-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ольга_Дёмина

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 922


Айны

Суббота, 06 Ноября 2010 г. 03:24 + в цитатник

Кто вы, айны?

Айнумосири – это земля загадочных людей, айнов. Это Курильские острова, Южная часть Сахалина и Камчатки. Но исконные земли айнов на японских островах Хоккайдо и Хонсю.

Кто Вы, айны? Этот вопрос не раз звучал в прессе и научных статьях, но так и остался без ответа. Загадочная и безвременно ушедшая культура растворилась без следа в современной многомиллионной Японии. В чем же загадка айнов и почему они выделяются среди других дальневосточных народов?

Айны - создатели самобытной высокоразвитой культуры, оказавшие сильное влияние на менталитет японцев, в особенности на их самурайские традиции. Эти люди не похожи на монголоидов. Они прямоглазые, у них огромные бороды и белая кожа. Их язык выделяется из группы языков сибирских народов и не имеет известного происхождения. У них своеобразные орнаменты, ни на что не похожие амулеты и самобытные верования. Эти люди не только искусные охотники и рыболовы, но и собиратели, в особенности даров моря, что не характерно для других местных аборигенов. В охоте айны использовали отравленные стрелы, как и многие племена тропиков и субтропиков.

Все эти особенности выделяют айнов из семьи сибирских народов, и многие исследователи сходятся на том, что искать предков айнов надо в юго-восточной Азии среди самобытных островных культур маори, Полинезии и Австралии. Некоторые исследователи говорят об айнской расе, как смешивающей черты монголоидной, австралоидной и европеоидной расы.

Предки современных айнов, дземонские люди, - исконные жители главного японского острова Хонсю, обитавшие там в доисторические времена. Культура дземонского человека высокоразвита, они строили капитальные жилища и занимались собирательством морских богатств и рыболовством. Для дземонского человека характерны самые древние керамические изделия, загадочные статуэтки догу. В дальнейшем древние японцы потеснили предков айнов на север, на остров Хоккайдо.

В годы сёгуната началась кровавая колонизация острова Хоккайдо, жестокость войск сёгуна не знала пределов, по-видимому, японцы решили попросту истребить айнов. Но в лице айнов сёгунат принял настоящий вызов. Оказывается, нет ничего более трудного, чем победить народ, живущий в равновесии со своим миром. Духи этих мест, необъяснимые силы были на стороне айнов, казалось, что каждый куст, каждая травинка им помогает.

Да и сами айны оказались стойкими войнами. Их не пугали ни численное превосходство японцев, ни прекрасное вооружение. Воинов от природы, айнов не пугало ничего, они были как будто уже мертвые, а чего может бояться мертвый? Они выходили живыми из немыслимых ситуаций, исчезали там, где негде прятаться, появлялись ниоткуда и вновь начинали битву. Их неуязвимость приводила сёгуна в бешенство, военачальники стремились хоть как-то загладить свою вину, жестоко издевались над пленными и погибшими воинами, высылали в подарок сёгуну бочки с засоленными головами непокорных айнов.

Это противостояние повлияло на японские традиции самурайства, они сильно отличаются от материковой культуры боевых единоборств. Самураи более жесткие, более мужественные, более янские, чем китайские мастера. Как и айны, они непоколебимые воины Духа.

Смерть всегда рядом с воином, она его советчик и друг, помощник в битве. Воин не боится ее, даже разговаривает с ней. Он знает, что смерть уважает его волю и бесстрашие и подождет, когда он достигнет своего Предела. Битва – это праздник Духа воина, момент безупречности и совершенства, момент абсолютной свободы и преодоление несовершенной плоти. В битве воин не принадлежит себе, его ведут необъяснимые силы, его тело совершает чудеса. Достигнуть таких высот Духа не просто. Это годы бесконечных тренировок, волевого самопринуждения, контроля и дисциплины. Годами они учатся принимать вызов или смерть.

- Ты будешь пять часов без остановки выполнять упражнение с мечом или умрешь прямо сейчас, - говорит мастер ученику.

- Учитель помилуй, но я не могу, ведь это так тяжело, - просит ученик.

- Да, - соглашается учитель, - это, действительно, тяжело, поэтому ты будешь делать упражнения десять часов без остановки или умрешь прямо сейчас.

Если Вы думаете, что Вам плохо, усильте это воздействие в несколько раз, и тогда Вы поймете, что Вам было хорошо. Так говорят китайские мастера боевых искусств, «…или умри прямо сейчас», - обязательно добавит японский самурай. Несовершенная плоть начинает плавиться и рождает совершенный Дух воина. Воин ищет в постоянном самосовершенствовании свой Великий Предел, за которым лежит конец его земного пути. Китайский мастер, достигнув этого предела, останется жить; самурай выберет смерть на Пределе своего пути.

Такое самосознание объясняет ритуальные самоубийства сёпуко, широко распространенное среди самураев. Конечно, здесь нет примитивного фанатизма и веры в лучшую загробную жизнь, для мастеров боевых искусств рай - здесь на земле в постоянном духовном самосовершенствовании. Самураи живут на грани своих возможностей, физических и духовных, и уходят, достигнув их предела.

Такое самосознание характерно для равновесных народов, какими были айны. Не просто жить в равновесии с природой, где каждый день становится экзаменом на прочность, когда стоит задача выжить. Вся жизнь проходит на пределе, на грани. Это постоянная самоотдача и жертвенность, полное соответствие силам природы и безупречность в собственных глазах. Это изначальное признание собственной смерти как неизбежности и как союзника. Воин учит смерть уважать свою волю.

Более ста лет продолжалось противостояние на острове Хоккайдо. Закалив до предела японское воинство в кровавых стычках, айны ушли, отбив у своих преследователей всякую охоту следовать за ними. Айны ушли на своих долбленых лодках на Сахалин и Курильские острова, к своим соплеменникам, уже освоивших эти земли. На Сахалине они заставили местных гиляков уважать себя и переняли у них искусство шить одежду из шкур и некоторые обычаи. Заселив все Курилы, айны дошли и до Южной Камчатки.

Русские казаки, которые за те же сто лет колонизировали всю Сибирь, путем переговоров и мирных соглашений с вождями племен прознали про загадочных людей, живущих на Камчатке и на островах, где до тех пор еще не ступала нога русского человека. Еще «дальневосточный Ермак» – Владимир Атласов, рвался в те места, но так и не доехал, был убит в междоусобицах на Камчатке. Уже в те далекие времена власть на Дальнем Востоке носила криминальный оттенок.

Атаман Данила Анциферов и есаул Иван Козыревский со второй попытки пересекли опасный и бурный первый Курильский пролив и встретились с айнами предположительно на Парамушире. Айны держались благородно и с достоинством, ясык русскому царю платить отказались, в поддержки его они также не нуждались. Всем своим видом айны дали понять лихим казакам, что способны сами за себя постоять и никому не желают подчиняться. Проверять это на своей шкуре казаки не решились и на том откланялись.

Отказ айнов от русского покровительства был знаковым событием. Пройдя всю Сибирь, казаки обычно легко договаривались с вождями племен и не привыкли встречать категорических отказов. Земля айнов – Айнумосири, так и не стала до конца русской. Эта земля – предмет торга с Японией и по сей день. То мы отдаем острова Японии в обмен на Южный Сахалин, то вообще забираем все острова себе. Айны были обречены на скитание до тех пор, пока последних из них не вывезли навсегда на Хоккайдо. Японцы запретили айнский язык, ограничили культурное самовыражение и жестоко эксплуатировали их на морских промыслах. Им запретили самостоятельно ловить рыбу и бить зверя; давали им рис, но они, так и не привыкнув к чужой пище, умирали от голода. Постепенно айны растворились в многомиллионной Японии, разве что на севере Хоккайдо у местных японцев неплохо растут борода и усы, за что их до сих пор презирают «чистокровные» южные собратья.

 

Рубрики:  Символы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку