1861 года он присутствовал на представлении оперы Вагнера "Лоэнгрин". Музыка Вагнера потрясла его. Он увидел в ней воплощение своих романтических грез. С этой поры он стал страстным поклонником Вагнера и коллекционером его произведений.
Когда он стал королем, то первым делом отдал распоряжение разыскать и привезти Вагнера к нему в Мюнхен. Их встреча состоялась 4 мая 1864 г. и имела далеко идущие последствия для обоих. Вечером того же дня Вагнер писал своему другу, доктору Вилле: "К сожалению, он (король) такой блестящий, такой благородный, такой эмоциональный и изумительный, что я боюсь, как бы его жизнь не пропала, как ручеек в песке, в этом жестоком мире. Мне так везет, что я просто раздавлен; только б он жил..." Людвиг сделал его своим протеже, построил ему роскошный дом и взял на себя все материальные заботы. Отныне Вагнер мог всецело заняться творчеством, не отвлекаясь на добывание хлеба насущного. Но Вагнер, увы, оказался пророком...
"Увы, - писал Вагнер, - он так хорош, так умен, так полон глубокого чувства, так великолепен, что я боюсь, что его жизнь, подобная мечте богов, увянет в этом обыденном мире! Он любит меня с пылкостью первой любви, знает все про меня, как моя собственная душа... Только бы он жил, он слишком хорош для мира!"
Но как и любые идиллические отношения, вызывающие у окружающих зависть, эта дружба вскоре стала предметом слухов и сплетен. Вагнера обвиняли в том, что он вмешивается в государственные дела, что пытается развратить короля, проповедуя ему безбрачие, называли его "злым духом" Людвига. Вовсе не обязательно считать, что композитор и Людвиг состояли в гомосексуальной связи - в их отношениях гораздо важнее была духовная близость. Людвигу вменяли в вину огромные траты на композитора, тогда как он, кроме подаренного дома в Мюнхене, назначил ему всего 15.000 марок пенсии.
1 декабря 1865 года Людвигу был предъявлен ультиматум: Вагнер или баварский народ. Людвиг выбрал народ и 10 декабря Вагнер уже ехал в Швейцарию. До самой смерти Людвиг поддерживал его материально и вел с ним переписку. Он принял участие в строительстве великолепного театра в Байройте для постановки опер Вагнера и присутствовал на первой полной постановке «Кольца Нибелунгов» в августе 1876 года.
Прежде, чем говорить о театре в Байройте, стоит рассказать еще об одной страсти Людвига - он строил сказочные замки.
Замок Линдерхоф расположен в горной долине на самом юге Баварии. Это самый маленький из трёх замков, построенных королём, и единственный замок, строительство которого было завершено при его жизни. Своё название Линдерхоф получил от старой липы (нем. Linderhof – "липовый двор"), стоявшей возле охотничьего домика, который был расположен на открытой площадке перед существующим ныне дворцом и использовался предшественниками Людвига II во время охоты.
Линдерхоф посвящён Солнцу. Символом солнца для короля являлся павлин, изображением этой птицы украшен дворец и павильоны. Линдерхоф нельзя назвать жилищем в прямом смысле этого слова. Это храм божеству, это с точностью воспроизведённая в Баварии XIX века обстановка, в какой жили когда-то у себя французские Бурбоны. После посещения Франции, у Людвига II появилась идея построить свой Версаль.
Для строительства заколдованного дворца для заколдованного и одинокого принца, каким он считал самого себя, король купил земли вокруг королевского охотничьего домика Линдерхоф в долине Грасвангталь. Архитектор получил от Людвига II приказ так перестроить королевский домик, чтобы король всегда имел место, где бы он мог уединиться.
Узнав о смерти композитора в Венеции 13 февраля 1883 года, Людвиг заявил: "Тело Вагнера принадлежит мне" - и приказал перевезти его в Байройт для захоронения. "Именно я первым признал художника, которого сегодня оплакивает весь мир, - объявил он, - и именно я спас его для мира".
В 1869 году Людвиг заложил первый камень на месте старинной крепости на склонах Альп. Замок Нойшванштайн был построен в виде средневекового замка с крепостной стеной, башнями и переходами и очень красиво смотрелся на фоне парка. Его строительство заняло 17 лет, но так и не было завершено. По злой иронии судьбы в этом романтическом замке Людвиг Второй пережил самое большое унижение в своей жизни.
Вся избыточная, вычурная роскошь Линденхофа была рассчитана на одного-единственного человека - Рихарда Вагнера, но тот так ни разу и не побывал в Линденхофе. Король коротал дни в полном одиночестве, если не считать нескольких слуг, слушал музыку Вагнера в исполнении первоклассных оркестров и оперных коллективов в специально для этого вырубленном в скале театре-гроте или катался на лодке по искусственному озеру вблизи. Он все больше отходил от государственных дел, погружаясь в созданый для себя идеальный романтический мир.
Между тем в 1870 г. грянула вторая война, которую Людвиг так же страстно хотел избежать, как и первую, и так же вынужден был принять в ней участие. Бавария по условиям мирного договора должна была воевать против Франции на стороне Пруссии. Эта война закончилась поражением Франции. Прусский король Вильгельм I был объявлен императором объединенной Германской империи. Вся немецкая аристократия присутствовала на этом торжественном событии в зеркальном зале Версальского дворца. Не было только короля баварского.
Безудержное строительство и уходившие на него средства не способствовали популярности некогда обожаемого монарха. Он всадил в свои проекты собственный годовой доход в 5,5 миллионов марок и глубоко залез в государственный карман. К моменту смерти Людвига его долг государству составлял 21 миллион марок. Богатство страны, нажитое за 800 лет многими поколениями баварских монархов, было пущено на ветер за какие-нибудь 20 лет.
В результате успешного заговора, во главе которого стоял премьер-министр Лутц, король был объявлен недееспособным. Правителем объявили его дядю, баварского принца Лютпольда. Лутц был заинтересован в изоляции короля, потому что в качестве главы правительства был осведомлен о непомерных расходах, но держал их в тайне от плохо разбирающегося в экономике короля.
В изгнание в замок Берг возле озера Штарнберг Людвига проводил придворный врач фон Гудден. Он же сообщил ему решение консилиума из четырех медиков о необходимости изоляции и лечения.
— Как вы можете объявить меня психически больным, если вы никогда не освидетельствовали меня? - спросил Людвиг.
На что придворный врач ответил:
— Ваше величество, в этом нет необходимости. Мы обладаем информацией, которая нам дает достаточно доказательств.
13 июня 1886 года в в шесть часов вечера Людвиг и его врач Гудден вышли на короткую прогулку по парку без телохранителей - в последнюю минуту от их услуг отказался врач. Через несколько часов их тела нашли в озере. Было это убийством или самоубийством, следствие так и не установило.
Ну а теперь о Байройте и Вагнеровском фестивале в Байройте, который проводится уже более 130 лет.
Пожалуй, самым ценным зданием с архитектурной точки зрения в Байройте является придворный оперный театр (Markgräfliches Opernhaus). Это – крупнейший оперный театр 18 века в Германии, его барочный зрительный зал выполнен полностью из дерева. Театр отлично сохранился до наших дней
Свои новые оперы Вагнер называет уже не операми, а «Торжественными сценическими представлениями», для исполнения которых нужны были специальные условия, т.е. специальный театр только для постановки новых сочинений Вагнера. Такая задача была не под силу даже Королю Баварии. Друзья и поклонники композитора организовали по всему миру «Общества Рихарда Вагнера», ставшие по существу акционерным обществом. Инициаторами его стали Карл Таузик, всемирно известный пианист-виртуоз, и жена прусского министра Шляйница. Сбор денег был успешно завершен, и в 1872 году строительство началось, а в 1876 году во вновь построенном театре состоялись премьеры главной работы жизни Вагнера — тетралогии «Кольцо Нибелунгов». Премьеру посетили Кайзер Вильгельм I и другие европейские титулованные особы.
«Гением места» Байройта стал Рихард Вагнер, приехавший в город в 1870 году и оставшийся здесь до конца своей жизни. В городе немало зданий и памятников, связанных с его именем. Один из них - Villa Wahnfried - дом-музей Рихарда Вагнера, один из самых посещаемых музеев города. Известно, что Вагнер вложил много сил в создание и обустройство своего дома, который он любовно называл "домом фантазий". Здесь были написаны его последние оперы, здесь он принимал своих друзей и гостей, а в дни проведения оперных фестивалей дом служил композитору своеобразным офисом. После смерти композитора фестивалем руководила вдова композитора Козима Вагнер, а затем его внук Виланд. Козима была дочерью Ференца Листа, большого друга и единомышленника Вагнера. Оба они похоронены в Байройте — Рихард и Козима рядом с виллой Ванфрид, а Лист — на городском кладбище.
Фамильный дом-музей Рихарда Вагнера в Байройте
22 мая 1872 года был заложен первый камень в строительство нового оперного театра Вагнера (второго оперного театра в Байройте) на севере города. По этому случаю Рихард Вагнер дирижировал постановкой Девятой Симфонии Бетховена в старом, малом оперном театре. Спустя три года новый оперный театр был готов. С тех пор каждый год (с перерывом на две Мировые войны и послевоенное время) в Байройте проходит оперный фестиваль Вагнера. Об этом фестивале как и об одноименном оперном театре я расскажу отдельно.
Основную сумму средств на строительство удалось собрать путем выпуска сертификатов. Работы активно продвигались вплоть до 1873 года, пока внезапно не закончились собранные на пожертвования спонсоров деньги. На помощь пришел король Баварии Людвиг Второй, выделивший в 1874 году недостающую сумму денег. Благодаря ссуде в 400 000 марок, которую семья Вагнера полностью выплатила с процентами к 1910 году, театр был завершен к лету 1876 года. С 13 августа 1876 по 17 августа здесь был впервые показан миру оперный цикл «Кольцо Нибелунгов» (“Ring des Nibelungen”), состоящий из 4 опер общей продолжительностью 15 часов.
На открытие фестиваля приехало много известных личностей. Так, среди прочих, в первый год фестиваля Байройт посетили император Вильгельм Второй и австрийская императрица Сиси, художник Ренуар и скульптор Роден, писатели Марк Твен и Джордж Бернард Шоу. Тогдашний Байройт оказался совершенно не готовым к первому фестивалю, в городе не хватало гостиниц и ресторанов. Петр Ильич Чайковский так описывал Байройт в своем дневнике: «Приходиться сражаться за каждый кусок хлеба и каждый бокал пива».
Давайте теперь отвлечемся от истории и осмотрим здание театра.
Внешнее оформление театра выглядит крайне скромно, особенно по сравнению с другими известными оперными театрами мира. Это не случайность – Вагнер был крайне аскетичным человеком и ценил функциональность выше декора.
Внутренний декор театра поражает ещё большим аскетизмом. Здесь нет привычных для обывателя неоклассических гирлянд или пышных порталов, маскаронов и ажурных подсвечников. Архитектура зрительского зала подчинена единой функции: ничто не должно отвлекать зрителя от происходящего на сцене. Ничто – даже оркестр должен быть скрыт от взоров зрителей. Оркестровая яма – навязчивая идея Вагнера с дней первых мыслей о собственном театре, которые он вынашивал более двадцати лет. В вагнеровском театре оркестр должен располагаться буквально под сценой. С внешней стороны оркестровая яма накрыта «ракушкой». Функция ракушки заключается в отражении звука и направлении его сначала на сцену, и лишь отразившись от сцены – в зрительский зал. Таким образом, мелодия оркестра и пение артистов движутся в зал в едином направлении, если так можно сказать.
Из-за концептуальной формы оркестровой ямы, работать здесь очень трудно. В театре совершенно отсутствует отопление и кондиционирование, так как эти системы, по мнению Вагнера, своим шумом вредили бы акустике. Таким образом, во время опер, каждый акт которых длится, как правило, около двух с половиной часов, температура в яме может достигать 40 градусов по Цельсию. Для того, чтобы хоть как-то пойти музыкантам навстречу, организаторы фестиваля разрешают музыкантам одеваться в пляжную одежду: буквально, шлепанцы и майка – привычный «смокинг» музыканта на фестивале Вагнера. Это никак не вредит имиджу фестиваля, ведь оркестровая яма полностью скрыта от зрителей, так что оркестр и зрители никогда не видят друг друга.
Форма зрительского зала также уникальна: в отличие от привычного театрального зала в форме лошадиной подковы с партером в центре и ложами по бокам зала, в театре в Байройте нет лож и ярусов. Зал выполнен в форме древнегреческого амфитеатра. Посадочные места здесь расположены в партере, который поднимается от сцены к концу зала. Каждый зритель имеет одинаково хороший вид сцены, и даже те, кто покупает места с самого края ряда, не будет видеть происходящего за кулисами, как это часто бывает в других операх мира.
Во имя акустики в вагнеровском театре было пожертвовано не только оформлением, но и комфортом: зрители сидят на откидных деревянных стульях, как в старых университетских аудиториях. Эти стулья выполнены из дерева, как и вся внутренняя отделка театра. Как известно, дерево считается лучшим материалом по своим акустическим свойствам. Сидения партера не прикручены к каменному полу. Напротив, под низом находится большая пустота, а все стулья держаться на огромном деревянном помосте. Эта пустота, в свою очередь, усиливает звук, исходящий со сцены, что позволяет добиться ещё лучшей акустики.
После открытия театра первым фестивалем в 1876 году, прошло ещё целых 6 лет без единой постановки. В 1882 году Вагнер поставил на сцене своего театра оперу "Парсифаль" ("Parsifal"). На премьере присутствовал лично король Баварии Людвиг Второй.
Вагнер стал реформатором оперы как жанра.
Коснемся немного сути его оперной реформы. Опера, как жанр, родилась в Италии в XVI-XVII веках. В XVIII веке в Европе сложились два главных вида оперы — «серьезная» — «опера сериа» и комическая — «опера буфф». Содержание было единым, но сама опера, ее музыкальная ткань, состояла из ряда арий, перемежающихся с речитативами под аккомпанемент чембало. В XIX веке арии становились все труднее для вокалистов, и даже у великих Россини и Доницетти опера по-прежнему была как бы дивертисментом из труднейших виртуозных арий и дуэтов, но не слишком связанных единой музыкальной мыслью. Попытка реформы оперного жанра делалась задолго до Вагнера (Х.В.Глюк), но только Вагнер взялся за осуществление своей реформы со всем размахом и немецкой обстоятельностью. Его опера становится «музыкальной драмой», сквозным музыкально-сценическим действием — от начала и до конца. Некоторые его оперы задуманы даже в одном акте («Летучий голландец», «Золото Рейна» — последняя идет 2 часа 45 мин. без перерыва). Свои оперы он теперь называет «Торжественными сценическими представлениями».
Вагнер ввёл свою «лейтмотивную технику» — мелодическую структуру, характеризующую каждое действующее лицо. «Лейтмотив» — мелодия каждого героя, сопровождающая все появления его на сцене (и даже когда его нет на сцене, но о нём идёт речь). Это было и до Вагнера. Вспомним гениального М.И.Глинку, широко использовавшего лейтмотивы своих героев в опере «Руслан и Людмила» (1842 г.), законченную за несколько лет до появления главных вагнеровских опер. Глинка не стал делать из этого систему. Другой его шедевр — «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») по праву должна называться музыкальной драмой.
В 1883 году Вагнер скончался в Венеции, где проходил курс лечения легких. Его гроб привезли в Байройт и похоронили в саду виллы Ванфрид. Оперный фестиваль должен был продолжаться, и за его проведение взялся зять Вагнера, пианист и композитор Франц (Ференц) Лист (Franz Liszt).
Лист руководил фестивалем недолго – в 1886 году он простудился и вскоре скончался. С тех пор фестивалем руководила вторая жена Вагнера, дочь Листа, Козима (Cosima).Считается, что именно благодаря ней фестиваль удалось поставить на твердую основу. Козима, во всем следовавшая завещанию своего покойного мужа, сделала фестиваль Вагнера одним из наиболее реномированных оперных фестивалей в мире. Её бюст украшает парк, раскинувшийся у подножия «зелёного» холма (Grüner Hügel), с вершины которого взирает на весь Байройт оперный театр.
Потом была война, инфляция, Веймарская республика и национал-социализм. Во всей этой истории семья Вагнера показала себя совсем не с лучшей стороны. Сильные антисемитские взгляды самого Вагнера не могли не отразиться на воспитании детей. Помимо антисемитизма, Вагнер страдал принципиальным пренебрежениям к всем правилам человеческих взаимоотношений. Так, он увел у своего друга, композитора фон Бюлова, его жену Козиму; он отобрал у архитектора Земпера первоначальный проект оперы в Мюнхене и без его согласия воплотил его в жизнь в Байройте; пользовавшись любовью короля Баварии Людвига Второго, он пытался управлять политикой государства, чего король всячески пытался избежать; в конце концов, даже философ Ницше отрекся от дружбы с Вагнером, заявив, что последний недостоин умереть в своей гостиной, а должен умереть в тюрьме.
Складывается впечатление, что Вагнер принципиально «шёл по трупам», пренебрегая общественными нормами поведения и взаимоотношений. С точки зрения человеческой логики кажется несправедливым, что человек, совершавший такие паршивые поступки во время жизни, стал единственным композитором в истории музыки, получивший в распоряжение собственный оперный театр, где, согласно завещанию, можно ставить только его собственные оперы. Вагнер реализовал свою мечту, при этом оставив после себя негативную репутацию, отбрасывающую тень на высокое искусство его музыки.
Музыка имеет трудно поддающуюся анализу мистическую, эмоциональную силу, которая при умелом исполнении способна властвовать над душами тысяч людей — музыкально образованных и необразованных. Произведения Вагнера задолго до появления политического нацизма эмоционально обосновали его, как и его центральный стержень — пангерманский сверхчеловеческий дух героя, высшее предназначение которого — умереть в бою. В лирической опере Лоэнгрин, в самом, казалось бы, далёком от политики эпизоде — свадебном шествии рыцаря Грааля Лоенгрина и Эльзы — есть такие слова: «Германский щит, германский меч… возьмет земли на Востоке!» Полная цитата из появившейся через 75 лет «библии национал-социализма» — книги Гитлера «Майн кампф».
«И до того, пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно». Эти мысли Вагнер высказывал философу и литератору Фридриху Ницше.
Реакция Ницше на это была нормальной и честной. Ницше написал Вагнеру, что только за это последнее предложение Вагнер достоин того, чтобы умереть в тюрьме, а не в собственной постели. «Вы не человек. Вы просто болезнь», — написал он. «Парсифаль» (последняя опера Вагнера — А.Ш.) — это черная месса».
Клод Дебюсси выразился с французским изяществом: «Мы ошибочно принимаем прекрасный закат за рассвет». А вот что написал великий Джузеппе Верди: «Как бы ни было грустно, но мы должны расстаться с музыкой Вагнера, если не хотим, чтобы нас поглотила злая сила». Вероятно, Верди уже тогда ощущал некое апокалиптическое зло, исходящее от музыки Вагнера.
А вспомним, что писал Чайковский? «Какие догмы должно исповедывать, чтобы быть вагнеристом? Нужно отрицать всё, что создано не Вагнером, необходимо игнорировать Моцарта, Шуберта, Шумана, Шопена; нужно проявлять нетерпимость, ограниченность вкусов, узость, экстравагантность. Нет! Уважая высокий гений, создавший вступление к «Лоенгрину», преданно склоняясь перед пророком, я не исповедую религии, которую он создал».
В молодые годы своей жизни в Вене, будущий «фюрер всех германцев» — Адольф Гитлер — посещал спектакли Венской придворной оперы, где слушал оперы Вагнера, и, скорее всего, был также знаком с его эпистолярным наследием. В первых главах «Майн кампф» он писал: «Я бесконечно многим обязан в своем духовном развитии мастеру из Байройта». Чем кончилось это «духовное развитие» — хорошо известно. Музыка Вагнера, обладая неимоверной, гигантской эмоциональной силой, сыграла огромную роль и для одного индивидуума, и для целой нации, последовавшей за ним, и в конце концов подготовила эмоционально (а вагнеровская публицистика — и идейно) чудовищную трагедию 2-й Мировой войны. Чаяния «Мастера из Байройта» сбылись. С 30-х годов ХХ века Байройт, где жила семья Вагнеров, стал местом паломничества нацистов, и, прежде всего — Гитлера. Маэстро Рихард Вагнер умер в 1883 году, осуществив все свои земные планы, а его жена Козима Вагнер дожила до 1929 года. Незадолго до смерти она встретилась с Гитлером. «Я счастлива, что осуществляется мечта моего мужа и я, сегодня, могу прикоснуться к живому германскому мессии», — сказала она, встречая его в Байройте.
«Дядя Вольф» с внуками Вагнера — Виландом (слева) и Вольфгангом
После смерти Козимы Вагнер, уже в начале 30-х годов, Гитлер становится желанным гостем, практически членом «Августейшей» семьи. Внуки Вагнера — Виланд и Вольфганг — зовут его «дядя Вольф». На вилле «Зигфрид», рядом с виллой Вагнеров «Ванфрид», оборудуется квартира для Гитлера («фюрер анбау»). Гитлеру льстило столь тёплое, родственное внимание невестки Вагнера и её детей. Он с удовольствием проводил в Байройте время, ежегодно посещая летние фестивали до начала 40-х годов. Потом виллы были сильно повреждены налетами авиации союзников, и фестиваль был приостановлен с 1944 года до первых послевоенных лет.
По мере усиления националистических настроений в Германии Байройт всё в большей степени становился центром формирования коричневой идеологии. Значительная доля вины за это лежит на самом Рихарде Вагнере, чьи антисемитские взгляды требуют отдельного анализа. Его сын Зигфрид, композитор и дирижер, был гомосексуалистом, но статус "главы рода" вынудил его жениться в возрасте уже за пятьдесят на 18-летней Винифред Уильямс, которая увлеклась идеями Хьюстон Стюард Чемберлена - зятя Рихарда Вагнера. Тот в 1905 году опубликовал свою книгу "Арийское миросозарцание", которая стала настольной книгой молодого Адольфа Гитлера. А Винифред стала членом нацистской партии и близким другом Гитлера. Главной книгой Чемберлена была "Открытие XIX века". Через всю книгу Чемберлена проходят красной нитью две основные темы: арийцы — как творцы и носители цивилизации, и евреи — как негативная расовая сила, разрушительный и вырождающийся фактор истории. Чемберлен рассматривал арийцев как единственную опору мирового развития. Евреи же заслуживали приговора, но не с позиций ненависти или подозрительности, а с позиций недосягаемых высот арийского превосходства.
В 1951 году открылся первый послевоенный фестиваль в Байройте, и с тех пор мероприятие проводилось ежегодно (в отличие от довоенной практики). Руководителями фестиваля стали сыновья Зигфрида Вагнера Виланд и Вольфганг. Особенно прославился своими постановками Виланд. Для его новаторского, тяготевшего к минимализму стиля был характерен перенос акцента на внутренние переживания героев, что требовало участия в постановках первоклассных певцов-актёров.
После смерти Виланда Вагнера (1966 г.) фестиваль единолично возглавляет его брат Вольфганг.
с 2008 Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье
Вольфганг и Катарина Вагнер
Фестиваль Рихарда Вагнера в Байройте имеет статус культового. Всего 30 спектаклей в год, и более 500000 желающих посетить эти спектакли. Начинаются байройтские спектакли очень рано: в четыре часа пополудни. А идут очень долго: в среднем, до половины одиннадцатого вечера. Поэтому начинать восхождение на Зеленый холм следует хорошо выспавшимся и сытым. Звучит труба и начинается спектакль. Условия в знаменитом вагнеровском театре самые спартанские: две тысячи человек сидят в относительно небольшом зале, откидные стулья не только крайне тесные, но и весьма жесткие. Поэтому старожилы носят с собой подушки, дамы кокетливо подбирают их в тон платью. В антрактах часть публики устремляется в ресторан, поглощать заранее заказанный ужин. Но истинные "байройтцы" отправляются на пикник в парк, причем располагаются прямо на траве. Простая снедь - хлеб, франконские колбаски, фрукты - отлично идут и под шампанское, и под пиво.
Фестиваль в Байройте проводится уже более 125 лет. Традиционно пестрым бывает общество на открытии фестваля: политики, актеры, знаменитости всех мастей (которым куда легче получить билеты на спектакли, чем простым смертным) традиционно продефилируют в вечерних нарядах перед фестивальным дворцом. Канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) совершит свой традиционный и чуть ли не единственный в году светский выход с супругом, профессором Йоахимом Зауэром (Joachim Sauer). Публика редко видит его вместе с Меркель, но в Байройте - обязательно, за что Зауэр получил насмешливое прозвище "Призрак Оперы", как герой известного мюзикла.
В некотором роде Байройтский фестиваль - это продукт мании величия: Рихард Вагнер (Richard Wagner) - единственный композитор, сумевший основать фестиваль собственной музыки. Но сегодня этот фестиваль является такой же неотъемлемой частью немецкой культуры, как Кельнский собор, Девятая симфония Бетховена или футбольный клуб "Бавария" (Мюнхен). Даже особое расположение главарей "третьего рейха" к Вагнеру и к Байройту, что в современной Германии всегда воспринимается с большим подозрением, не повлияло отрицательно на репутацию Байройтского фестиваля.
«Музыкой будущего» Вагнер называл свои творения. и в 70-х годах 19 века образовалось Вагнеровское общество, которое пустила корни по всему миру. Вот и в Питере существует Вагнеровское общество, которое возглавляет доктор культурологии, профессор Махрова Э.В.
Махрова Э.В.
Сегодня в концерте, который состоялся в Вагнеровском обществе Петербурга выступил солист Воронежского театра оперы и балета Дмитрий Башкиров.
За время работы в театре исполнил партии:
Каварадосси – «Тоска»
ЛЕНСКИЙ – «Евгений Онегин»
ЛЫКОВ – «Царская невеста»
ИГОРЕВИЧ – «Князь Игорь»
КАССИО –«Отелло»
ГЕРЦОГ – «Риголетто»
ДЬЯК – «Ночь перед Рождеством»
АЛЬМАВИВА – «Севильский цирюльник»
АЛЬФРЕД – «Травиата»
РОССИЛЬОН – «Веселая вдова»
АЛЬФРЕД – «Летучая мышь»
АББАТ – «Кармина Бурана»
В 2008 году Д. Башкиров стал Лауреатом I – й премии I-го Международного конкурса вокалистов им. Штоколова и Дипломантом этого конкурса «За артистизм» ( г. Санкт-Петербург).
В 2009 году Дмитрий БАШКИРОВ – Лауреат (2-я премия) I Международного конкурса им. С.В.Рахманинова.
Дмитрий Башкиров стал лауреатом конкурса имени Штоколова в 2009 году, исполнив Вагнера
Гений Вагнера — это гений зла и тьмы. Но, пока исполняется его музыка, все мы — публика и исполнители — во власти чар злого волшебника. Она обладает странной силой — она парализует волю даже тех, кто понимает разумом ее опасность, кто отторгает ее априорно. Дух злого волшебника подчиняет всё своей гипнотической воле. Творчество Вагнера опасно потому, что самые страшные идеи ненависти и разрушения воплощены в музыку гениальным композитором. Увы, это не только вопрос интерпретации, это сама ее сущность.
Моожно закончить частью четверостишия Игоря Губермана:
И бой со злом давно закончен,
Зло победило — став добром.
Вагнер — сияющая вершина, загадка загадок.
Посмотрите видеообзор Байройтского фестиваля 2011 года
А вот программа фестиваля в Байройте на 2012 год
Wednesday | 25. July, 06:00 PM | Der fliegende Holländer |
Thursday | 26. July, 04:00 PM | Tristan und Isolde |
Friday | 27. July, 04:00 PM | Lohengrin |
Saturday | 28. July, 04:00 PM | Tannhäuser |
Sunday | 29. July, 04:00 PM | Parsifal |
Tuesday | 31. July, 06:00 PM | Der fliegende Holländer |
Wednesday | 01. August, 04:00 PM | Tristan und Isolde |
Thursday | 02. August, 04:00 PM | Lohengrin |
Friday | 03. August, 04:00 PM | Tannhäuser |
Sunday | 05. August, 04:00 PM | Parsifal |
Monday | 06. August, 06:00 PM | Der fliegende Holländer |
Tuesday | 07. August, 04:00 PM | Tristan und Isolde |
Wednesday | 08. August, 04:00 PM | Lohengrin |
Thursday | 09. August, 04:00 PM | Tannhäuser |
Saturday | 11. August, 04:00 PM | Parsifal |
Sunday | 12. August, 06:00 PM | Der fliegende Holländer |
Monday | 13. August, 04:00 PM | Lohengrin |
Tuesday | 14. August, 04:00 PM | Tristan und Isolde |
Wednesday | 15. August, 04:00 PM | Tannhäuser |
Thursday | 16. August, 04:00 PM | Parsifal |
Saturday | 18. August, 06:00 PM | Der fliegende Holländer |
Sunday | 19. August, 04:00 PM | Lohengrin |
Monday | 20. August, 04:00 PM | Tristan und Isolde |
Tuesday | 21. August, 04:00 PM | Tannhäuser |
Wednesday | 22. August, 04:00 PM | Parsifal |
Friday | 24. August, 06:00 PM | Der fliegende Holländer |
Saturday | 25. August, 04:00 PM | Lohengrin |
Sunday | 26. August, 04:00 PM | Tristan und Isolde |
Monday | 27. August, 04:00 PM | Tannhäuser |
Tuesday | 28. August, 04:00 PM | Parsifal |
|
Peter Schneider | Andris Nelsons | Philippe Jordan |
Метки: БАЙРОЙТ |
Цветы в интерьере |
|
Новогодние и рождественские вазочки |
|
Бордюры |
|
СУПЫ |
|
Книги. |
100 ЛУЧШИХ КНИГ, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и других:
1. «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков
Учебник советской и христианской истории
2. «Евгений Онегин» Александр Пушкин
Учебник настоящих чувств и энциклопедия русской жизни
3. «Преступление и наказание» Федор Достоевский
Учебник философии и нравственности
4. «Война и мир» Лев Толстой
Учебник поведения настоящего человека
5. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери
Учебник философии
6. «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов
Учебник психологии
7. «Двенадцать стульев» Илья Ильф, Евгений Петров
Учебник сатиры
8. «1984» Джордж Оруэлл
Учебник обществознания
9. «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес
Учебник познания вечности
10. «Гарри Поттер» Джоан Роулинг
Учебник взросления
11. «Мертвые души» Николай Гоголь
Учебник русского характера
12. «Анна Каренина» Лев Толстой
Учебник семейной жизни
13. «Идиот» Федор Достоевский
Учебник человечности
14. «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд
Учебник декаданса
15. «Горе от ума» Александр Грибоедов
Учебник русского менталитета
16. «Отцы и дети» Иван Тургенев
Учебник поколенческих конфликтов
17. «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкин
Учебник добра и зла
18. «Над пропастью во ржи» Джером Сэлинджер
Учебник подросткового кризиса
19. «Три товарища» Эрих Мария Ремарк
Учебник настоящей дружбы
20. «Доктор Живаго» Борис Пастернак
Учебник выживания в смуте
21. «Собачье сердце» Михаил Булгаков
Учебник человеческого достоинства
22. «Алиса в Стране чудес» Льюис Кэрролл
Учебник логики и сновидений
23. «Братья Карамазовы» Федор Достоевский
Учебник философии и религии
24. «Шерлок Холмс» (всего 60 произведений) Артур Конан Дойль
Учебник дедуктивного мышления
25. «Три мушкетера» Александр Дюма
Учебник поведения настоящего мужчины
26. «Капитанская дочка» Александр Пушкин
Учебник чести
27. «Мы» Евгений Замятин
Учебник политологии
28. «Ревизор» Николай Гоголь
Учебник государственного устройства России
29. «Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир
Учебник трагической любви
30. «Старик и море» Эрнест Хемингуэй
Учебник душевной силы
31. «Темные аллеи» Иван Бунин
Учебник отношений
32. «Фауст» Иоганн Вольфганг Гете
Учебник этики и воли
33. «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери
Учебник по борьбе с деградацией
34. Библия
Учебник учебников
35. «Процесс» Франц Кафка
Учебник выживания в мире бюрократии
36. «Золотой теленок» Илья Ильф, Евгений Петров
Учебник юмористического отношения к жизни
37. «О дивный новый мир» Олдос Хаксли
Учебник отказа от иллюзий
38. «Тихий Дон» Михаил Шолохов
Учебник места человека в истории
39. «Generation “П”» Виктор Пелевин
Учебник новейшей российской истории
40. «Гамлет» Уильям Шекспир
Учебник противоречий
41. «Гордость и предубеждение» Джейн Остин
Учебник психологии отношений
42. «Два капитана» Вениамин Каверин
Учебник личностного роста
43. «Над кукушкиным гнездом» Кен Кизи
Учебник свободы
44. Трилогия о Незнайке Николай Носов
Учебник экономики
45. «Обломов» Иван Гончаров
Учебник русского менталитета
46. «Понедельник начинается в субботу» Аркадий и Борис Стругацкие
Учебник идеализма
47. «Приключения Тома Сойера» Марк Твен
Учебник детства
48. «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын
Учебник выживания в колесе истории
49. «Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Учебник разочарований
50. «Вино из одуванчиков» Рэй Брэдбери
Учебник радости и фантазии
51. «Волшебник Изумрудного города» Александр Волков
Учебник правильных человеческих качеств
52. «Все о муми-троллях» Туве Янссон
Учебник познания мира
53. «История одного города» Михаил Салтыков-Щедрин
Учебник жизни в России
54. «Лолита» Владимир Набоков
Учебник человеческих слабостей
55. «На Западном фронте без перемен» Эрих Мария Ремарк
Учебник поведения на войне
56. «По ком звонит колокол» Эрнест Хемингуэй
Учебник мужества
57. «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк
Учебник поиска цели в жизни
58. «Трудно быть богом» Аркадий и Борис Стругацкие
Учебник миропонимания
59. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах
Учебник реализации мечтаний
60. «Граф Монте-Кристо» Александр Дюма
Учебник настоящих эмоций
61. «Мартин Иден» Джек Лондон
Учебник упорства
62. «Москва — Петушки» Венедикт Ерофеев
Учебник русской души
63. «Повести Белкина» Александр Пушкин
Учебник русского языка
64. «Тошнота» Жан-Поль Сартр
Учебник философского отношения к жизни
65. «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Учебник гуманизма
66. «Белая гвардия» Михаил Булгаков
Учебник человеческого достоинства
67. «Бесы» Федор Достоевский
Учебник революции
68. «Божественная комедия» Данте Алигьери
Учебник греха и веры
69. «Бойцовский клуб» Чак Паланик
Учебник жизни в современном мире
70. «Вишневый сад» Антон Чехов
Учебник отказа от старых идеалов
71. «Замок» Франц Кафка
Учебник абсурда жизни
72. «Имя розы» Умберто Эко
Учебник эрудиции
73. «Повелитель мух» Уильям Голдинг
Учебник выживания в коллективе
74. «Посторонний» Альбер Камю
Учебник человечности
75. «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго
Учебник прекрасного
76. «Чума» Альбер Камю
Учебник человечности в экстремальной ситуации
77. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курт Воннегут
Учебник объективности
78. «А зори здесь тихие» Борис Васильев
Учебник героизма
79. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николай Гоголь
Учебник патриотизма
80. «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин
Учебник мира во всем мире
81. «Пикник на обочине» Аркадий и Борис Стругацкие
Учебник рефлексии о справедливости
82. «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонид Филатов
Учебник самоиронии
83. «Пятьдесят оттенков серого» Елена Мизулина
Учебник политической метафоры
84. «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл
Учебник жизни в переломные моменты истории
85. «Алые паруса» Александр Грин
Учебник романтики
86. «Дары волхвов» О. Генри
Учебник судьбы
87. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигель де Сервантес
Учебник доброй и умной иронии
88. «Илиада» и «Одиссея» Гомер
Учебник героического
89. «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо
Учебник выживания и надежды
90. «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К. Джером
Учебник английского юмора
91. «Палата № 6» Антон Чехов
Учебник изнанки жизни
92. «Винни-Пух и все-все-все» Алан Милн
Учебник детства
93. «Двенадцать» Александр Блок
Учебник революционной романтики
94. «Колымские рассказы» Варлам Шаламов
Учебник выживания
95. «Котлован» Андрей Платонов
Учебник русской души
96. «Письма римскому другу» Иосиф Бродский
Учебник современной поэзии
97. «Черный человек» Сергей Есенин
Учебник безумия
98. «Шум времени» Осип Мандельштам
Учебник ощущения эпохи
99. «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт
Учебник относительности
100. «Случаи» Даниил Хармс
|
Котлеты. |
|
Помидоры. |
|
Печень. |
|
Сериал |
|
отличных книг для личного саморазвития! |
1. 124 способа сэкономить, не ущемляя себя.
Левитас Александр
2. Хороший увесистый пинок под зад.
Адамс Роб
|