Без заголовка |
Как все знают,
свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II.
Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея
Коллекция музея сегодня насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Государственный Эрмитаж входит в первую двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира
подробно всё у Вики.
Меня же интересуют интерьеры и экспонаты музея
в доступном просмотре на сайте музея
Основные экспозиции Государственного Эрмитажа расположены в Главном музейном комплексе, который находится в историческом центре Санкт-Петербурга. Его образуют шесть зданий, построенных в XVIII-XIX веках, самое значительное из которых - Зимний дворец - бывшая императорская резиденция.
В Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом (Большом) Эрмитаже и Новом Эрмитаже представлены коллекции памятников культуры и искусства античного мира, Западной Европы, России, стран Востока, археологические и нумизматические собрания.
В Главный музейный комплекс входят также Эрмитажный театр
и Запасной дом.
его интерьеры
Монументальный и нарядный Зимний дворец, возведенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 гг., - яркий памятник стиля барокко. Здание представляет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все его фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания особое великолепие.
Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн. Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой парадный двор, обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.
На протяжении 150 лет дворец являлся парадной императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем. Экспозиции, расположенные во дворце, представляют парадные залы и апартаменты, коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрания живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока.
В 1771-1787 гг. по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое превосходило его своими размерами и стало называться Большим Эрмитажем. Созданное архитектором Ю. М. Фельтеном трехэтажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль.
Строгость и простота облика Большого Эрмитажа соответствовали духу классицизма XVIII в. Здание не имеет ордерных членений в виде колонн или пилястр, но его построение подчинено пропорциям классического ордера.
По высоте оно разделено на массивную рустованную нижнюю часть и облегченную верхнюю. Решение фасада построено на сочетании ритмов горизонтальных членений и вертикалей оконных проемов.
В 1792 г. Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи Папского дворца в Ватикане.
Расположенная в Старом Эрмитаже экспозиция представляет искусство Италии эпохи Возрождения.
В 1764-1766 гг. по желанию императрицы Екатерины II рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом - архитектор Ю. М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.
Позднее, в 1767-1769 гг., архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей для уединенного отдыха императрицы.
Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличается строгими пропорциями, соразмерными архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разных по стилю зданий.
Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа Висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями - "малые эрмитажи". Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.
В великолепном Павильонном зале находятся часы Павлин. В галереях здания расположены экспозиции живописи и прикладного искусства Западной Европы.
Новый Эрмитаж - первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, который своими работами во многом сформировал облик музейной архитектуры. Осуществление проекта Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.
Новому Эрмитажу, построенному в 1842-1851 гг. в стиле историзм, присущи строгость и монументальность облика, сбалансированностью архитектурных объемов. Вход в музей акцентирован величественным портиком с фигурами атлантов, высеченными из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора А. И. Теребенева.
Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох. Крупные плоскости фасадов оживляет орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами.
Внутреннее убранство "Музеума" соответствовало характеру представляемых коллекций: в роскошных залах с верхним светом (Просветах) на втором этаже разместилась Картинная галерея,
а в залах первого этажа, оформленных в духе античной архитектуры, - коллекция древностей, скульптур, несколько библиотек.
Торжественное открытие первого в России художественного музея состоялось 5 февраля 1852 г. В залах, сохранивших свой исторический облик, расположены коллекции античного искусства, а также живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы.
Строительство Эрмитажного театра, которое Екатерина II поручила в 1783 г. архитектору Джакомо Кваренги, было завершено в 1787 г. Здание, отличающееся гармонией и сбалансированностью архитектурных форм, является прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII века.
Рустованные окна первого этажа украшены замковыми камнями с львиными масками, излюбленным элементом Кваренги. Стройная колоннада второго яруса фасада фланкирована ризалитами с расположенными в нишах статуями древнегреческих драматургов и поэтов.
Зрительный зал театра устроен в виде амфитеатра с шестью рядами скамей. Его стены облицованы искусственным мрамором и оформлены колоннами, капители которых украшены сценическими масками. Над установленными в нишах скульптурами Аполлона и муз помещены медальоны с профильными изображениями выдающихся драматургов. Сцена отделена от зала балюстрадой, за которой находятся еще несколько рядов скамей и две боковые ложи.
С XVIII в. театральные спектакли при царском дворе стали традиционными и сопутствовали многим празднествам. В наши дни в театре дают спектакли, а в его фойе устраивают выставки.
Побробно можно посмотреть на сайте музея:
Восточное крыло здания Главного штаба,
возведенного на Дворцовой площади выдающимся архитектором русского классицизма К.И.Росси в 1820-1830 гг., – новый экспозиционный комплекс Государственного Эрмитажа.
Дворец первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова,
Произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства из коллекций Государственного Эрмитажа воссоздают убранство интерьеров первой четверти XVIII века.
Рубрики: | Путешествия/Питер |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |