Обряд этот практиковался у русов-сабинян,живших во времена Тартарии на севере Индии
Обряд пострига, как сказано в законах Ману, для всех двиджей (двурожденных, т. е. телесно и духовно) должен быть исполнен в первый или в третий год (по рождении), согласно уставу закона.
При этих постригах обрезывались волосы на голове и оставлялся на макушке Чутха — чуп, или кеса — коса.
В летописи Нестора упоминается о постриге княжеских детей, именно на третьем году.
«Того же лета 1191 быша постриги у Всеволода сыну его Георгию (родившемуся в 1189 г.) в граде Суздале; того же дни и на конь всадиша».
Описание великого князя Святослава Львом Диаконом дает понятие о постригах военного сословия, которое вообще брило бороду, оставляя усы, и обривало голову, оставляя на макушке кисть волос — чуп.
«Святослав был среднего роста, брови густые, голубые глаза, нос тупой, длинные усы. Голова у него была совершенно голая; но на одной стороне висел локон волос (чуп), означающий знатность рода: шея толстая, плеча широкие, стан стройный. В одном ухе висела у него серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином, посреди их вставленным»
Официальная этимология этого слова совершенно неадекватна.
В словаре Шанского пишут Чуб буквально — «вырванный клок волос», затем — «клок волос, который можно драть, дергать»
На самом деле ,я считаю,все иначе. Чуб-пучок волос на голове.
От Пуч,прочитанное зеркально. Пучок. кстати есть переход в Буш-куст.
Опушка .
Отсюда ,из русского идет заимствование в готский skuft «волосы на голове», ср.-в.-н. sсhорf «чуб, вихор», д.-в.-н. sсоub «сноп, связка соломы»