По Колымскому тракту |
Кто готов ехать в Магадан, присоединяйтесь.
Нынешние россияне отлично знают историю и географию Греции, Турции и Египта, но при этом не могут назвать количество субъектов в собственной стране, и уверенно полагают, что Магадан – это "где-то в Сибири". Там тундра, снег и одни голодные зеки под каждым кустом.
Это совсем не так. Садимся в рейсовый автобус, который довезет нас до города.
Расстояние от аэропорта до него составляет 53 км.
Нам предстоит проехать по небольшому отрезку Колымского тракта. Действующая автодорога федерального значения между Якутском и Магаданом протяженностью 2000 км, из которых 1195 км проложено по территории Республики Саха (Якутия), остальное – по Магаданской области.
Там, где мы проезжаем, магистраль представляет собой нормальное загородное шоссе. Чем дальше от Магадана, тем дорога сложнее. Пока по ней едем, коснемся истории.
В связи с развитием горнодобывающей промышленности в 1920-х годах в Якутии и на Колыме советское государство начало создавать сеть местных дорог.
В ноябре 1931 года был создан "Дальстрой"– "Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы", одной из задач которого стала постройка автодороги от Магадана до Усть-Неры и ответвления на Якутск с использованием труда заключённых Севвостлага.
Летом 1932 года заключенными и вольнонаемными специалистами были введены в эксплуатацию первые 30 км дороги и 90 км зимника. Остальные 1040 км до Усть-Неры строились до 1953 года. Узники ГУЛага пробивали тракт через неприступные горы хребтов Сэттэ Дабаан, Сунтар-Хаята...
В годы репрессий по Колымскому тракту прошло около 800 тысяч советских заключенных. Половина там и осталась. Местные старожилы помнят, как обледеневшие трупы валялись вдоль дороги. От непосильного рабского труда, холода и голода узники гибли массово. Их не хоронили – сил для этого это не было, их клали прямо под полотно дороги, и они служили естественным уплотнителем грунтового покрытия тракта.
Погибших если и хоронили (в теплое время года), то тут же – на обочине. По этой причине тракт и прозвали "Дорогой на костях". Те, которые остались живы, рассказывают, что под этой дорогой через каждые пятьдесят, сто метров покоятся узники ГУЛага. Сейчас на Дороге мало что осталось с тех времен – все лагеря разрушены и стерты с поверхности земли, скрыв от глаз людей свидетельства чудовищного преступления.
...Трудились по 15 часов в день, питались только кашей и хлебом, жили в лагерях, вокруг которых стояли болота. Санитарные условия были ужасные. Многие заключенные с закрытием лагерей были реабилитированы и уехали из этих мест, а остальные остались в Хандыге. Большинство из них прожило недолго, потому что жизнь в лагерях была очень тяжелой.
Магаданская трасса – это крупнейшее в мире кладбище. На этой дороге каждый день умирали не менее 25 человек, и о большинстве из них никто ничего не знает.
"Это был какой-то гигантский людской поток, ленточный конвейер, в котором были даже 12-летние дети. Мой дед работал охранником в одном из лагерей, но говорить об этом он не любил. Он только рассказывал, что это были серые, ужасные места, где люди постоянно голодали и мучились от холода" – из воспоминаний.
Вот такая тяжелая история...
Вам хочется узнать про Магадан?
Вокруг него особая природа.
Ласкает берег Тихий Океан,
А снег лежит... в любое время года!
Наш город необычен средь других,
Его судьба довольно не простая.
Он, обгоняя сверстников своих,
Рос, поднимался, с каждым днем, мужая.
Он рос, а вместе с ним, и мы
Росли, учились и "шагали в ногу",
И, средь долин и сопок Колымы,
Искали здесь нелегкую дорогу.
Что вам ещё сказать про Магадан?,
Про жизнь его, сегодня не простую,...
Про трассу, что идет на Сусуман...
Про рабский труд и долю нашу злую...
М. Карасев.
Подъезжаем к Магадану.
Немного о здешнем климате. Он здесь субарктический. Зимы длинные и очень холодные. Вечная мерзлота и тундра покрывают большую часть области. Средняя температура зимой от -19 до -38, а летом от +16 до +30.
При прохождении мощных циклонов на побережье Охотского моря и в верховьях реки Колымы идут продолжительные и сильные дожди.
Над территорией области постоянный ветер. Зимой, которая длится 5,5 месяцев, большое влияние на климат оказывает мощный азиатский антициклон (высокое атмосферное давление) . С его существованием связана ясная, тихая, сильно морозная погода.
Лето в Магадане холоднее, чем в Петербурге, хотя расположены они на одной широте. По температурному режиму оно сходно с летом Мурманска.
Население города составляет около 100 тысяч человек.
Площадь города – 295 кв. км.
Вдаль уходит проспект Ленина. Где-то по левой стороне находится наша гостиница, которую заранее забронировали.
Подъехали к автовокзалу.
Он расположен на Центральной площади города.
Продолжение следует.
Рубрики: | природа |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |