Таинственная "Девятка"
1. Предварительные замечания
Собранные вместе музыкальные инструменты образуют оркестр. Самый полный и совершенный по звучанию оркестр называют симфоническим. Своё название оркестр получил от самого почётного музыкального жанра - симфонии, хотя играет он, конечно, не только их.
Слово symphonia в переводе с греческого означает созвучие. Симфония подобна книге, состоящей из нескольких глав (частей). Классическая симфония сложилась как цикл из четырех частей, которые воплощают в себе разные стороны человеческой жизни. Всегда, с момента своего возникновения и до наших дней, она чутко отражала свое время. Симфонии - это размышления об эпохе, о человеке, о путях развития мира. В симфонии главное не форма, а внутреннее наполнение, музыкальная суть. Количество и последовательность частей в настоящей симфонии абсолютно не важно. И здесь мы подходим к понятию "симфонизма", определяемого Борисом Асафьевым как, "непрерывность музыкального (в сфере звучаний предстоящего) сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди множественности остальных; когда интуитивно созерцается и постигается как единое целое, данное в процессе звучащих реакций, музыкально-творческое Бытие". Дух симфонизма может присутствовать в сочинении любого жанра. В то же время не всякая симфония по форме, симфонична по содержанию.
Вернёмся к нашему исследованию. Сложилось так, что для некоторых композиторов-симфонистов цифра "девять" стала поистине "роковой". Именно Девятая симфония становилась для них последней в этом жанре. Всё началось с Людвига ван Бетховена.
В 1824 году он заканчивает свою знаменитую Девятую симфонию. Несмотря на прогрессирующую болезнь, композитор полон новых замыслов, среди которых и Десятая симфония. По свидетельствам современников, эта симфония существовала не только в эскизных набросках, а целиком в голове у Бетховена. Ещё по одной версии симфония всё же была исполнена автором своему ученику Карлу Черни. Публичное исполнение Десятой симфонии сам композитор планировал в одном концерте с увертюрой памяти Баха, над которой он тогда же усиленно работал. Однако, этим проектам не суждено было осуществиться. 26 марта 1827 года после мучительной двухдневной агонии Бетховен скончался.
Через многие годы, уже в двадцатом веке, среди бумаг композитора были обнаружены некоторые фрагменты и наброски. На их основе английский исследователь Барри Купер восстановил произведение, названное им Десятой симфонией. В 1988 году симфония была впервые исполнена в Лондоне. Насколько реконструированное произведение близко к истинным замыслам композитора сказать невозможно.
Считается, что после Бетховена написать больше девяти симфоний стало невозможно. И тому подтверждение конкретные примеры наиболее известных композиторов, вплотную приблизившихся к "таинственному" пределу.
2. Франц Шуберт
В нумерации симфоний этого композитора до сих пор существует разнобой и путаница. Дело в том, что в Германии и Австрии традиционно считают, что Шуберт написал восемь симфоний, присваивая "Большой" симфонии до мажор - седьмой номер, а "Неоконченной" симфонии си минор, написанной ранее, но обнаруженной и исполненной позднее - восьмой. В принятой у нас классификации седьмой считается симфония ми мажор, написанная, но не инструментованная Шубертом в 1821 году. Существует несколько окончательных вариантов этой симфонии в редакциях Джона Барнетта, Феликса Вейнгартнера, Леонида Бутира.
Учитывая неопределённость мнений музыковедов относительно "Неоконченной" симфонии (вполне возможно, что композитор просто забыл про неё), можно предположить, что сам Шуберт достоверно написал только семь симфоний.
3. Людвиг Шпор
В нынешнее время имя Людвига Шпора довольно хорошо подзабыто, в веке же 19-ом - это несомненный музыкальный авторитет, яркий композитор и виртуозный скрипач, основоположник скрипичной школы. Людвиг Шпор первым написал оперу на "Фауста" Гёте, первым из дирижёров начал управлять оркестром не из глубины, а непосредственно перед ним, одним из первых использовал дирижёрскую палочку. Скрипачи всего мира благодарны Шпору за изобретение "подбородника", открывшего новые горизонты в виртуозной игре на скрипке.
Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона Шпор автор десяти симфоний! Получается, что бетховенский "роковой" рубеж преодолён практически сразу же, в том же веке. Однако, Большая Советская Энциклопедия говорит только о девяти симфониях. Десятую симфонию композитор не закончил, но люди её всё-таки услышали. Просматривая репертуар Bergen Youth Orchestra, мы обнаруживаем Десятую симфонию Людвига Шпора, помеченную как мировая премьера. Евгений Минор, руководитель и дирижёр этого оркестра завершил произведение Шпора.
4. Пётр Ильич Чайковский
Общеизвестно, что Чайковский автор шести симфоний и программной симфонии "Манфред", написанной между Четвёртой и Пятой. В сумме - семь. Отдельно стоит отметить незавершённую симфонию "Жизнь", над которой композитор работал в период с 1889 по 1892 годы после премьеры Пятой симфонии и до начала работы над Шестой (Патетической). Этой программной симфонией Чайковский намеревался поставить своеобразную точку: "Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая как бы была завершением моей сочинительской карьеры ... Надеюсь не умереть, не исполнив, этого намерения".
В августе 1892 года Чайковский пишет: "У меня будет новая симфония, которую в скиццах я уже почти написал". В октябре композитор сообщает И.И. Слатину о предстоящей инструментовке и исполнении симфонии. Тогда же датируется письмо брату Модесту: "Теперь сижу над симфонией. Скоро её окончу вчерне". В конце октября композитор оркестровал первую часть. Всё это говорило о том, что Чайковский был полон решимости закончить симфонию, но уже в декабре в письме В.Л. Давыдову он резюмирует: "Решил выбросить её и забыть". Таким образом, Пётр Ильич окончательно отказывается от практически завершенной партитуры, а в 1893 году пишет свою последнюю Шестую симфонию.
8 мая 2006 года в Концертном Зале им. П.И. Чайковского состоялась первое исполнение незавершённой симфонии "Жизнь" в трёх частях. Реконструкция симфонии проведена композитором Петром Климовым. До него восстановлением симфонии в 50-х годах прошлого века занимался профессор консерватории Семён Богатырёв. Несмотря на это, часть музыковедов по-прежнему настаивают, что такой симфонии не существует, что все идеи незавершённого сочинения были воплощены Чайковским в Шестой симфонии. И этому есть основания. Чайковский в течение своей творческой жизни не просто уничтожал партитуры, а использовал многие наработки в будущих творениях.
5. Антонин Дворжак
24 мая 1893 года в девять часов утра чешский композитор Антонин Дворжак закончил свою Девятую симфонию - шедевр позднего романтизма. Произведение было написано вдали от родины, во время пребывания композитора в США и получило программное название "Из Нового света". Музыка симфонии необычна. Дворжак широко использовал в музыкальной ткани традиции американской культуры, в частности негритянских песнопений. В тоже время крепкие славянские корни композитора дают симфонии незыблемую основу.
После исполнения симфонии композитор прожил ещё более 10 лет. Времени для создания следующей симфонии было больше, чем достаточно. Однако, даже о замыслах Десятой симфонии Дворжак ничего не говорит. Он сосредотачивается на написании национальных опер ("Чёрт и Кача") и произведений на чешские сюжеты ("Водяной", "Полудённица", "Голубок", "Богатырская песнь"), то есть говорить о творческом бессилии не приходится. По каким-то причинам композитор просто решил не возвращаться к симфоническому жанру.
Справедливости ради надо отметить, что сам Дворжак считал себя автором пяти симфоний. Первые четыре сочинения в этом жанре взыскательный автор отказался опубликовать, они были изданы только после его смерти.
6. Антон Брукнер
Чешский музыкант Йозеф Сук вместе с Дворжаком однажды посетили Брукнера в Вене. Они приглашали его на концерт. Брукнер оторвался от нотной бумаги, но долго не мог понять, что от него хотят. Он смотрел на пришедших абсолютно невидящим взглядом, как будто незримо отсутствовал. Наконец он опомнился: "Вы хотите, чтобы я пришёл на концерт. Я не могу этого сделать. Я столько болею, а у меня сейчас так много работы. Вот видите, я сейчас работаю над Адажио Девятой симфонии и поэтому должен сегодня остаться дома". Брукнер не дописал Девятую симфонию, успев завершить только третью часть (то самое Адажио). Он начал работать над финалом, но почувствовал, что не сможет закончить задуманное. В качестве финала композитор распорядился исполнять свой Te Deum. Сейчас Девятую симфонию Брукнера исполняют и с финалом, реконструированным по эскизам композитора.
Антон Брукнер - величайший симфонист. Всю жизнь он писал симфонии, часть из которых были созданы в нескольких редакциях. Сам же композитор пронумеровал только 9 из них. Первые две, сочинённые в самом начале композиторской деятельности, он считал неудачными и не опубликовал их. В настоящее время Симфонии No. 0 и 00 найдены, изданы и исполнены.
7. Густав Малер
На концерте, состоявшемся 16 декабря 1877 года в Вене, последним номером программы шла Третья симфония Антона Брукнера. В силу обстоятельств дирижировать пришлось самому Брукнеру, не имеющего достаточного опыта в управлении симфоническим оркестром. Да и сама симфония была не из лёгких для музыкантов. Во время финала публика начала покидать зал. Полный провал! В конце исполнения в зале осталась небольшая группа учеников Брукнера, которые, пытаясь спасти положение, бурно аплодировали. В этой группе был будущий гений симфоний - Густав Малер.
Как и его учитель Брукнер, Малер посвятил всю свою жизнь написанию симфоний. Каждая малеровская симфония - абсолютный шедевр. По словам Леонарда Бернстайна, "он взял все основные элементы немецкой музыки, включай и её штампы, и довёл их до окончательных пределов. Он превратил паузы в дрожащее молчание; неударные доли - в вулканические приготовления, словно для смертельного удара; его ферматы стали затруднённым дыханием, вселяющим ужас; обычные ударения выросли в титанические акценты: ritenuto, ritardando растянулись почти до неподвижности; accelerando стали ураганами. Марши Малера - это сердечные приступы; его хоралы - христианство, сошедшее с ума; Малер это немецкая музыка, помноженная на n."
Летом 1910 года в Тоблахе Малер работал над Десятой симфонией. Рукопись осталась незаконченной, в феврале следующего года композитор тяжело заболел. В апреле его перевезли из Америки в Париж для лечения сывороткой, а в мае композитор скончался.
Партитура неоконченной симфонии долгое время оставалась неизвестной музыковедам. Факсимиле рукописи было впервые опубликовано в 1924 году в Вене. Симфония состояла из 5 частей. В октябре того же года наиболее завершённые части (первая и третья) были исполнены. Автор оркестровки остался неизвестным.
В шестидесятых годах 20-го века попытка реконструкции симфонии, предпринятая английским музыковедом Дериком Куком, вызвала бурную дискуссию в музыкальном мире. Одни были восхищены и очарованы последним творением Малера, пусть и неоконченным. Другие призывали к более бережному обращению с посмертными материалами, лишь отдалённо прикасающимися к сокровенному внутреннему миру композитора, к его мучительным поискам своего места в наступившей музыкальной реальности. Стилистический язык Десятой симфонии противоречив. С одной стороны слышится дыхание Новой Венской школы - преддодекафонные темы, внеладовое применение гармонии и так далее. С другой - возврат к необыкновенной, потрясающей простоте в третьей части, Purgatorio, своеобразной юмореске о чистилище и, особенно во флейтовой теме финала, мотиве Элизиума. В этой теме, по словам Кука, Малер достигает "чего-то совершенно нового - абсолютного бесстрастия, крайнего спокойствия". Касательно этих нестыковок Леонард Бернстайн однажды написал, что "никогда не был убеждён в ритмических экспериментах в Скерцо, ни в заигрывании с атональностью". И далее: "Я часто спрашиваю себя, что бы произошло, если бы Малер не умер таким молодым. Закончил ли бы он Десятую более или менее так, как это сделано в современных "вариантах"? Или же он оставил бы её? Имелись ли признаки того, что он собирался расположиться в одном лагере с Шёнбергом? Я думаю, что он не пережил бы этого кризиса. Он должен был умереть, оставив Десятую симфонию незаконченной".
В заключении нельзя не отметить одно из самых пронзительных и новаторских сочинений Малера - "Песнь о земле". По сути, это первая в мире "вокальная" симфония. Малер написал её после Восьмой симфонии и фактически это и есть его Девятая симфония. Неизвестно по каким причинам Малер не стал присваивать ей номер. Возможно, это была его маленькая хитрость, чтобы сочинение не стало последним его творением.
Также "хитростью" считается преодоление рубежа "девяти симфоний" гениальным Дмитрием Шостаковичем. Свою Девятую симфонию Шостакович закончил в 1945 году. Окончание войны, всеобщее ликование. Сам композитор вроде как обещал гигантское полотно, прославляющее страну и народ, одержавших победу над заклятым врагом: "Я хотел бы использовать в ней не только оркестр, но и хор, и певцов-солистов, если бы нашел подходящую литературу и текст и, кроме того, не опасался, что меня могут заподозрить в желании вызвать нескромные ассоциации". Намёк на Девятую симфонию Бетховена слишком очевиден. И все ждали некоего аналога, второго дубля бессмертного творения Бетховена. Но прозвучала совсем иная музыка. Лёгкость и изящество, некая танцевальная прозрачность и, конечно же, излюбленный композитором гротеск, "музыкальное озорство". Симфония не имела ничего общего с "парадной" музыкой и многие обвинили композитора в "непонимании истинных настроений советского народа, в издевательстве над Великой победой".
Следующая, Десятая симфония была написана Шостаковичем только в 1953-ом году, после смерти Сталина. А может быть исполнена, а придумана и выстрадана гораздо раньше?
8. Преодоление
Трудно сказать, как относились разные композиторы к вышеприведённым фактам. Воспринимали всерьёз? Расценивали как случайность, анекдот? Или просто не обращали внимание? Точно или нет, но говорят, что среди композиторов всё-таки закрепилось суеверие, что "Девятую" симфонию лучше не писать, от греха подальше.
Финский композитор Ян Сибелиус создал 7 симфоний и программную симфонию "Куллерво". Его Восьмую симфонию (а по сквозной нумерации Девятую) музыкальный мир не дождался. Композитор перестал сочинять музыку и уединился в своей усадьбе "Айноле". По одним данным он уничтожил партитуру Восьмой симфонии в 1929 году, по другим в 40-х годах вместе с остальными своими произведениями.
Также остаётся неясным, что помешало закончить свою Девятую симфонию Александру Глазунову. Вообще после 1910 года творческая активность Глазунова резко пошла на спад, и к тому периоду относятся много незаконченных произведений. Впервые одночастная симфония Глазунова прозвучала в 1948 году. Завершил и оркестровал её дирижёр и композитор Гавриил Юдин. Симфония записана в фонд Всесоюзного радио, партитура издана.
А вот маленький фрагмент интервью журнала "Семейный доктор" с Никитой Богословским: "Вопрос: Никита Владимирович, Вы известный композитор и писатель, у Вас появляется симфония под названием "Последняя". Решили почивать на лаврах? Ответ: Нет, дело в другом. Музыканты - народ довольно суеверный и боятся писать симфонии под номером девять (обычно после нее долго не живут), я не исключение. И на восьмой симфонии так и написал "Последняя". А вот у писателей таких примет нет, готовлю восьмую книгу и подумываю о девятой."
И всё же, несмотря на все суеверия, в двадцатом веке "рубеж" Девяти симфоний кроме Шостаковича преодолели очень многие.
Русский композитор и педагог Николай Яковлевич Мясковский написал 27 симфоний. Композитор и дирижёр из Австралии Альфред Френсис Хилл является автором 12-ти симфоний. Основоположник бразильской национальной музыки Эйтор Вилла-Лобос кроме многочисленных квартетов, концертов, сюит, поэм и опер также создал 12 симфоний.
Из Книги рекордов Гиннеса мы узнаём о Хавергале Брайне, английском композиторе, авторе самой длинной симфонии в мире. Время звучания его "Готической" Симфонии No. 2 (по другим данным No. 1) составило 1 час 39 минут. Другое его достижение - создание 32-х симфоний! Неизвестно, попал ли в книгу рекордов американский композитор Рован Тэйлор? Ведь ему приписывается немного ни мало, а 265 симфоний.
Список можно продолжать. А стоит ли? Ведь главное в музыке не количество, а качество. Ещё раз повторим, что не всякая симфония симфонична. В то же время симфонизм можно обнаружить и в любом другом жанре. У гениальных композиторов нет "проходных", написанных для количества, симфоний. В каждое произведение вкладывается частичка Души, а значит и Жизни. Симфония может быть не понята современниками, такое часто бывало. Но подлинное искусство вне границ времени и места, оно обязательно достигнет сердца человека, к которому обращался композитор. И абсолютно не имеет значения какой у этой симфонии номер и есть ли он вообще.
9. ... И последнее
В самом конце 20-го века "роковая" девятка вновь заявила о себе. 19 июня 1998 года в Большом зале консерватории состоялась мировая премьера Девятой симфонии одного из великих композиторов современности - Альфреда Шнитке, которую он закончил после четырёх перенесённых инсультов.
А уже 3 августа из Германии пришло печальное известие о смерти композитора.
Факты, изложенные Еленой Коровиной в статье "Девятая симфония" (журнал "Старинная музыка", No. 1/1998)
Источник:
|