-Цитатник

Stricktrends №3 2023 - (0)

Издательство: Oz-Verlags-Gmbh Язык: German Журнал уже долгие годы остается основным лидер...

21 шикарный свитер для поздней осени и зимы со схемами - (0)

Сегодня хочу предложить вашему вниманию большую подборку красивых моделей. Это теплые узорчатые с...

Phildar №662 Noel magique - (0)

В этом мини-каталоге вы найдете 21 блестящий и волшеб- ный дизайн, который украсит ваш интерь...

Альбом «Phildar :: Phildar Automne & Hiver - №43 - 2011» - (0)

Популярный французский журнал по вязанию представляет коллекцию моделей одежды и аксессуаров д...

Японский узор вместо резинки///Жилет спицами//Knitted vest tutorial - (0)

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Натали_99

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2010
Записей: 18846
Комментариев: 1994
Написано: 22280


Зимнее солнцестояние, Карачун по славянской традиции, начало зимних колядок

Понедельник, 21 Декабря 2015 г. 21:41 + в цитатник

 

 

День зимнего солнцестояния в 2015 году приходится на 21 или 22 декабря, в зависимости от временной зоны.

Начинается 22 декабря 2015 в 04:48 UTC или в 07:48 по московскому времени, когда Солнце входит в 0 ° зодиакального знака Козерог. Это самый короткий день и самая длинная ночь в год, одна из главных солнечных точек года в астрологии, наряду с днями весеннего и осеннего равноденствия, летнего солнцестояния.


Традиционно в прежние времена на зимнее солнцестояние праздновалось возрождение Солнца, отмечали его ночью, до восхода. С этим днем связаны праздники Коляда у славян и Йоль у германских народов. Чтобы дать силы Солнышку, которое, по поверьям, должно возродиться в эту ночь не спали, существовал обычай разжигать ритуальные костры катать с гор горящие колеса, водить хороводы, петь песни, Славить Богов и Предков.

Издревле данный день особенно отмечался как завершение старого и начало нового Солнечного Цикла.

 

 

 

 

Карачун, древний старославянский праздник, который возвещает смерть старого Солнечного цикла.

КОРОТКО О КОРОЧУНЕ

1. Корочун/Карачун (это два диалектных варианта одного и того же слова) — самый короткий день в году в преддверии Зимнего Солнцеворота. Ср. древнерус. Корочунъ, словац. Kracuri, болг. Крачунец, в Закарпатье крачун — «Колядный пирог», а также белорус. корочун — «внезапная смерть в молодом возрасте», «судороги», «злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун — «смерть», «гибель», «злой дух» и т.д.

2. Также Корочун — одно из Имён Чернобога или один из Тёмных Ликов Велеса. По славянским поверьям, накануне Зимнего Солнцеворота Кощный Бог (Кощей, Чернобог, Тёмный Велес) «окорачивает» — завершает Старый Год перед рождением Нового Года и Нового Солнца на Коляду. Ср. также сербо-хорв. крачати — «шагать» (отсюда Корочун — «шагающий день», то есть переходный день, связанный с Солнцеворотом.

3. В каждой седмице есть свой «малый Корочун» — шесток (суббота), день Жнеца (планеты Сатурн, считающейся в Звездознатстве «неблагой» планетой), предшествующий неделе (воскресенью), дню Даждьбога (Солнца). Кощного Бога, Покровителя Жнеца (планеты Сатурн) иногда изображают в образе Старика с обсидиановым серпом (обсидиан — один из камней, покровительствуемых Жнецом-Сатурном), которым Он рассекает — «окорачивает» Нити Судеб Мира накануне воскресенья (от древнерус. крес — «огонь») — «дня рождения» (воскресения в смысле «возжигания») Солнца новой седмицы.
 

Р·РёРјРЅРёР№ коллаж 2 (682x584, 883Kb) 



По поверьям предков, вечером 21 декабря вся Вселенная начинает гибнуть, чтобы заново родиться 22 декабря - с Новыми Силами и Энергией начать Новый цикл Солнцеворота. Древние предки помогали Богам, зажигая в этот период свечи, костры, вместе с тем проектируя свои желания и цели на будущий год.

Поэтому в этот день особенно благоприятно завершить все незаконченные дела, отпустить все обиды, страхи, тревоги, все, что тяготит, оставить в прошлом, попрощаться с изжившими себя проблемами. Это очень благоприятное время для трансформации всего негативного и очищения пространства своей жизни.

В этот период открываются Ворота Судьбы, умирает старое Солнце, и можно попросить его забрать наши личные негативные программы, отжившие проекты, затянувшиеся болезни, горести, неудачи, тем самым очистить наше жизненное пространство. В эту ночь мы избавляемся от всего того, что мешает нашему развитию, богатству, здоровью и подготавливаем прочную платформу для Зарождения Нового Солнца, Нового «Я».

21 декабря - самый короткий день в году и самая длинная ночь, в течении последующих 3 дней всё замирает, в преддверии рождения нового солнечного цикла, и 25 декабря день начинает потихонечку прибывать, а ночь убывать.

21 - 22 декабря - праздник возвещающий смерть и завершение старого Солнца, а уже 25 декабря отмечается светлый и весёлый праздник рождения нового солнца, Коляда, который встречали песнями и плясками, блинами с мёдом, радостно, с присущим русскому человеку размахом.

 

 

О ПРАЗДНОВАНИИ КОЛЯДЫ
 
 


Праздник, в честь Бога Коляды, приходится на день зимнего Солнцестояния. Чем же интересен этот день?

Это день  границы-перехода. Стоим мы, например, на пороге на границе и можем как войти в одну комнату, так и в другую. Так вот дни переходы этим и замечательны, что мы можем, никуда не выходя из комнаты, путешествовать. Какие дни переходы навскидку можно вспомнить: новолуние, полнолуние, экадаши, дни солнцестояния, дни смены эпох 2012, дни рождения БОГОВ и др.

«Если на Коляду светло и солнечно, на новый год морозно и ясно. Если же хмуро и иней повиснет, новый год будет теплым и пасмурным».
«С какой стороны на Солнцеворот ветер дует, с такой будет дуть до Масленицы».
«Если в этот день тепло, зима будет холодная».
«В ночь звезд густо – густо и ягод будет».

Коляда празднуется не всегда в один и тот же день. Как и все остальные главные славянские праздники (Масленица, Купала и Таусень), связанные с четырьмя основными ежегодными астрономическими событиями (двумя равноденствиями и двумя солнцестояниями), Коляда относится к так называемым ПОДВИЖНЫМ праздникам. Каждый из них имеет "свою" неделю - купальскую, масленичную, святки и пр.

А происходит это по той причине, что наш календарь Лунно-Солнечный, а не просто Солнечный. Беря за основу Солнечную дату, наш календарь соотносит ее с ближайшими фазами Луны. Если полнолуние близко (в пределах 1-2 дней "до" или в передела 4-6 дней "после") к Солнечной дате, то праздник празднуется в день полнолуния. Если Луна "далеко", то празднуется только по Солнцу.

Но в любом случае празднику сопутствует своя "святая" неделя, которая мистически является продолжением (в обе стороны) дня праздника. Вся неделя - это как бы один большой день. Если праздник празднуется в день совпадения с полнолунием, то он приобретает особую силу - можно говорить о "Сильной Коляде" или, например, о "Сильной Купале".
На практике это означает, что непосредственную дату дня Праздника (если он не "Сильный") можно двигать по всей "святой" неделе. Не безбожно, конечно, но в определенной степени. Например, приурочив его к удобному в мирском смысле дню - к выходному дню, например. Мистически Праздник все равно останется одним днем.

И еще. Подвижный праздник САМ формирует календарь, а не является подвижной меткой на неподвижном календаре. В традиционном календаре важна не абсолютная "координата" Праздника, а относительная. Важно что за чем следует, что не может произойти, пока не произошло то-то и то-то. Важно не сколько дней разделяет Даты, но сколько и каких событий должно между ними произойти и в какой последовательности. Важна внутренняя логика и цельность календаря, а не абстрактная числовая таблица.

Практически полная "калька" этого способа вычисления даты Праздника заимствована христианами - Пасха, согласно принятой в православии "Александрийской Пасхалии", вычисляется точно так же (лишь с некоторыми отклонениями, связанными с введением в расчетную формулу даты еврейской пасхи). И также, кстати, привязывается к выходному дню - воскресенью. И также, кстати, в случае совпадения с Благовещением, сохранила приставку "Кирио" в названии ("Кириопасха"), что в переводе с греческого означает "Сильная". Также вся пасхальная неделя считается одним днем (Царские врата в церквях остаются открыты всю неделю, как во время литургии). Также в христианском календаре сохранены элементы языческого восприятия календаря - подвижные праздники, следуя внутренней логике взаимосвязи календарных событий, "тянут" за собой и другие праздники. Например, праздник Пятидесятницы двигается вместе с Пасхой, хотя и отстоит от нее более, чем на месяц.

Впрочем иначе и быть не могло - не переняв у язычников формулу вычисления своих праздников, церковь лишилась бы возможности "накрывать" ими языческие праздники.
Возвращаясь к вопросу о точной дате Коляды, следует сказать, что уместнее ставить вопрос не о дате, но о ФОРМУЛЕ вычисления даты его проведения.

А формула здесь такова: первое полнолуние после зимнего солнцестояния (или ближайшее), если полная Луна близко (- 2-2 + 5-6 дней) либо дата Карачуна (солнцестояния), если Луна далеко, но и в том, и в другом случае дату можно придвинуть к наиболее удобному дню недели (так сказать, спроектировать ее в прагматическое пространство) в пределах Святок - нескольких дней, когда мистически время остановлено и длится один большой День - Праздник Коляды.

Расчет: в 2000 году - Коляда не сильная (полнолуние 11 декабря и 9 января), следовательно, Коляда приходится именно на зимнее солнцестояние (Карачун) - 22 декабря. Наиболее удобный для всех день недели - суббота (или воскресенье). Коляду уместно справлять в ночь с 23 на 24 декабря (в ночь с субботы на воскресенье).

В 2001 году - Коляда тоже не сильная (полнолуние 30 ноября и 30 декабря). Перенесение Праздника на 8 дней (на 30 декабря) выходит за рамки традиции, следовательно. Коляда приходится на зимнее солнцестояние (Карачун) - 22 декабря и справлять ее уместно в ночь с 22 на 23 декабря (в ночь с субботы на воскресенье).
 
 
 


День Рождения Нового Солнца и Нового Года. Празднуют Коляду обычно с 23 по 25 стуженя\декабря. О сию пору творят обряд Обновления – Возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные Костры, «помогая» Новому Солнцу появится в Явном мире. В народе говорили: «Зима – за морозы, мужик – за праздники». Примечали: «Коли в этот день снега глубоки – травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло – весна будет холодная», «Если метельная ночь – пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо – густо и ягод будет». А предтеча Коляде Святодень Корочун – самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Отмечают этот день в ночь с 21-го на 22-е стуженя, обращаясь к Богам Темяным оберега у них испрашивая. Ночи с 23 по 25 стуженя хороши для разного рода гаданий, волшбы, переходов Души в другие измерения, что вообщем не безопасно.
Старик Корочун старый год завершает, дни прежние коротит, а Божич Коляда свет новый год младой зачинает, дабы грядущее лето с добром в Явь пришло.
 
 
Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого. Связан с культом Велеса и шаманизмом. Идет оборотничество, переодевание в лютого зверя - бера, тура и т.д. Следует иметь страшную личину (в смысле маску) для более успешного колядования среди местного населения. Практика показывает - чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.

Маска должна быть грубой работы из природных материалов - типа из кусков меха, мочалки, дерюги, бересты и пр. подручного в сельской местности материала. Весьма уместные крученые рога и пасть с клыками. В итоге должен получиться или зверь или какой-нибудь дух беспутный.
 

Празднуют Коляду отличая от других Праздников многими мистериями. Молодое поколение ещё до обряда собираются вместе и нарядившись в скоморошье, лица сажей намазав идут колядовать. Суть колядования в том, чтобы накрыть праздничный стол не потратив ни копейки денег, взрослые смотрят на что способны молодые. Дале из того, что наколядовали накрывают стол и все идут на Обряд – Богослужение в Храм либо на Капище. После обряда сородичи собираются за общим столом, где находятся в ожидании гостя невиданного из другого мира, которого зовут Полазник (полазник выбирается из взрослых мудрых людей и до времени к гостям не выходит). За столом в ожидании пробуют всего понемногу. Посидев за столом сородичи выходят на улицу «кормить» мороз кашей. В это время и приходит Полазник, который ведёт народ в место заколдованное рубить «Бадняк», чтобы мостить Мост приходящему году Коляде. Бадняк срубали и приносили на обрядовый костёр, «открывали» ему глаза, чтобы уходящий год в последний раз посмотрел на родовичей, «открывали» рот «кормили» кашей, дабы уходящий год не с гневом в душе уходил, благодарили уходящий год за все дары которые он принёс и поджигали костёр. Когда Бадняк разгорался все били по нему палкой выбивая искры, и требуя возвращения утерянного, а ещё считается сколько искр выбьешь из Бадняка, столько счастья в будущем году привалит. Сакральная составляющая празднования Коляды – принятие и понимание, что всему тому что имеет начало и рождение приходит окончание и смерть, которые предусматривают новое рождение. Коляда – рождение нового Солнца, не нуждается в специальном описании или в каком либо «святом писании», мы это наблюдаем с вами каждый год, это наблюдали наши предки и будут наблюдать наши дети, потому что это естественное проявление в природе, не относящиеся к творениям человека, но проявление божественное.
 
 

РґРѕР±СЂРѕРµ утро (604x403, 325Kb) 


 
 
Рубрики:  Интересно
Древнерусское ведичество

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку