|
Акила-огуречник, Акила в рассоле
Есть особая кукла для уничтожения плесени в бочках с солёными огурцами – Акила-огуречник. Голова у него набита семенами горчицы и потому тяжелее тела. Плавает Акила в рассоле вниз головой, и горчица не даёт плесени расти.
Для Акилы нужны некрашеные ткани и нитки из натуральных волокон.
Барыня
Кукла Барыня относится к так называемым "свернутым" куклам, т. е. сделанным без шитья иголкой.
Для детей постарше изготавливали тряпичных кукол, которые называли «Барынями». Сначала делали туловище (без шитья иголкой), покрывали белой тканью и и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали ей косынку (завязывали сзади)".
Берегиня, Столбушка
Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось, что обретая черты лица, такая кукла обретает самостоятельность и теряет свои магические и обережные свойства.
Кукла Берегиня имела особое значение.
Берегиня - от слова "беречь", "оберег". Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от темных сил, ссор, болезней.
Несмотря на несложность технологии изготовления традиционных кукол, все они получаются разными, со своим характером, поэтому выбирать нужно из нескольких кукол, за какую "глаз зацепится", та что привлекла внимание, ту и брать, потому что она сама выбирает себе хозяина.
Душевный подарок-пожелание добра, радости, уюта, благополучия, счастья.
Берестушка
Это кукла-оберег с молитвой (наговором) в женском образе для дома. Хранится около окна или у двери за наличниками.
Берёзка
Береза – дерево, которому поклонялись и применяли во всякого рода обрядах, обеспечивающих счастливую жизнь. Для гадания делали куклу Березка из березового полешка, символ березы. Это куколка одного дня, по ней гадали. Утром делали, вечером – разбирали и оставляли на березе.
Делали куколку совместно несколько девушек, по ней гадали. Куколку красиво наряжали, украшали ветками березы, травой с соцветиями.
Бессонница
Это магическая колыбельная кукла.. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Куклу Бессонницу создавали из квадратных кусков тканинабивая ее успокаивающей травой.
Такая кукла оставалась в доме навсегда.
Благодать
Кукла Благодать- Благо Дающая делается в подарок на Рождество или на праздник Благовещения 7 апреля. Можно сделать и просто так, в знак БлагоДарности. Тогда Благодарность вернется к тебе с благой вестью. «Сначала Дай, потом Проси.»
Дариться со словами «Никогда не унывай и руки не опускай».
Кукла Благодать приносит в дом благую весть, благо и напоминает женщине ее основную задачу Давать Благо. Для этого у нее сделана большая мягкая грудь.
Силу женщина берет от неба, поэтому руки у нее подняты вверх и образуют воронку. Кажется что вот, сейчас… она закружится.
Кукла делается на рогатине из березы или рябины. Оба дерева обережные.
Куклу делали яркую, веселую, радостную.
Богач
Это пара Зерновушки родом из Московской области. Богач — обереговая кукла. При его создании думали о своем роде, предках и ставились определённую задачу: прибыль и достаток на будущий год, защита благополучия семьи и т.п.
Делали куклу накануне праздника урожая Осенины, праздника Рода и семьи, приуроченного ко дню равноденствия 22 сентября.
Божье око
Самая древняя обережная кукла наших предков. Божье око только косвенно связно с человеком, поэтому куклой его называют достаточно условно.
В своей основе Божье око имеет крест - очень древний символ. В данном случае он олицетворяет распространение обережных сил на всё пространство – на все четыре стороны. Это также и четыре стихии-помощницы: Огонь, Воздух, Вода, Земля. Количество разноцветных полос – это призываемые на помощь силы, а также – символическое обозначение поколений рода, хранящихся в памяти семьи. К примеру, если вы обладаете знанием, кем был ваш прапрадедушка, то на вашем домашнем Божьем оке может быть четыре цветные полосы.
Божье око помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.
При сотворении Божьего Ока необходимо руководствоваться прежде всего своим желанием, т.к. человек интуитивно чувствует, в какой поддержке он нуждается и оберег через усиление определённого цвета дает ему это.
Белый – связан со светом, чистотой, истиной
Красный – огонь, солнце как небесный огонь, кровь (жизненная сила)
Зелёный – жизнь, природа.
Чёрный – земля
Золотой – солнце
Синий – цвет неба, воды.
Фиолетовый – цвет высших духовных способностей, просветления и разума.
Веничек благополучия
Куколка эта делалась в Рождественский Сочельник. Для ее изготовления нужно мочало (лыко), кусочки ткани, нитки, тесьма и разнообразная крупа (чем больше видов крупы, тем благополучнее будет грядущий год). Эту крупу на ночь высыпали в красном углу, считалось, что наутро она приобретет целительную силу. Утром крупу собирали в узелки (каждую по отдельности), их должно быть нечетное количество, и вешали на куклу.
Хранили Веничек благополучия вдали от глаз посторонних людей, и только хозяйка знала, где он стоит. Крупу в узелках берегли на крайний случай, если кто-то из домашних серьезно заболел, то эти зерна добавляли ему в еду. А поскольку это Веничек, то хозяйка могла им скрытно от всех “выметать” из дома все плохое.
Вепсская кукла Капустка, или Карельская рванка
Вепсы — небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими.
Данная куколка принадлежит их древней культуре. Эта кукла интересна тем, что является и обережной, и игровой. Она делалась из старых маминых вещей и была небольшого размера – как раз под детскую ручку. Кукла предназначалась для отведения порчи и для игры, сопровождая ребенка так долго, пока не рвалась или не портилась.До рождения малыша, чтобы «согреть колыбельку», в нее клали эту куклу. А потом кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша, символизируя кормящую мать, у которой не иссякает молоко, оберегая от голода. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Но это не все амплуа куклы, образ был многогранным.
Не зря говорят, что в капусте детей находят. Так, девушки делали вепсскую куклу, когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали, что пора свататься. Еще вепсская кукла олицетворяет собой образ замужней женщины, кормилицы. Ее большая грудь говорит о том, что она может прокормить всех.
Кукла – хороший талисман и оберег как для детей, так и для взрослых девушек, и замужних женщин. Ей уготована роль домашней Берегини, которая, пропитываясь энергией положительных событий и, существуя в эмоциональном поле семьи, придает уверенность, равновесие, чувство защищенности всему пространству дома.
Вербница, Пасхальная кукла
Кукла делается к празднику Светлое Христово Воскресенье, или Пасха.
Изготовление куклы приравнивается к росписи пасхальных яиц и такую куклу можно дарить на праздник.
Ветка вербы в кукле олицетворяет рост, умножение, плодородие. Именно поэтому детей слегка "стегали" вербовыми ветками, чтобы они быстрее росли. В Древней Руси люди глотали вербные почки, которые, по поверьям, избавляли от хвори и гнали всякую болезнь.
Кукла Вербница как бы освящала вербу, с ней дети ходили за веточками вербы перед Вербным воскресеньем.
Лицо и руки куклы делались из красной ткани, что олицетворяло Пасху и Возрождение.
Веснянка, Овсень малый или Авдотья-Весновка
В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени.
С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны (Весенницы)
Иногда ее делали в день весеннего равноденствия, когда, в соответствии с мифологическими воззрениями наших предков, открывались двери Ирия и на землю прилетали жаворонки – вестники возрождения и того, что всё пространство вокруг проснулось после зимнего оцепенения.
Именно тогда – в погожий весенний день – девушки выходили рукодельничать на улицу и делали веснянок – ярких кукол самых невероятных расцветок. Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий жизнерадостный образ. Обязательным их атрибутом была длинная коса радужных оттенков, та самая коса, про которую в народе издавна говорили – девичья краса. Поэтому косу куклы непременно украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи.
Потом девушки обменивались куколками, чтобы ни одна из них не осталась без подарка, и желали друг дружке здоровья, красоты и радости.
По веснянкам могли гадать о предстоящем годе – всех кукол собирали в одно место, а девушки с закрытыми глазами брали первую попавшуюся – по цвету её платья и волос делали прогнозы своего будущего. Особенно счастливыми считались веснянки красного и зеленого цвета, потому что предвещали встречу с суженным, а также душевное и физическое процветание.
Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной
Девка-баба
В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 образа - 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. То есть кукла символизирует переход от девки к бабе, но и наоборот – от бабы к девке – это отсылает нас к мотиву рождения – баба рождает девку, которая сама станет продолжательницей рода. Недаром у наших предков только женщина, родившая девочку и передавшая ей накопленную мудрость, могла называться бабой, а если же рождались одни мальчики, то она до старости считалась молодухой.
Девка - это воплощение красоты, беззаботности, веселья, она открыта миру и дарит всем красоту и радость. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она отражает другое состояние, обращена к себе, к будущему ребенку, бережет лад и покой семьи.
Кукла служила детям подробным пояснением, чем отличается костюм девушки от одежды замужней женщины, так как не требовала тщательной проработки деталей, а несла самую общую характеристику: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более темные тона, две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя).
Каждый образ куколки выполнял собственную функцию. Если перевернуть куколку стороной «баба», то она будет помогать в домашних делах и
оберегать семью. А если вдруг усталость навалилась, и дни стали серее, то стоит только повернуть куколку стороной «девка» - и силы вернутся, и жизнь заискрится радужными цветами, а муж или любимый преподнесет приятный сюрприз.
Девкина забава
Такую куколку обычно мастерили девочки-отроковицы, у которых духовная жизнь переходила на качественно иной уровень, появлялись собственные недетские вопросы, мысли, проблемы. И далеко не всеми из них хотелось делиться с родными или подружками. Тогда девочка сама создавала себе собеседника – лоскутную куколку, которая внимательно выслушивала рассказы о горестях и радостях юной хозяйки. В разговоре с куклой девочка, по сути, беседовала сама с собой, училась самостоятельно находить решение вопросов.
Кукла помогала избавиться от чувства одиночества и становилась надежной сокровенной подружкой – всё слышащей и понимающей. Она пряталась обычно на печке или в сундучке. Хозяйка могла дарить этой простенькой в изготовлении куколке ленты и бусины, создавать украшения, таким образом, Девкина забава была первым шагом на пути к осознанию себя и своего места в мире, в продолжение работы над собой обычно создавалась кукла Желанница, которая помогала уже обрести контроль над своими мыслями, чувствами и желаниями.
День и Ночь
Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.
Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.
Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Десятиручка
Многорукая продуцирующая кукла, то есть предназначенная для помощи девушкам, готовящим приданое, или молодым женщинам в их рукоделье: вязании, шитье, вышивании, ткачестве, чтобы они всё успевали, и всё у них ладилось, а в доме всегда был порядок и достаток.
Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, , когда наступало время свадеб и рукодельных вечеров. Они могла изготавливаться подружками невесты или ею самой из лыка или старого материнского платья. В её изготовлении непременно использовались нитки обережного красного цвета, а на подол обязательно привязывались 9 красных ниточек или ленточек-бантов.
Кукла ярко наряжалась, ей даже могли «подарить подарочек» в виде бус на шею, чтобы неутомимая помощница стала ещё прилежнее.
В процессе изготовления, оборачивая нитками ручки куклы одна за другой, мастерица для себя мысленно определяла сферу помощи для каждой: «Вот эта поможет мне прясть, а эта – раскроить и сшить платье, а эта поможет сделать в срок причудливую вышивку на рубахе любимого…»
После изготовления кукла традиционно сжигалась, чтобы скорее материализовалась её помощь, но её могли также оставить в доме и поставить на видное место в том помещении, в котором девушка обычно работала.
Дидух
Дидух (еще его называют дидо, дидочок, сноп-рай, коляда, колидник) –это перевязанный особым образом, сноп из последнего или из лучшего снопа собранного урожая пшеницы, овса, ржи или льна, украшенный сухоцветиями или ленточками. Количество пучков (колосьев в пучке) должно быть кратно семи, поскольку Дидух символизирует семь колен рода.
Традиция ставить в доме Дидуха происходит еще с очень давних дохристианских времен.
Дидуха начинали плести после сбора урожая и хранили до Рождества. В Святой вечер хозяин дома торжественно заносил его в хату, приговаривая: «Дідух до хати - біда із хати». Дидуха ставили на солому на почетное место. Его присутствие привносило в семью праздничное настроение, уют и спокойствие.
Праздничный сноп находился в доме в течение недели, Затем солому из-под снопа сжигали. Часть Дидуха обмолачивали и одаривали зернами дорогих людей или добавляли к зернам предназначенным для посева, а образовавшейся соломой перевязывали фруктовые деревья, чтобы в следующем году хорошо плодоносили.
Соломенный оберег - Дидух, символхорошего урожая, мира и согласия в семье и достатка в доме, сталнепременным атрибутом народных ярмарок и начинает занимать достойноеместо среди украинских национальных традиций.
Желанница
Эта куколка, обшитая лентами, бусинками, пуговичками, наделялась силой исполнения желаний и была в деревне у каждой девушки. Сокровенная (обязательно скрывалась от мужских глаз) она пряталась в собственной плетеной коробочке, спрыснутой эфирными маслами. Хозяйка, доставая её оттуда, загадывала желание, пришивала на подол куколке бусинку или привязывала яркую ленту, затем подносила к зеркалу, приговаривая: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». И желание непременно исполнялось, а куколка возвращалась на место – в свою коробочку.
Выбор типа желанницы зависел от темперамента хозяйки и от исполняемых желаний. Желанница могла быть Поскакушкой – лёгкой и быстрой, исполняющей желания в ритме танца, делавшейся на крестовине из веток берёзы, рябины, вишни. Причем порода дерева тоже вносила свои корректировки. Береза придавала кукле целительские особенности. Она оказывала помощь в вопросах здоровья, заботы о близких, в семейных делах. Желанница на рябине - это боец. Её сферой влияния было отстаивание интересов, защита от негативного воздействия, зависти и злобы. Желанница на вишневых веточках – очень по-женски помогала сохранять очарование и привлекательность.
Второй тип желанницы – Крошечка-Хаврошечка - на берестяном или картонном цилиндре. Её конструкция позволяла сохранять внутри записочки с желаниями. Она нетороплива, но надежна, более основательна, хозяйственна и ответственна. К ней обращались с желаниями материального характера. Она помогала приумножить добро (как денежное, так и душевное).
Желанница – это гениальный по своей простоте и мудрости механизм работы с желаниями, основанный на принципе «отпускания». Такая куколка позволяла обладательнице максимально точно сформулировать просьбу, расставить приоритеты между важным и неважным, а затем – отпустить желание, не загоняя его внутрь себя, передать кукле, снимая с себя избыточное напряжение.
А самым лучшим временем для изготовления желанницы считался август. И делали такую куколку чаще всего один раз в жизни, бережно сохраняя потом свою верную помощницу и хранительницу секретов.
Женская суть
В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла.
Ставили ее в спальню на видное место . Задачей этого оберега было вернуть плодородие женщине.
Считалось, что кукла обладает способностью приманивать душу ребенка своей длинной косой. Кукла должна демонстрировать сытое, богатое житьё, должна быть нарядно одета. Ножки у неё очень тонкие, обязательно в обуви, ручки в рукавичках, тело — толстенькое (сытая девочка).
Обязательная часть в этой кукле (собственно, почему она и называется "женская суть") - это оставленная дырочка внизу. Из которой торчит наполнитель - мохнашка.На переднике вышита Рожаница - Лада, рождающая Лелю. Кроме того, использован знак Огневица, сжигающая женские болезни, Всеславец, символизирующий крепкую семью, символы Засеянного Поля, кресты Морены, символизирующие Переход ипостаси.
Зайчик-на-пальчик
У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегом. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Крутили их из старой одежды, ношенной отцом или матерью. И куклы жили в домах, становясь не просто игрушкой, а частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались и в трудные моменты жизни, разговаривали, делились горестями, и в радости не забывали.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.
Взрослым сложнее бывает открыться и поделиться своими обидами, проблемами, а порой просто и не с кем. Зайчику легче выговаривать свои горести и беды. И при этом веселей как-то. Ощущение, что у тебя есть друг, который тебя выслушает и поможет.
Вот такой этот зайчик, совсем непростой.
Здоровье
Целительская кукла. Её компетенция – помочь человеку справиться с болезнью. Преуспевая в этом, она даже может взять болезнь на себя. Причем целительский механизм куклы обычно включается при помощи добрых мыслей и слов, с которыми любящий человек изготовит для больного эту куклу.
Она делается чаще всего из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться.
Эта кукла максимально упрощена по технике изготовления и ничем не украшается. Для неё характерна длинная коса. Для обмотки всей куклы используется одна нитка, которая нигде не режется и не рвется, обережного красного цвета. На груди у куклы с помощью такой нитки нанесен обережный крест – знак исцеления и защиты.
Она не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играть, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье". По окончании изготовления и при передаче больному надо тоже обязательно повторить: "На здоровье"
Каша
Кукла Каша это образ девочки семи лет. В семь лет девочка начинала варить кашу для всей семьи. В помощницы ей делали куклу в виде мешочка. Эта кукла была меркой.
Крупу сыпали по ножки, по пояс наливали воду по шейку - получалась каша.
Чем же Каша может помочь нам?
Конечно же организовать готовку. У куклы можно спрашивать что приготовить на ужин, как мне организовать недельное меню, попросить помочь приготовить праздничный обед для гостей.
Кукла делается из льняной ткани. Высота куклы с кастрюльку, где кашу варят. Кукла наполняется крупой.
Значение круп:
рис - богатство,
гречка, перловка - сытость,
овес - сила.
Коза
Эта куколка является календарной – её мастерили в канун нового солнечного года – после зимнего солнцестояния, закладывая в неё в неё образ счастливого будущего года.
Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
Козу обычно изображал кто-то из парней. На него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали любую шапку к которой прикрепляли рога из соломы. Парень-"коза" садился верхом на дугу - так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела.
Коза обязательно приносила своим владельцам счастливые перемены, радость, процветание, силу духа, ведь она была символом только что народившегося солнышка.
В ее основе - деревянная крестовина, а морда, рога, борода - из лыка или соломы.
Одета была Коза в специальное яркое платье, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подковы в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание необходимости жениться.
Колокольчик
Это кукла добрых вестей. Её родина - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. В старину считали, что звон колокола оберегает людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик ассоциировался с маленьким солнышком, потому что имеет куполообразную форму, и сверху напоминает солнце. И внутри куколки действительно есть самый настоящий звенящий колокольчик.
Колокольчик - веселая, задорная куколка, её задача - приносить в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Куколку обычно вешали рядом с дверью, и входящий задевал её, раздавался обережный звон. А сама куколка являлась родоначальником звонка, недаром даже сейчас сохраняется традиция вешать у двери колокольчики.
Куколке непременно делали три юбки. И это неспроста, не только богатство и довольство подчеркивалось этим излишеством. Дело в том, что счастье тоже складывается из трех частей. Предки верили, что человек состоит из трех частей – души (нашего внутреннего «я», которое мыслит и чувствует), духа (некоторой божественной силы, присутствующей в каждом человеке) и тела (физической оболочки). В связи с этим счастье – это гармония всех трёх частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Коляда
Календарная зимняя кукла, создание которой приурочивается к зимнему солнцестоянию – 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям, совпадающие с разгулом злых духов. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие жгли костры, пели и плясали вокруг них. Далее начинались колядки.
Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. В других районах её оставляли до следующего года, чтобы она хранила лад и солнечную атмосферу в семье. Так как верили, что с ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.
Кукла антропоморфна, в мешочках, подвешенных к поясу, находятся зерно и соль (те самые хлеб-соль, которыми традиционно встречают гостей). За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Кострома
Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний.
Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области.
Крестец
На первый взгляд крестец совершенно не похож на куклу, но каких то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играх вместо кукол мужчин. Игры назывались как и сейчас "Дочки-матери". Кроме того, кукла Крестец имела ярко выраженное значение. Крестец делали и деревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям, именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в прорубе в Крещение (19-ого января).
По верованием, вода в этот день становилась святой или священной. Люди верили, что при купании в освещенном источнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварные бесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была "заместителем" человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того что бы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину.
Крупеничка
Простая на внешний вид куколка - крупеничка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл, являясь оберегом на сытость и достаток в семье. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном (которое символизировало сбереженные силы кормилицы-земли), желательно гречей, пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.
Кукла делалась из мешковины – небольшой мешочек наполнялся зерном и обряжался, на дно мешочка могли положить монетку. Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая, её бережно ставили в красном углу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда, потому что в трудное время брали зерно из куколки. Служила она год, после уборочной страды её вновь наполняли отборным зерном.
Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли.
Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме.
Значения круп в крупеничке:
гречиха − сытость и богатство,
рис (самое дорогое зерно) − на праздник,
перловка − на сытость, овес − на силу.
Кубышка-травница
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
Сфера влияния кубышки-травницы – ограждение от болезней, она должна бдительно следить за физическим здоровьем всех членов семьи. Это защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. От уютной кругленькой и мягкой куколки исходит какая-то особая теплота и домашняя атмосфера, как от доброй хозяйки. Она и впрямь создает приятную и комфортную атмосферу в доме.
Её толстая круглая юбка и узелки в руках набиты целебными душистыми травами. Наши предки считали, что аромат травы отгоняет дух болезни, для этого куколку надо помять в руках. Если в доме кто-то заболевает – ее ставили в изголовье кровати больного, если был болен ребенок, то ему делали такую травницу для игры или подвешивали над колыбелью.
При первом внесении Куклы в дом семьи, где она будет находиться, её непременно давали в руки всем домочадцам, которые вдыхали аромат сухих трав, старались угадать, чем наполнена кубышка, просили уберечь дом от болезней.
Куколку можно поставить в платяной шкаф, тогда её запах будет выполнять ещё одну защитную функцию.
Травница может долго радовать запахом трав и красивым нарядом, потому что срок действия куклы - 2 года.
Куватки (кувадки)
Куколки, сопровождающие ребенка с самого его рождения. Примерно за две недели до родов женщина делала из разноцветных лоскуточков куклу-скрутку и укладывала её в колыбельку, чтобы таким образом «согреть» пространство, подготовить его к появлению нового человека. Когда малыш рождался, отец ребенка, чтобы отвлечь и обмануть злых духов, которые могли навредить роженице и младенцу, совершал обряд – «куваду» - имитируя процесс родов.
Яркие куколки-куватки развешивались на стенах, так как в соответствии с поверьями рассерженные обманом духи обрушали свое негодование на первое, что попадалось им на пути. Таким оберегом и должны были оказаться куватки. После этого куколки сжигались. И делались новые, которые вешались над люлькой младенца, выполняя всю ту же обережную функцию, отвлекая недобрые взгляды.
Куватки были первыми развивающими игрушками и погремушками, они нанизывались целыми гроздями вперемешку с яркими бусинами и лоскутками, так малыш получал первые уроки по разнообразию форм, цветов и фактур.
Позднее, когда древние обряды забылись, но сохранилось мифологическое восприятие мира, наполненного добрыми и злыми духами, образ куватки трансформировался в образ ангелочка, сохранив своё обережное значение – красочным лоскутным куколкам все так же поручалось охранять младенца от враждебных сил.
Кузьма и Демьян
Куклы о которых рассказывала Агаева Ирина Владимировна
заведующая отделом научно-методической и просветительной работы объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», народный мастер России.
Кузьма и Демьян — покровители семейного очага и ремесел
В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. После уборки урожая в деревнях наступало время отдыха и свадеб.
Святые Косма и Дамиан — асийские братья, родом из Малой Азии. Их мать Феодотия воспитала детей в христианской вере. Хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные муки людей, лечили животных, причем бесплатно, за что их и называли бессребрениками.
Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супруж
|