Как ни пытались привить на Байкале христианство православные миссионеры, так ничего у них практически и не получилось. Не покорился пришельцам дикий и свободолюбивый дух древнего озера-моря. Вот и стоят на берегу Байкала в русских поселках православные церкви, а сам Байкал так и остался непокорённым, со своим гордым духом и живыми языческими божествами.
Древнейшая шаманская вера коренных народов Байкала, относительно недавно причудливым образом соединившись с пришедшим из Китая буддизмом, но так и оставшись самостоятельной религией, жива до сих пор.
Слишком долго шаманы общались с Байкалом, слишком много молитв и заклинаний было произнесено в его сторону, и теперь не судьба ни одной другой религии свергнуть и заменить языческих богов. Байкал впитал в себя дух шаманизма, сама вода хранит в себе древние заклинания.
Бурхан не сдал свой трон.
Что это за божество, которому и сегодня воздаются почести от представителей самых разных вероисповеданий, будь то буддизм, христианство и даже атеизм? Разве что самые фанатики своих религий и некоторые служители культа пытаются обойти Бурхана стороной.
Издревле Байкальская земля была во владениях Бурхана, и непочтительное отношение к нему – это прежде всего неуважение к прошлому Байкала. А неуважения к себе Байкал не терпит… Потому все те, кто хочет быть в ладу с Байкалом, стараются помнить о местных традициях.
Вообще-то, древняя бурятская традиция отдавать почести местным духам во главе с Бурханом с момента появления российских первопроходцев до сегодняшнего дня претерпела некоторые изменения.
В древние времена устанавливались на долгих перевалах или в степи коновязи – деревянные столбики с зарубками для привязывания лошадей. Сэргэ – так они называются по-бурятски. Устанавливались сэргэ не где попало, а в тех местах, куда, по поверьям, приходили духи умерших шаманов и где обитали местные божества – эжины.
Эти священные места называются барисами. Пастухи и странники просили здесь милости у духов, оставляли им подношения на жертвенном камне или столике – клали на камни различные предметы, повязывали на сэргэ или деревья лоскутки ткани.
Сегодня эта традиция вполне сохранилась. Местные туристы, давно знакомые с Байкалом, знают все барисы на своём пути к излюбленным местам отдыха. Сменились только подношения и просьбы. Ныне главная просьба к Бурхану и эжинам – солнечные деньки на время отдыха.
Среди подношений же появилось настоящее разнообразие. Честное слово, лучше бы этому разнообразию быть поменьше. В дополнение к традиционным лоскуткам и монетам прибавились пустые бутылки, сигареты, конфеты…
Но основная дань приносится другим образом.
Молоко, за свой белый цвет считавшееся символом духовной чистоты, тоже подносилось духам. Правда, его не оставляли духу, а пили – это было что-то вроде обряда очищения, чтобы показать эжину чистоту своих мыслей и помыслов. Но с тех пор многое изменилось, молоко почти потеряло свой сакральный смысл.
Крепкие напитки, в особенности водка, завезённые русскими переселенцами в эти края, быстро приобрели популярность у местного населения. В силу своей первоначальной дороговизны и редкости, а также лёгкости, с которой попадали под их пленительные чары едва ли ни целые семьи, эти напитки превратились для бурят в настоящее сокровище.
Родился ритуал распития “огненной воды” у сэргэ, вытеснив обычай пить молоко. Быстро и легко переняли его русские путешественники, с превеликою на то охотою соблюдают этот ритуал сегодняшние туристы.
Благо, он приносит свои результаты.
Но Бурхан выполняет лишь просьбы людей, верящих в его могущество и бережно относящихся к Байкалу.
Огромный выбор различных утеплителей отечественного производства — пенопласта, экструдированного пенополистирола и минераловатной плиты.
[urlhttp://o-baikale.ru/traditions/burxan-verxovnyj-bog-bajkala/][/url]
http://www.elite-plast.ru/info/marki/