сейчас я процитирую отдельные - сильнопонравившиеся мне - места из одного её интервью 2010 года -
жаль, что не умею цветом, и т. п. выделять драгоценные места в тексте, но, думаю, кому надо, и кому интересно - сам всё увидит и прочтёт - и поймёт..
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
Расскажите, что творится сейчас с русской народной песней, какие процессы с ней происходят?
... какой-то интерес к музыкальной народной культуре присутствует.
Я – живой свидетель того, как интерес этот был возгрет ансамблем Дмитрия Покровского и его сподвижниками в Петербурге и других городах, но, к сожалению, волна эта спала.
Думаю, это произошло из-за бытующего мнения, что народные песни является образцом языческой культуры, а Русь наша православная, и мы, следовательно, не должны иметь интереса к народной культуре как к пройденному этапу.
Это в корне не верно.
Жаль, что люди знающие и понимающие не пропагандируют этого, но этим занимаются как раз те, кто не смыслит в народной культуре ничего, а ведь её нельзя в одночасье постичь.
Мало просто спеть народную песню, ведь дошедшие до нас песни очень древние и невероятно самобытные.
Народную песню надо прочувствовать, и научиться музыкально мыслить так, чтобы приблизиться к внутренней слуховой вокальной культуре.
И потому не случайно, что у тех народов, у которых сохранилась настоящее культурное национальное пение, крепкие корни.
Я думаю, что сегодняшнему человеку практически невозможно научиться так красиво петь.
Откуда Ваша культура произнесения?
Мне очень нравится говорить «ч-то», это дань памяти уже ушедшим ныне людям, которые говорили так, и мне дороги.
И я когда так произношу, их вспоминаю.
Кроме того, язык утерян: как словарный запас, так и интонационная традиция произнесения.
Даже в старину простые уличные торговцы кричали «зазывалки» на определённый мотив.
Определённая была звуковая информация, человек развивал свой слух.
У современных людей, говорящих на русском языке, нет ни малейшего представления о русской музыкальной интонации песенной.
Эта интонация сохранилась разве что в церкви, можно послушать и прочувствовать это, но ведь в быту мало, кто будет этим заниматься, поэтому это мой сознательный выбор произносить на старорусский лад.
...Меня упрекали и в манерности, и в «оканьи».
В Вологде даже легенда есть по поводу моей манеры произнесения.
«Окаю» потому что считаю, что везде «акать» нельзя.
Буква «а» красивая, но «о» очень красиво и рельефно вычерчивает слово.
В пении ведь нужна не только мелодия, в пении обязательно надо вычертить слово, чтобы человек, когда слушал, вместе с мелодией понимал смысл слова, чтобы это вошло в сердце и точно абсолютно отпечатался смысл этих слов и выражений.
...в национальном пении в русского нельзя играть – это дурно и безвкусно, как бы это не звучало и не потешалось среди иностранцев и не владеющих русской культурой.
...в поездках по России необходимо видеть людей, видеть разную жизнь, не только столичную, а провинциальную, дышащую отзвуками настоящего нашего русского национального родного воздуха.
Это настоящий университет - прочувствовать разных людей, понять, что нигде ты не имеешь права быть невежливым.
...на всё воля Божья, - у эмигрантов остался на губах вкус родины, а у нас этого нет, к сожалению, и мне думается, что здесь важнее развивать народную песню.
Для человека важнее отдыхать на своей родине, чем отдыхать на берегу океана.
Важно сорвать с ветки яблоко, выросшее на твоей земле, и вонзиться в него, почувствовать морозный воздух, чтобы он ударил тебя и осветил и опьянил одновременно, чтобы понять, что ты совершенно счастлив.
Также для другого человека важно вонзиться в банан и почувствовать свой вкус родины.
Когда ты не чувствуешь этого вкуса, то словно на чужбине живёшь.
К сожалению, на сегодняшний день эта такая глобальная потеря координат.
...Главное, что действительно говорят о генетической памяти – кровь отзывается в людях.
И поэтому совершенно не важно, где петь, а важно петь там, где есть русские люди.
И часто пришедшие ко мне на концерт люди говорят, что я пою как их мама, бабушка или тётя.
И конечно, я пою именно так.
Вся Россия так пела.
И ведь неслучайно, что Тургенев (светский писатель!) написал своих «Певцов» и точно там описал, что есть разные типы – петь красиво или так, как Бог на душу положит.
И один пел красиво, а другой пел так, как Бог на душу положит. И одним восторгались, а от другого душа замерла.
.......................................................................................................................................................................