Валентина Толкунова - её жизнь и тайны...
Валентина Васильевна Толкунова (12 июля 1946, Армавир, Краснодарский край, РСФСР — 22 марта 2010, Москва) - советская и российская певица. Народная артистка РСФСР (1987).
Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавир, Краснодарского края в семье железнодорожников Василия Андреевича и Евгении Николаевны Толкуновых, почти сразу после рождения дочери родители переехали в Москву. По воспоминаниям Евгении Николаевны, дочурка росла очень послушной и покладистой: проблем ни с воспитанием, ни с учебой никогда не было.
Школу окончила в Ховрино - Железнодорожном районе г.Москвы. Еще в детском возрасте прошла по конкурсу в ансамбль Центрального Дома Детей железнодорожников под управлением С.О.Дунаевского, где 10 лет пела в хоре под началом прекрасного музыканта Т.Н.Овчинниковой - первого педагога по музыке.
В 18 лет она поступила в Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение, а спустя два года прошла по конкурсу в ВИО-66 - вокально-инструментальный оркестр, или, говоря точнее, джазовый биг-бенд при Росконцерте. Напряженный гастрольный график «ВИО 66» заставил Валентину из института перевестись сначала в музыкальное училище при Московской консерватории, а потом, из-за невозможности учиться заочно, — в музыкальное училище имени Гнесиных. "Так я и покинула МГИК и ушла в ВИО-66, где пять лет пела партии первого сопрано, а также джазовую музыку", - рассказывала певица в интервью. В 1971 году выпускница престижной Гнесинки блестяще продирижировала хорами Георгия Свиридова и Дмитрия Шостаковича и получила на заключительном экзамене отличную отметку. В Московский институт культуры Толкунова вернется немного позднее, получив диплом дирижера-хормейстера в 1976 году.
Первая любовь пришла к Вале в школе. Парню-десятикласснику она долго боялась сознаться в своем чувстве. А когда юноша наконец обратил на нее внимание, Толкунова поняла, что ее восторженность уже остыла, и дала пареньку от ворот поворот. А в 16 лет она познакомилась со студентом Тимирязевской сельхозакадемии. Как позже вспоминала сама Валентина, новый ухажер, хотя оказался опытным ловеласом, почему-то долго боялся даже прикоснуться к ней. Поэтому дальше поцелуев дело не пошло.
Первым, кто по-настоящему сумел завладеть ее сердцем, стал композитор, руководитель биг-бенда, прославленный джазмен Юрий Саульский. "Вот к нему у меня уже было нечто сродни неконтролируемой страсти и любви, - вспоминала Валентина Васильевна. - Мы познакомились, когда мне было 19, а в 20 лет я стала его женой". Юрий был старше супруги на 18 лет. Но даже это не остановило автора хита «Черный кот» от романа на стороне. Саульский познакомился с актрисой Валентиной Аслановой и ушел от жены. Правда, благородно оставил ей квартиру в кооперативе Союза композиторов в Каретном ряду. После развода Толкунова долго находилась в глубокой депрессии.
Расформирование ВИО-66 совпало по времени с расставанием супругов. Тогда, к счастью, ей помог Владимир Шаинский. Он отдал ей песню «Ах, Наташа», которая давно лежала у него в столе. С ней Толкунова и добютировала как сольная певица в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина. Кстати сказать, именно на своем дебюте Валентина Васильевна впервые вплела в волосы жемчужную нить, и с тех пор не расставалась с ней. Жемчуг стал своего рода талисманом певицы. Песни «Я не могу иначе», «Стою на полустаночке», «Поговори со мною, мама» и многие другие ворвались в каждый дом.
Через несколько лет в посольстве Мексики в Москве Толкунова познакомилась с переводчиком и журналистом- международником Юрием Папоровым. Валентину пригласили дать сольный концерт, а Юрий Николаевич на испанском рассказывал дипломатам, о чем поет советская певица. Папоров, который был старше Толкуновой на 23 года, поразил ее интеллектом и элегантностью. В 1974 году они сыграли свадьбу, а в 1977году у супругов родился сын Коля. Когда мальчику было четыре года, Юрия отправили в длительную командировку в Мексику.
Отношения со вторым мужем у певицы складывались непросто. Валентина отказалась последовать за супругом в Латинскую Америку. Общались они нечасто, только когда Юрий приезжал в Москву на новогодние каникулы. А вот Коля, в отличие от мамы, регулярно гостил у отца в Мексике. В свидетельстве о рождении у Николая стояла фамилия мамы - Толкунов, а когда вырос, он вдруг поменял ее на отцовскую и стал Папоровым.
Когда сын окончил школу, Валентина Васильевна устроила его на работу в свой Театр музыкальной драмы и песни художником по свету. Но главной болью Валентины было то, что сын стал злоупотреблять запрещенными препаратами. Избавить Колю от пагубной страсти Толкуновой помог протоиерей Николай Гурьянов, который служил в храме на острове Залитав Псковской области. Сейчас Николай бизнесмен.
В 1975 году она знакомится с выдающимся концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази, с которым будет работать 18 лет. Он станет для неё другом, учителем и надежным партнером на сцене. Великолепный аккомпанемент рояля наполнял песни и особенно романсы, исполняемые Толкуновой, сдержанным драматизмом, погружая зрителей в атмосферу старинных музыкальных салонов. Говорят, в долгие годы отсутствия мужа за Толкуновой пытались ухаживать многие мужчины, в том числе иностранцы. Она стойко хранила верность, а потом все- таки обратила внимание на ученого-физика Владимира Баранова. Владимир Юрьевич приходил на каждый ее концерт, а потом даже стал ездить с Валентиной на гастроли. Некоторые журналисты стали называть Баранова мужем Толкуновой. Но, разумеется, это было не так.
В личную жизнь любимица публики никого не пускала, и даже когда к ее юбилею телевизионщики снимали документальный фильм с рабочим названием «Железная Валечка» и долго добивались встречи с ее мужем и сыном, Толкунова сказала им твердое «нет». Мемуары писать она тоже отказалась наотрез: мол, тогда надо говорить открыто, что о ком думаешь, а для нее это неприемлемо. В общем, как проницательно однажды заметил Иосиф Кобзон, «она только с виду девушка-простушка с голубыми глазами – внутри у нее на самом деле стальной каркас».
В 1989 г. на базе Москонцерта, где В.Толкунова работала с 1973 г., создано Творческое Объединение "АРТ", театр музыкальной драмы и песни, художественным руководителем которого являлась певица. Театром созданы музыкальные спектакли и программы. Все спектакли были поставлены на сцене Концертного зала "Россия". В том же году состоялся кинодебют Толкуновой в главной роли: был снят музыкальный фильм-фантазия «Верю в радугу». Согласно народному поверью, за каждым цветом радуги закреплена своя полоса жизни: красный — война, синий — море, желтый — хлебное поле... В этом фильме она исполнила 15 совершенно разных песен и представила настолько широкую палитру образов, что впору было лишь удивляться ее искусству перевоплощения.
Она гордилась своим тридцатилетним водительским стажем. В советское время сменила семь «жигулей» («Наезжала не более 75 тысяч километров – и до свидания! Таким образом я очень долго поддерживала отечественного производителя»), но однажды села за руль иномарки и с тех пор к «жигулям» уже не прикасалась. Последней ее машиной был джип Mitsubishi Outlander.
"Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Если бы меня спросили: «В какое время ты хотела бы родиться?», я выбрала бы девятнадцатый век. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой. При этом есть вещи, которые мне нравятся и в современном мире. Я люблю спортивную одежду, лихачу на машине, у меня, конечно, есть мобильный телефон. Но, вместо того чтобы сидеть, уткнувшись в монитор, я предпочитаю посмотреть на небо, потрогать кленовой листок…" - Валентина Толкунова.
"У меня очень отрицательное отношение к косметике. Если бы не сцена, то никогда не красила бы даже губы. Человек должен быть натуральным. Никак не могу понять, зачем люди делают омолаживающие операции. Ведь после них ты становишься куклой Барби. Страшно, когда люди полагают, что всеми этими подтяжками они обманут природу. Её ещё никто не обманывал. А стареть, я считаю, приятно" - Валентина Толкунова.За 44 года творческой деятельности Валентина Толкунова спела более 600 песен, работала более чем со 190 композиторами и 230 поэтами, она 26 раз становилась лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». Имела множество наград.
В отличие от большинства нынешних эстрадников Толкунова наотрез отказывалась выступать на корпоративных вечеринках: «Я дала себе слово не выступать в местах, где жуют и где присутствующим нет дела до музыки». Но концертировала много до последних дней – и в России, и за границей. И мечтала, конечно, о новой хорошей песне: «Хотелось бы спеть песню любви, которая как бы на крыльях несла влюбленных. Такую, как в фильме «Титаник». Но ни в коем случае не попсу…»
По словам мамы певицы Евгении Николаевны, ее дочь будто чувствовала, что столкнется с тяжелой болезнью. Она всю жизнь помогала неизлечимо больным, под ее опекой всегда было несколько человек, которые не знали отказа ни в деньгах, ни во внимании. После первой операции она довольно долго чувствовала себя нормально, казалось, болезнь удалось остановить… Но в 2006 году нашли новые метастазы. Она не следила за собой, много работала и о болезни никому не рассказывала.
Тяжелобольная певица до последнего проводила концерты.Она ушла в марте 2010-го. "Ей надо было кормить свой коллектив, а это 15 человек, - сокрушается брат. - Вместо отдыха поехала на концерт в Могилев. Со сцены ее увезли на «скорой». В Боткинской больнице диагностировали рак четвертой стадии. Она категорически отказалась от химиотерапии. Говорила, что волосы выпадут. Люди не должны запомнить ее такой. Мы даже паричок ей купили, но так и не уговорили. В палате сестра лежала красивая, волосы прибраны. Господь ее избавил от страданий: в реанимации она находилась только два дня. Перед смертью успела собороваться прямо в палате". Похоронили певицу 24 марта на Троекуровском кладбище столицы (уч.№ 6).
Второй муж Валентины Толкуновой, 86-летний журналист Юрий Папоров, умер через полтора месяца после жены. После смерти супруги он фактически осиротел, почувствовал себя никому не нужным и очень переживал. Ведь у Папорова тоже была онкология, он заболел еще раньше, чем Толкунова. Через несколько дней после смерти Толкуновой он попал в больницу и уже не вышел оттуда. Папорова похоронили рядом с Валентиной Васильевной, на том же Троекуровском кладбище.
*************
Даже умирая, Валентина Толкунова сделала все, чтобы Коля был счастлив, а он успел только на ее похороны...
Он стоял рядом с гробом матери и не мог поверить, что ее, такой родной и любимой, рядом больше не будет никогда. Слезы застряли в горле комом, а в голове билась только одна мысль: «Не может этого быть! Не может!» Но лицо мамы в гробу было неподвижно. Никогда она больше не улыбнется своей доброй, ласковой улыбкой и не назовет его сыночкой...
Как горько жалеет теперь Николай, что помирился с мамой лишь накануне ее смерти! Отмотать бы время назад — подарить ей любовь, которую она так ждала от сына всю жизнь! Но, увы, было слишком поздно...
Поздний ребенок
Валентина Толкунова обожала своего единственного Коленьку. Родила она его поздно, когда ей было уже 33 года. После того как артистку бросил первый муж Юрий Саульский, она слишком долго боялась строить семейные отношения. Да и работа мешала — рисковать карьерой певица не решалась. Но когда Толкунова родила, долгожданный сыночек стал ее единственной отрадой! Ведь отец ребенка, второй муж, журналист Юрий Папоров уехал от них работать в Мексику на долгих 12 лет...
Мой сыночка
Маленький Коля жил в основном у бабушки.
— Валя в нем души не чаяла, — рассказывает мама певицы Евгения Николаевна. — Хотя ей было очень тяжело одной растить ребенка. Мальчику так нужен был отец!.. Летом Валя брала Колю на гастроли в разные страны...
Годами разрывалась Толкунова между работой и любимым сыном. Она старалась дать ему максимум любви, выражая свои чувства в песнях. Но с горечью понимала, что не может подарить сыну всю свою любовь в полной мере.
У него своя жизнь...
А потом ее Коленька вдруг вырос. И как же ей было тяжело видеть, как он вдруг стал чужим! Сын все больше отдалялся от матери. Он не ценил и не понимал ее душевные песни — предпочитал тяжелый рок. Дальше — больше. В газетах написали, что у него — проблемы с наркотиками. Он стал курить марихуану, а уговоры испуганной матери никак не помогали. Именно тогда Валентина Васильевна обратилась к Вере! Вместе с сыном она ездила на остров Залита, что на Псковском озере, к батюшке Николаю, который и помог справиться с бедой. Толкунова спасла своего любимого сыночка! Казалось бы, вот он, момент полного примирения, но нет... После расставания со вторым мужем Юрием Папоровым дистанция с сыном увеличилась.
— У него теперь своя жизнь, — с болью говорила певица...
Мама, прости!
Смертельно больная, выступая на концертах, Валентина Васильевна продолжала думать о сыне. Со сцены она читала стихотворение — крик души, в котором есть такие строки:
«Ты чти, сыночек, мать,
что жизнь тебе дала.
Не надо упрекать —
растила, как могла».
И даже ее последняя песня «Пестрая косыночка» тоже была посвящена сыну!
Первые же строчки:
«Позаброшены игрушки —
вот и сын ушел к подружке...»
А в припеве:
«Пестрая косыночка!
Ты прости мне, сыночка,
Радость запоздалую,
что пришла не в срок...»
Даже умирая, она старалась все сделать для него. В последние дни жизни отправила Колю в Болгарию к невесте Диане. Она там дом для молодых купила. А Коля успел лишь к похоронам...
...Он смотрел на маму и не мог себе простить, что все получилось именно так. Ведь помирился он с той, что дала ему жизнь, лишь незадолго до ее смерти. И подарил всего несколько счастливых дней, хотя мог — годы... Он стоял перед гробом, оглушенный, и лишь звучали в ушах слова матери, читающей со сцены стихи:
«От одиночества
не дай ей закричать!
Какая ни на есть,
Запомни, она — мать!»
Пёстрая косыночка исп.В.Толкунова
Ты чти, сыночек, мать,
Что жизнь тебе дала.
Не надо упрекать -
Растила, как могла.
Могла не есть, не пить,
Ночей не досыпать.. .
Какая ни на есть
Она, сыночек, мать!
Шли годы, таяли снега.. .
Обиды не таи -
Пусть мать была строга.. .
В том нет ее вины.
Все за и против взвесь.
Сумей ее понять!
Какая ни на есть,
Она, сыночек, мать.. .
Ты чти, сыночек мать !
Не обижай ее!
Ведь мать всегда простит.
А улыбнешься вдруг -
и сердце застучит.. .
От одиночества не дай
ей закричать!
Какая ни на есть,
Запомни, она - мать!
Автор неизвестен .Этот стих написала неизвестная женщина и послала Валентине Толкуновой, которая прочла его на своём концерте.