-Цитатник

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? - (0)

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы - (0)

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему...

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) - (0)

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)   Шатровый зал ...

Замки Бельгии:Стеркхоф - (0)

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер...

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре - (0)

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Муромлена

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) АРТ_АРТель Чортова_Дюжина

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2010
Записей: 2861
Комментариев: 2523
Написано: 6251


11 ноября День святого Мартина в Голландии

Суббота, 10 Ноября 2012 г. 22:39 + в цитатник

11 ноября - День святого Мартина

Со дня Святого Мартина, который празднуется в Голландии 11 ноября, начинаются все самые любимые зимние празднования, их еще называют «праздниками зимы» (Мидвинтерфеест).

Святитель Мартин Турский или Мартин Милостивый (лат. Martinus; 316(0316), Савария, Паннония, Римская империя — 8 ноября 397, Кандия, Лугдунская Галлия, Западная Римская империя) — епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых. Он является покровителем всех бедных, сукноделов, солдат, домашней птицы, животных и альпийских петухов.

Память святого отмечают 11 ноября (католики и некоторые православные церкви) и 12 (25) октября (православные)  

4000579_1620_Saint_Martin_partageant_son_manteau_apres_la_restauration__Huile_sur_toile___Kerkfabriek_sintMartinuskerk_2 (596x700, 349Kb)
Дейк Антонис ван (1599-1641)1620 Saint Martin partageant son manteau. Святой Мартин делится своим плащом (Kerkfabriek sint-Martinuskerk)  

Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нёс свою службу в качестве офицера.

Легион, в котором нес службу Мартин, подходил к городку Амису, что во Франции. На дворе стояла холодная осень, когда ветры в поле беснуются, завывают и пронизывают случайных путников. Солдатам только и нужно было, что согреться где-нибудь, посидеть возле теплого домашнего очага. Они ускорили шаг и вошли в город. Солдаты, занятые мыслями только об очаге и горячей еде, не обратили внимания на нищего старика, сидевшего у ворот, ведущих в город. Он замерз, и просил дрожащим голосом о милостыне.

Легион прошел уверенным шагом мимо, однако Мартин, стоявший во главе войск, прекрасно видел нищего. Он слез со своего коня в хорошей сбруе, достал из ножен заточенный меч, и направился к нищему. Солдаты не понимали в чем дело, и думали, что их капитан хочет убить презренного бедняка. Но Мартин  срезал кусок своего красного плаща, и укрыл старика. Затем он достал из дорожной сумы хлеб, и отдал его бедняку целиком.

4000579_De_goede_Sinte_Marten_001 (700x565, 84Kb)
Anonymous, after Jheronimus Bosch, published by Hieronymus Cock. Saint Martin. Engraving. Dimensions unknown. (1540-1570, Wallraf-Richartz-Museum, Cologne, Germany)

4000579_SAINT_MARTIN_DIVIDING_HIS_CLOAK (448x650, 56Kb)
Альст Питер Кук ван (ок.1502-1550) SAINT MARTIN DIVIDING HIS CLOAK

4000579_Heiliger_Martin_mit_dem_Bettler (560x700, 254Kb)
Вос Мартин де (1532-1603) Святой Мартин и нищий

4000579_Joseph_van_Bredael__A_Wooded_Landscape_with_St_Martin_dividing_his_Cloak (600x464, 81Kb)
Joseph van Bredael. A Wooded Landscape with St Martin dividing his Cloak. Лесной Пейзаж со Св. Мартином, разделяющим плащ

4000579_Das_Leben_des_heiligen_Martin (560x700, 194Kb)
Кёнинк Кирстен де (ок.1560-1633) Das Leben des heiligen Martin. Житие святого Мартина

4000579_OOST_Jacob_van_the_Elder_St_Martin (441x700, 239Kb)
Оост Якоб ван Старший (1603-1671) St.Martin  

Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом. По легенде, позже Мартин увидел сон, что тот, спасённый от холода нищий, был с лицом Христа. После этого сна легионер решает покинуть армейские ряды и покончить с военной службой. 

4000579_Marten_de_Vos_An_altar_wing_featuring_the_Resurrected_Christ_with_St_Martin_dividing_his_coat_with_a_beggar_on_the_reverse_side_1 (237x700, 139Kb)
Вос Мартин де (1532-1603) Marten de Vos An altar wing featuring the Resurrected Christ, with St Martin dividing his coat with a beggar on the reverse Алтарь с изображением Воскресшего Христа, со Св.Мартином, делящим свой плащ с нищим

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустыню Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всём следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя — чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

4000579_Der_heilige_Martin_heilt_einen_Besessenen (560x700, 214Kb)
Йорданс Якоб (1593-1678) Св. Мартин исцеляет одержимого

4000579_St_Martin_Bishop_of_Tours_healing_a_Man_possessed_by_the_Devil_ (413x600, 110Kb)
Йорданс Якоб (1593-1678) Святй Мартин, епископ Турский, исцеляющий человека, одержимого дьяволом (Royal Academy, London)

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) — государственной святыней франкских королей. Ещё более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника — оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Почти в каждом святом меровингской эпохи, которую Мабильон называет «золотым веком агиографии», мы узнаем фамильные черты детей Турского отца. Перед этим влиянием на ряд столетий — во всяком случае, до «Каролингского Возрождения» — бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Бенедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной «рассудительности», умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день.

4000579_De_heiligen_Silvester_en_Martinustitel (529x700, 358Kb)
Остсанен Якоб Корнелис ван (1472-1533) De heiligen Silvester en Martinustitel.Святые Сильвестр и Мартин

4000579_Sankt_Martinian (525x700, 320Kb)
Коллерт Адриан (ок.1560-1618) Sankt Martinian

Святому Мартину, епископу Турскому посвящены сорок церквей в Нидерландах из числа самых древних и четыреста церквей в Бельгии. А город Утрехт считается находящимся под его непосредственным покровительством.

4000579_425pxDomtower_Utrecht (425x599, 46Kb)
Домский собор святого Мартина в Утрехте (нидерл. Dom van Utrecht) — один из готических соборов Нидерландов. Он строился начиная с 1254 как кафедральный храм Утрехтской епископии. В 1580 году Реформация взяла верх в Утрехте, и с тех пор собор работает как протестантский, за исключением времен французской оккупации в 1672—1673 гг., когда проводились католические службы. Центральная часть церкви была разрушена смерчем в 1674 году. В результате башня оказалась отделена от уцелевшей части собора. Последствия разрушения были окончательно устранены только в 1826 году. 

День Святого Мартина приходится на завершение сельскохозяйственных работ, после окончания работ на каждой улице и дворе разжигали костры и в них бросали корзины, в которых раннее лежали собранные фрукты и овощи. После чего начиналось настоящее веселье: перепрыгивание через костер и организовывались шествия с факелами, зажженными от их пламени. Шествие двигалось во главе с ряженым Мартином, восседавшим на коне и его служкой – чучелом мальчика, обернутого соломой.

Вечером 11 ноября во всех голландских домах отмечали память святого Мартина. Семья собиралась вокруг ярко освещенного стола. Ели блины, мушмулу, жареного гуся, пили молодое вино, припевая, как издавна повелось:

Святой Мартин! Святой Мартин! Сегодня тесто, завтра блин!  

Затем молодежь с бумажными фонариками в руках высыпала на улицы, горланя песни, и стучалась в двери богачей, выпрашивая поленья, из которых складывала веселый костерок. Ребятишки бросали в пламя корзинки мушмулы, каштанов и лесных орехов...

Из книги Поля Зюмтора "Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта"

Народная молва гласит, что в этот праздник нужно пробовать вино.

Когда-то вся Европа открывала большие ярмарки в этот день. Предметами торговли, в основном, были разные колбасы. Люди посещали ярмарку в целях отведать свежее вино последних урожаев винограда и насладиться пивом Рождества, которое варили как раз по этому случаю. Также появлялся ещё один повод пообщаться об арендных платах и пригласить на следующий сельскохозяйственный сезон рабочих

С тех времён появилась крылатая фраза «Зло Святого Мартина». Это означает, что кто-то злоупотребил распитием праздничного алкоголя.

4000579_Brueghel_The_Wine_Of_Saint_Martins_Day_wb (640x351, 36Kb)
Питер Брейгель (1525-1569) Вино в День святого Мартина  (1565-1569) 

4000579_Maartensfeest (700x526, 697Kb)
Балтен Питер (1526-1584) Maartensfeest

В наше время в Амстердаме, как и в других городах Нидерландов, в день Святого Мартина организовываются шествия. Самое интересное представление в Мартинов день разыгрывается в городе Венлоо в провинции Лимбург. На улицах города появляется сам святой Мартин в епископском костюме. Он едет в старинном экипаже, а по обе стороны экипажа и за ним важно выступает оркестр - свита ряженых, несущих в руках фонарики, вырезанные из репы со свечками внутри.

4000579_densvatehomartina21 (700x506, 226Kb)

Славно отметить этот праздник – значит покушать вдоволь. Ведь это праздник изобилия. В этот день люди наедались и напивались, так как со следующего дня начинался Рождественский пост, а во время его такие гуляния и излишества запрещены.

В день святого Мартина почти на каждой голландской кухне в духовке запекается гусь. Этот обычай берет начало еще в те времена, когда количество корма на зиму заготавливалось ограниченное, его берегли для несущих яйца, а нагулявших осенний жирок гусей к праздникам забивали. Легенда же гласит, что однажды гуси своим гоготаньем очень мешали святому Мартину произносить проповедь, и тот в сердцах сказал, что на столе они ему куда милее. Согласно другой версии, гуси досадили святому куда сильнее - бестолковые птицы выдали криком его тайное убежище, каким как раз и являлся гусиный сарайчик. С тех пор люди и наказывают их в день памяти святого.

4000579_4e0787ceeed41 (600x338, 78Kb)

В этот день популярен еще один вид «угощения святого Мартина». Изготавливается оно так: бумажные кулечки поплотнее набиваются изюмом, орехами, конфетами, печеньем вперемешку с мелкими монетками, маленькими игрушками, сувенирами, маленькими косметическими принадлежностями и прочее - в зависимости от состава и возраста тех, кому предназначено угощение. Такие кулечки подвешиваются к потолку в залах и комнатах, где происходят детские праздники и молодежные дискотеки - примерно на высоте поднятой руки взрослого человека. В кульминационный момент праздника кулечки поджигают, «начинка» в беспорядке падает на гостей, и те радостно расхватывают подарки. Правда, из соображений пожарной опасности в последнее время все происходит по другому - гостинцы перемешиваются в большой корзине, и кто-нибудь из хозяев или устроителей праздника просто опрокидывает корзину в толпу.

Празднование дня Святого Мартина – это всегда радость и смех, где всегда присуща любовь и забота обо всех ближних.  

Ссылки:

http://www.tonnel.ru/?l=kniga&838

Серия сообщений "праздники голландии":
Часть 1 - Сегодня - национальный день мельника в Нидерландах
Часть 2 - Праздник селедки в Нидерландах
...
Часть 9 - 30 апреля - День рождения королевы Нидерландов
Часть 10 - 12 мая - День велосипедиста в Нидерландах
Часть 11 - 11 ноября День святого Мартина в Голландии
Часть 12 - Парад цветов в Нидерландах
Часть 13 - Вдохновленные творчеством Ван Гога..

Рубрики:  Живопись/сюжеты в живописи
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

amira22   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 17:02 (ссылка)
С интересом прочитала этот пост и вспомнила, что одно время мне очень нравилась серия фресок художника Симоне Мартини, посвященная св. Мартину.
martin47 (598x700, 111Kb)
С.Мартини. Св.Мартин делит плащ с нищим. 1321? Фреска. Нижняя церковь Сан-Франческо в Ассизи.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 12 Ноября 2012 г. 20:40ссылка
Спасибо за напоминание о С.Мартини. К теме Св.Мартина обращались многие художники, но, т.к. меня (на данном этапе) интересуют, в основном, голландские-фламандские мастера, пришлось себя ограничивать))))
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку