Между "Матрицей" и "Записками из подполья" (1864) Достоевского - книгой, в которой Ницше слышал "голос крови", - существует поразительное сходство. "Записки из подполья" - это сатирическое выступление против западного Просвещения, проникающего в Россию
В знак протеста против "рационального" передела общества герой из подполья предпочитает жить в своей убогой каморке.
Герой из подполья страдает от повышенной сознательности.Он объясняет:
Наука научит человека... что ни воли, ни каприза на самом-то деле у него и нет, да и никогда не бывало, а что он сам не более, как нечто вроде фортепьянной клавиши или органного штифтика; и что, сверх того, на сеете есть еще законы природы; так что все, что он ни делает, делается вовсе не по его хотенью, а само собою, по законам природы.
Данная тема затрагивается в первых сценах "Матрицы". Как замечает Морфеус в разговоре с Нео, "мы внутри компьютерной программы", где люди - это "остаточные самопредставления". Далее он спрашивает: "Какты определяешь, что реально?.. Реальность - всего лишь электрические сигналы, интерпретированные твоим мозгом". Мир Матрицы - это мир "интерактивной нейростимуляции". "Анатомирование человека", как это называет Достоевский, разрушает возможность самопознания.Блуждающая по "пустыне реальности" по кораблю " Навуходоноссор" команда мятежников пытается отыскать ключи к прошлому человечества, яснее понять свою задачу в настоящем и вернуть уверенность в будущем.
Предпочтение "пустыни реальности" искусственному, но более комфортному и безопасному миру имеет свою цену. Во-первых, не может не вызывать тревоги тот факт, что все, казавшееся реальным, на деле фальшиво: как говорит Морфеус, "этот мир был поставлен перед твоими глазами, чтобы заслонить правду", человек заключен в тюрьму "для разума". Здесь, как и у Достоевского, ложное чувство свободы сопровождается ошибочным ощущением собственной целостности, самоконтроля и способности управлять будущим.
Морфеус спрашивает Нео, было ли у того чувство, что "с этим миром что-то не так", такое чувство, что "ты не можешь объяснить этого, но ты это чувствуешь". Нам следует начать с ощущения "неправильности", попытка понять которое заставляет человека приступить к поискам.
Фраза "Ответ где-то рядом" напоминает слоган телесериала "Секретные материалы": "Истина где-то рядом". Хотя главная сюжетная линия "Секретных материалов" строится на идее контроля над Землей со стороны инопланетян, а не искусственного интеллекта, у сериала с "Матрицей" много общего. Обе истории играют на страхе того, что какая-то необъяснимая злая сила, будь то инопланетяне, сложные машины, правительство, бюрократия или технологии сами по себе, тайно подменила реальный мир искусственным.
Героя Достоевского занимает вопрос отрицания свободы в утопическом мире, которое в "Матрице" воплощает Сайфер. В центральном эпизоде фильма Сайфер раскрывает свои предательские намеренья и начинает "отключать" своих товарищей по сопротивлению. Когда об этом узнают остальные, он признает, что возвращается в Матрицу, что устал выполнять приказы Морфеуса и что Матрица кажется ему "более реальной". Сам Морфеус предсказывал, что многие "безнадежно зависимы от системы и будут бороться за нее". Сайфер сознательно решает отказаться от права выбора, пожертвовать свободой во имя комфорта, безопасности и спокойствия.
мы с вами продолжаем думать над вопросом из рубрики Хакнуть голограмму ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ МАТРИЦЫ: ПОБЕДА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ИЛИ ТЕХНОЛОГИИ? 207 статей
http://www.liveinternet.ru/users/4033731/rubric/4277142/