Цитата сообщения shergin58
Фаберже
Пасхальные яйца Фаберже, коллекция Московского Кремля
При упоминании о «Фаберже» в некоторых головах всплывают ассоциации с мужскими причиндалами явно не брильянтового происхождения. Сегодня речь не о них. Петер Карл Густавович Фаберже, рано обнаружив исключительный художественный вкус, был отправлен отцом-ювелиром в Европу, где набрался не только мастерства, но и предпринимательской изворотливости. В 26 он вернулся в родные Питерские края, став полновластным распорядителем и продолжателем дела отца. Восходящей звезде ювелирного небосклона пришлось конкурировать с солидными и признанными китами данной области как Тиффани, Картье и Бушерон…
Объединив под своим чутким руководством дизайнеров и мастеров самого высокого класса, Карл Густавович взялся не только догнать конкурентов, но и перепрыгнуть их, взяв под прицел самых что ни есть денежных людей в империи – царский клан Романовичей. Охмурение монархов началось с дармовых заказов по оценке, ремонту и реставрации экспонатов Эрмитажа. Бесплатными эти заказы были только поверхностно, ведь мастер получал доступ к бесценным коллекциям старины и возможность их всесторонне изучать. Но несмотря на доступ к раритетам не было бы «феномена Фаберже», если бы не личные качества ювелира – он был настоящим новатором, смелым экспериментатором это кроме уже упомянутого художественного вкуса. Творчество Фаберже взбаламутило ювелирный мир, ведь он первым переместил ценность драгоценных камней и металлов на второе место, поставив во главу угла художественность исполнения работы. Портсигары, брошки, лампы и множество других полезных вещей он блестяще превратил в неподражаемые образцы ювелирного мастерства. Он тыкал отечественные, «неювелирные» алтайские, уральские самоцветы, и это стало хитом того времени, он напаивал вороненую сталь и олово и ценность изделия взлетала до потолка, он оправлял карельскую березу драгкамнями, и это мгновенно стало модным. Только он мог похвастаться тем фактом, что все непроданные за год изделия отправлялись на переплавку. Покупали его не только в России, но и во всех без исключения монарших домах Европы. Даже король Сиама, обладающий богатейшей коллекцией в мире, однажды узрев фабержовскую поделку, на всю оставшуюся попал в ряды покупателей и почитателей его таланта. Фаберже называли «левшой Петербурга» и «певцом изящных грез», он же сам звал себя кратко и емко – «Поставщик Высочайшего двора». После революции умница Фаберже хоть с потугами, но таки уплыл за кордон, где умер в 1920, следом ушел в небытие и его феномен. Наизнаменитейшие его изделия – императорские пасхальные яйца, коих было произведено около 56 штук, из которых до наших дней дожили только 10, имеются ввиду те, что в музее Московского Кремля. Еще штук 30 было продано и раздарено Сталиным и его последователями различным заграничным коллекционерам и «друзьям» великого советского народа. Далее пасхальные яйца Фаберже из коллекции Московского Кремля (http://www.moscowkremlin.ru/faberge/Ns/faberge_r.html) Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них – миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из «пушистого» золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами. Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. «Ваше Величество будет довольно» – такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.
Пе́тер Карл Густавович Фаберже́
Яйцо с моделью крейсера "Память Азова", 1891
На броненосном корабле «Память Азова», построенном на Балтийском заводе в конце 80-х годов XIX века, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток, во время которого он подвергся нападению японского самурая – фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги. Яйцо было подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.
Яйцо-часы, 1899
Стрелка часов напоминает стрелу Амура, выпущенную из лука; она окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, «прорастающих» сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви. Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене, императрице Александре Федоровне.
Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900
Это пасхальное яйцо – характерный образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события – строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II. Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне.
Яйцо-клевер, 1902
На ажурном ободке яйца – изображение императорской короны, дата «1902″ и монограмма императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей. Яйцо выполнено в стиле «модерн» с его флоральными мотивами и изысканными очертаниями, который как нельзя лучше подходит для воплощения интимной семейной темы. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1902 г.
Яйцо «Московский Кремль», 1904-1906
Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами. Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля – одновременно величественного и сказочно – нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1906 г.
Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908
Александровский дворец был загородной резиденцией царя Николая II и его семьи, которая редко покидала стены дворца и вела довольно замкнутый образ жизни, за что их звали «царскосельскими отшельниками». Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1908 г.
Яйцо с моделью яхты «Штандарт», 1909
Яхта «Штандарт» была любимой яхтой Николая II. На ней семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1909 г.
Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910
Модель внутри яйца воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.
Яйцо «300-летие дома Романовых», 1913
Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты «1613″ и «1913″. Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном – цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом – в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 г.
Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916
Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны – тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1916 г. (с) terra-z.ru
Из блога