-Цитатник

Stricktrends №3 2023 - (0)

Издательство: Oz-Verlags-Gmbh Язык: German Журнал уже долгие годы остается основным лидер...

21 шикарный свитер для поздней осени и зимы со схемами - (0)

Сегодня хочу предложить вашему вниманию большую подборку красивых моделей. Это теплые узорчатые с...

Phildar №662 Noel magique - (0)

В этом мини-каталоге вы найдете 21 блестящий и волшеб- ный дизайн, который украсит ваш интерь...

Альбом «Phildar :: Phildar Automne & Hiver - №43 - 2011» - (0)

Популярный французский журнал по вязанию представляет коллекцию моделей одежды и аксессуаров д...

Японский узор вместо резинки///Жилет спицами//Knitted vest tutorial - (0)

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Натали_99

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2010
Записей: 18846
Комментариев: 1994
Написано: 22280


Что такое Рождественские Колядки?

Понедельник, 22 Декабря 2014 г. 08:32 + в цитатник

славянские праздники, славянский календарь 

 

В день начала года перед Богом все равны», говорится в старинной славянской поговорке, и это, наверно, так и есть. Тот волшебный миг, когда прошлое над нами больше не властно, а будущее неизвестно и все мы равны в своём праве на счастье. Такой день один раз в году просто необходим, я думаю. Но имеет ли значение, когда наступает долгожданный Новый год? Для кого как. Для тех, кто в старинных славянских обычаях находит и смысл, и извечную гармонию с природой, новое лето наступает, конечно, не тридцать первого декабря. Осенью или весной, это уж как душа просит. Тем не менее, есть чудесный зимний славянский праздник — праздник молодого Солнца, праздник солнечного Бога Коляды. Время, когда, по старинным поверьям, умирает старое Солнце и рождается новое, молодое. Когда один солнечный Бог, мудрый Авсень-Световит отдаёт право на управление новым счастьем Коляде, Богу молодого Солнца. И приходит к славянам радость праздника колядки в день зимнего солнцестояния.Начинают славяне колядовать да петь колядки песни.  С нами это произойдёт двадцать первого декабря, в три минуты двенадцатого ночи. В этой статье я, опираясь на достоверные источники, расскажу, откуда пошли русские колядки, как праздновали раньше праздник колядки, праздник Коляды.

колядки 4 (359x500, 258Kb)

 
 

В  славянских праздниках на протяжении многих столетий сочетались христианство и язычество, крестьянская и городская культура, духовное и плотское, исконно русское и иноземное. Попробуем отделить эти культурные наносы, забудем про пасхальные богослужения, крестные ходы и балы, вспомним наследие предков. Рождественские Колядки — вот почти забытый настоящий славянский праздник! Зимний Солнцеворот! Зимний Солнцеворот!  

Много перепуталось сейчас - даже название праздника, которое сейчас часто используется — рождественские колядки — перекликаются с верой в рождение Христа и старым стилем летоисчисления.   

 

Без домыслов по поводу славянских праздников использую книгу Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверии и поэзия», изданную в 1880 г.

Надо сказать, что именно московская просвещенная публика девятнадцатого века изумилась чистому источнику исконных русских традиций – быту, обрядам, поэзии на Русском Севере. Гильфердинг писал про эти места: "Крестьяне, крестьянки, поющие былины, насчитываются здесь десятками; поют и старый, и малый". Для народа, который жил в этой стране великих рек, могучих лесов, древних традиций, сказание старин и сохранение старых традиций было таким же естественным, как утренняя песня птицы.

 

колядки (450x595, 328Kb)

 
 

 

 

Новый Год-славянский праздник?

 

Большая часть славянских праздников издавна включала в себя молитву языческим богам, совещания о делах, разбор тяжб, где жрецы играли роль судей, проявляя свою мудрость. Годовые праздники Солнца,  славяне праздновали совершенно с другой целью, нежели сейчас празднуется Новый Год. Празднование четырёх великих славянских праздников - Солнцеворотов  – это, сакрально, сотворение чего – то нового, переход от умирания к рождению, от сегодняшнего дня – к будущему. Праздники – это преображение мира, мост в будущее.


В Белоруссии и в Малоросии зимний праздник Солнца называют Колядою, Каледою, название схоже с римским словом Kalendae (созывать) и от санскритского kala.  За неделю до события русские язычники начинали славить  Коляду, Бога пиршеств и мира, строителя Будущего.  Колядование включает в себя хождение ряженных по разным домам с песнями, обращение к хозяевам, у которых были зажжены свечи и развлечение их шутками, прибаутками, представлениями.

колядки 2 (550x422, 333Kb)

 
 

Вот почему сейчас  Дед Мороз на новогодних утренниках всегда просит детей спеть, сплясать, стишок рассказать.  

История говорит, что этот обычай существовал в Римской Империи, Египте, у греков и индейцев. Так, например, египтяне, празднуя воскресение Осириса, надевали личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам.

Вспомнили костюмированные детские елки? Теперь становится понятным, почему вдруг мы одеваем новогодние маскарадные костюмы именно на этот праздник и никогда больше?

Напрасно Константин Великий, Тертулиан, Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований, маскарадов, гаданий в праздник Коляды – все это осталось в народе, хотя, быть может, многие уже не помнят причин.  

 

Надо сказать, что праздника Нового Года не существовало вообще. Ну, и, конечно, Рождество - это "из другой оперы". Было понятие Новолетия, славянского праздника, от которого шёл счет лет.  До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта, в день весеннего равноденствия (как в древнем Риме) или 14 сентября (как в Византии), в Семенов день.  До 1492 года, как полагают исследователи, оба новолетия существовали параллельно, но преобладал мартовский стиль. С 1492 года завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года указал началом года считать 1 января и праздновать праздник Василия Кесарийского. 

 

Этим указом летоисчисление «от сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее. Так и произошла подмена важного славянского праздника..

 

В старой рождественской колядке пелось о том, как в святки идут три братца: Первый-то братец — Рождество Христово. Второй-то братец — Крещенье Господне. Третий-то братец - Василий Кесарийский (Праздник Нового Года).

При переходе на юлианское летоисчисление, тот день первого января превратился в нынешнее тринадцатое января. Светский праздник Нового Года  продолжает традицию первого января, он «вырвался из окружения» христианских праздников и стал праздноваться «до», а не «посредине», чем внес сумятицу в порядок празднования христиан, так как перед Рождеством полагается Пост, соблюдаемый с двадцать шестого ноября по шестое января.

 

Так когда по новому стилю Вы будете встречать Новый год? Четырнадцатого сентября, двадцать девятого декабря, тринадцатого января или двадцать второго  марта, помня о том, что встреча двадцать девятого  декабря или тринадцатого января в любом случае искусственный праздник, насильно внедренный царем – Реформатором. Славянский праздникноволетия - не тогда и не о том.

 

 

Хранители старых знаний о славянской Коляде

колядки 1 (699x531, 558Kb)

 
 

В заключении хотелось бы отметить, что именно на Русском Севере особенно сохранились старые знания, старые традиции, в том числе о славянских праздниках, в том числе столь широко отмечаемом, как Коляда. Почему? Свобода и глушь края? Отсутствие крепостного права? Слабые позиции русской православной церкви? На то может быть множество причин, но именно северные былины, сказки в наши дни дают нам понимание того, как жили, думали и сотворяли свое будущее наши предки. Так что не празднуйте рождественские Колядки с примесью христианства - а встречайте Бога Молодого Солнца! Это он родился! 

 

Для лучшего погружения в этот мир  можно читать северные сказки в книге «Боги и Люди» или пройти, как раз в гадательную неделю, обряд по достижению желаемого, изложенный в Книге «Наследие Богини Макошь».

Каждый раз, когда вы прикасаетесь к очищенному от наносов наследию предков, вы понимаете, в какой гармонии с природой жили древние славяне – все славянские праздники были естественными и опирались на природные законы. Уходили и приходили правители, приходили носители другой веры – а все же! Встречайте праздники по Солнцу!

   

http://northernfable.ru/article/rozhdestvenskie-kolyadki/  

 

 

Как связан праздник колядки с Солнцестоянием?

славянские праздники, славянский календарь 

Вот, например, Александр Сергеевич Фаминцын, в своём труде «Божества древних славян» (1884 г) писал, что в древних летописях есть Боги, чьи имена совпадают с двумя великими «народными сходками».  Это Купало и Коляда, боги летнего и зимнего праздников. Кроме того встречаем имя Усеня или Таусеня, ещё одного воплощения солнечного Бога. Мы знаем его под именем Авсеня-Световита.  

колядки песни, колядовать, русские колядки, праздник коляды, колядки стихи, праздник колядки, народные колядки 

А.Н. Афанасьев, в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1869 г ) писал о том, что Солнце для славян являлось синонимом счастья, олицетворением Бога.  Божество это было благое и милосердное, прекрасное, светлое, пробуждающее земную жизнь, к нему обращаются с просьбами о пище и покровительстве.  Одновременно этим и объясняется мифическая связь Солнца с Судьбой, во всех сказках герой обращается к нему в трудных случаях жизни. И, в то же время у Солнца есть еще одно важное дело — вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия. Праздник русские колядки —проявление этого особого отношения к Солнцу. Это широкое народное действие так и называется — праздник Коляды.


Русские колядки давняя традиция славян 
 

Как народ собирался колядовать?

колядки 6 (600x399, 266Kb)

 
 

Радует, что сейчас люди собираются вместе на природе вокруг костра, стараются как-то отметить место сбора, организовать капище, устроить праздник колядки да спеть традиционные песни колядки.  А как же это было раньше?

А.С. Фамицын рассказывает, что раньше идолы устанавливались на холмах, или на берегах водоёмов. А были ли древние храмы? Современные славянские художники испытывают определённые трудности, если хотят изобразить архитектуру далёких сказочных времен, потому что свидетельств практически не осталось, и остаётся лишь фантазировать на эту тему. Стояли ли изваяния на открытом месте, или покрывались какими – либо шатрами? Были ли храмы прочными высокими постройками, или их не было вовсе? Прикрывались ли чем-то требища, места, где приносили требы? Но впрочем, есть одно свидетельство! Кое-что о нашем Севере известно из сохранившейся древнескандинавской саги одиннадцатого века, ведущей сказ об Олафе Тригвесоне, что служил у князя Владимира. В саге можно прочитать о том, что Олаф ездил с Владимиром к языческому храму. Буду считать это доказательством того, что какое то крытое строение существовало.

Что же происходило на солнечном празднике Коляды?

А.С. Фамицын пишет, что к святым капищам собирались огромное количество славян для жертвоприношений.

древний праздник Коляды

 

Праздник Коляды  — время приносить благодарности Богам

 

Это первая, необходимая часть древнего праздника. Общение с Богами, просьбы, обеты, гадание. Конечно, для этого ритуального действия нужен был волхв. Если это небольшое, семейное празднование, то роль человека, который обеспечивает связь рода с Богами, выполнял старший мужчина. Гадание было связано с жертвоприношением и предшествовало ему. Так, например, бросали в костёр требу-хлеб, или другое печенье, и наблюдали за пламенем. Вспыхнет костёр, принята жертва, дано человеку обещание. Были времена, когда жертвоприношение делалось птицами или домашними животными.В этом случае кровь, которая считалась чудодейственной, разбрызгивалась для отогнания злых навий.  Несъедобные части животного сжигались, зарывались или топились в воде.

Закалывали жертвенное животное старцы, творили обращения к Богам. Гадание и обеты перемежали песни колядки, исполняемыми парнями и девушками. Стихи колядки передавали из века в век. Песнопения эти обращались к Коляде, Богу молодого Солнца.

Стихи колядки, записанной в 19 веке

Стихи колядки, записанной в 1884 году

 

Вторая часть ритуального праздника — общественная трапеза, шумный пир, прославляющий Богов, как Богов Прави, так и Богов Нави, например, Чернобога.  Съедали жертвенную пищу, пили по кругу питьё из чаши-братины, произносили славление Богам, заклинали их помогать людям добрым.Снова исполняли обрядные песни колядки.

Третья часть праздника — «игрища», песни, плясание, под народные инструменты  гусли, гудок, дрова, рожок. Это общая часть праздничных обрядов и обычаев всех языческих славян.

Праздник Коляды имел свою особенность. На следующее утро колядовать ходят дети, человек по десять, им дают на всех два или три пирога. Пироги делят на всех, когда обойдут несколько домов. Затем ходят колядовать девицы-невесты и поют песенки. Им, на человек двадцать, дают несколько калачей или пряников. Потом идут женщины, потом и мужики. Им пироги-бараночки подают то же, что и девицам-красавицам.

 

Обрядные песни колядки

колядки 3 (700x478, 455Kb)

 
 

Песни колядки поют под окнами, а не в домах. Девицы просят позволение зайти в дом, входят в избу, становятся в кружок и поют «виноградьё».  Я привожу  поздравительно-величальные стихи колядки, записанные в 1898 году. Такую колядку пели в Олонецкой губернии,  («виноградьё» происходит от рефрена, который повторялся после каждого стиха «Виноградье красно-зелено!»). Русские колядки "виноградьё" были широко распространены у нас на Севере. 

Песни колядки, давно исполняемые у нас на Севере

 Стихи колядки из "Сборника пѣсенъ Олонецкой губернiи. Пудожскiй уѣздъ, Устьмоша. Записалъ учитель А. Н. Гурьевъ со словъ крестьянки Парасковьи Шихириной"
 

На Севере часто вместо пирожков колядующим дарили северное обрядовое печенье («козульки»), сделанные в виде животного, или птицы из особого теста, которое хранится очень долго. Вот что было написано про это печенье-фигурку: 

    Обрядовое печенье на праздник Коляды
 

Еще более древняя форма северного обрядового печенья могла содержать знаки, обращенные к Богам, печенье в виде знака Рода или Солнца. Такое печенье есть в лавке Северной Сказки.

Такие весёлые народные колядки противоречили христианским доктринам

В тысяча пятьсот пятом году один из игуменов одного из монастырей написал наместнику донесение, описывающее народный праздник как раз во время Рождества Христова.  Конечно, это все считалось  «сотонинским» и «непотребным».

Народные колядки на Севере сопровождались дарением обрядового печенья.

 Описание праздника колядки начала шестнадцатого века глазами христианского монаха

 

Конечно, открытое веселье по поводу, не связанному с христианской религией, не могло не возмущать монаха. Но такое весёлое шумное ликование при встрече Коляды, именно такие народные колядки, вероятно, можно считать исконным славянским обычаем, сохранившимся многие века. Ведь до сих пор розовощекие от свежего воздуха и морозца девахи и парни колядуют, развлекая себя и прохожих песнями и шутками, совершая традиционные русские колядки.

 

Заключение о празднике Коляды

Что такое праздник? Если прислушаться к звучанию этого слова и вдуматься в него, то слышна становится древняя музыка образов. пРАзДНИк. Божественные, просветлённые дни. Дни радости, света, надежды на лучшее будущее. Таков и пРАзДНИк Коляды, Бога Молодого Солнца,  который, как говорят,  праздновали 3-5 или 7-9 дней, а то и одиннадцать.

Отец семейства садится в эти дни за стол с кушаньями, обставленный снопами и спрашивал:  «Видите ли меня, дети?» Ему отвечают: «Не видим».  Отец  говорит: «Ну, дай Бог, чтобы и на тот год не видели» (пожелание богатого урожая и на следующий год).

Так солнцепоклонники славяне жили в одном ритме с природой, с божественным Солнцем. И отмечали день Коляды как важную веху, как конец старого и начало нового. Распевали песни колядки, колядовали, да обменивались друг с другом добрыми пожеланиями. Может быть, и мы, вслед за ними, отбросив печали, воздадим хвалу Солнцу, за то, что всё когда-то начинается и кончается, за «жизнь, за слезы, за любовь»!

С пРазДником, люди добрые!

Иванова Ирина, главный редактор издательства "Северная сказка"  

http://northernfable.ru/article/kolyadki-pesni/
 

колядки 5 (700x427, 349Kb)

 
 
 
 

 

Рубрики:  Древнерусское ведичество


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку