Александр Вертинский - Дни бегут
"...Так редко поют красиво в нашей земной глуши…"
***
Бывает, что у времени есть конкретное имя.
Слышим «пушкинская эпоха» - и сразу все ясно.
Или по-другому: слышим
«Александр Вертинский» - и реально возникает
эпоха начала ХХ века, весь немыслимый
драматизм и невыразимое очарование жизни,
которой больше никогда не будет.
Александр Николаевич Вертинский
21.03.1889 - 21.05.1957
Он родился в день весеннего равноденствия.
Не потому ли обаяние манерного и, при этом,
искреннего дарования Вертинского сродни
мартовской погоде, балансирующей между
холодом и теплом, мраком и светом.
Оно - в мальчишеском хулиганстве, почти без
перехода сменяемом жеманным заламыванием рук,
во врожденном юморе, упорно борющемся
с декадансом, который в то время вошел в моду.
Вертинский был слишком артистичен, чтобы
принимать моду всерьез...
он сам был ее законодателем.
В 30-е годы великий Фёдор Шаляпин написал
на своем портрете, подаренном Александру
Вертинскому: «Сказителю Земли Русской
Александру от странника Феодора».
В жизни и творчестве Вертинского уникально
сочетаются разные полюса. Интеллигентность и
демократизм. Модернизм и реализм. Столичный
дендизм и эстетика провинции. Ленинград и
родной город артиста Киев, где были сделаны
первые шаги в искусстве, и дух эмиграции,
влекущий вскоре после революции за границу -
Париж, Америка, Китай, и любовь к родине,
требующая вернуться во время войны домой,
как калейдоскоп событий жизни артиста.
Феномен Вертинского находится в самом
основании формата русского кабаре, с его ролью
посредника между классикой и эстрадой, дедами
и внуками, Россией и диаспорой. При этом
Вертинский до сих пор является символом,
эмблемой этой очень продуктивной среды,
которая воспроизводится по сей день...
Наверно, многим современным слушателям
некоторые ранние песенки и «ариетки»
Александра Николаевича Вертинского могут
показаться манерными, вычурными и какими-то
невсамделишными. Между тем, в них отразился
не только вкус давно ушедшей эпохи, но и
некоторые обстоятельства биографии
исполнителя, которые тоже можно назвать и
вычурными, и показательными для его времени.
До сих пор остается загадкой неизменная
популярность Вертинского в любой аудитории.
Нашему миру часто безразлично, что смерть
близкого человека, разлука с любимой
женщиной, безответная любовь и, наконец,
банальная измена являются, может быть, самой
страшной трагедией в масштабах маленькой
вселенной отдельно взятого человека.
Но, об этом говорил Вертинский в своих песнях.
Может быть, именно поэтому они оказались
близки каждому...
Сам Вертинский, играл в кино, и это было важно
для его эволюции. Но только жанр песни
становится для него той Минуточкой, в которой
артист поистине предстает «задумчивой лампадой»
пред ликом Родины, перед благодарным зрителем
и перед своим Творцом, исполняя то назначение
поэта, о котором сказал его тёзка, брат по песне
и товарищ по «балаганчику» Александр Блок.
… Всё сущее увековечить,
Безличное вочеловечить,
Несбывшееся воплотить...
Это невозможно, но надо это делать.
Родоначальник русского шансона, Вертинский
был так талантлив, что и после ухода из жизни
недовоплощенная часть его натуры перетекла
в актерскую звездность дочерей -
Марианны и Анастасии...
Впрочем, вопреки его категорическому запрету.
После эмиграции, Вертинский прожил на родине
14 лет. Все это время он интенсивно работал,
постоянно выступал с концертами и имел успех.
География его гастрольных поездок
простиралась от Мурманска до Еревана, от Риги
до Петропавловска-Камчатского.
Советская публика была ошеломлена.
В элегантном фраке, с гвоздикой в петлице он
выпадал из декораций сталинской эпохи, казался
чем-то вроде булгаковского Воланда, бросающего
в зал песенки как ассигнации, где вместо
портретов вождей революции - какие-то
«пани Ирэны» и «лиловые негры»!..
Казалось бы, жизнь на родине складывалась
крайне счастливо и удачно. Однако, из ста
с лишним песен из репертуара Вертинского,
к исполнению в СССР было допущено не более
тридцати. На каждом концерте присутствовал
цензор, который зорко следил, чтобы артист
не выходил за поставленные рамки.
А залы были переполнены. Выступал он
в основном в провинции, в маленьких отдаленных
городках, где были тяжелые бытовые условия,
крайне долгая дорога несколькими видами
транспорта, а Вертинский был уже немолод, и это
тоже создавало ему проблемы.
Конечно, артист не нуждался, по-своему был
востребован. В 50-х гг. он снимался в кино:
«3аговор обреченных», «Великий воин Албании
Скандербег», «Анна на шее».
В 1951 г. он получил государственную премию.
Но общение с Родиной всё же, оказалось совсем
не таким, как представлялось в эмиграции.
И потихоньку, еще при жизни, Вертинский стал
превращаться в «уходящую натуру»...незадолго
до своей смерти, в 1957 году, предсказав:
«Через 30-40 лет меня вытащат из подвалов
забвения и начнут во мне копаться...».
Киев, Владимировская, 43
А в Киеве последний раз он был в 45-м.
И в письме написал жене:
"...Если Москва была возвращением на
Родину, то Киев - это возвращение в отчий дом…
Как бы я хотел жить и умереть здесь.
Только здесь!.." Уже после его смерти Лидия
нашла стихотворение:
"...Киев - родина нежная,
звучавшая мне во сне,
Юность моя мятежная,
наконец ты вернулась мне!
Я готов целовать твои улицы,
прижиматься к твоим площадям.
Я уже постарел, ссутулился,
потерял уже счет годам.
А твои каштаны дремучие,
паникадила Весны,
Все цветут, как и прежде, могучие,
берегут мои детские сны…
Здесь тогда торговали мороженым,
а налево была каланча...
Пожалей меня, Господи Боже мой,
догорает моя свеча..."
За 14 лет жизни в СССР Вертинский написал
всего чуть более двадцати стихов. Гражданин
мира, живший в Старом и Новом свете, только
о единственном городе мог сказать:
«Киев - Родина нежная, звучавшая мне во сне».
Умер Александр Вертинский 21 мая 1957 г.
в ленинградской гостинице «Астория»
в возрасте 68-ми лет. Похоронили его в Москве,
на Новодевичьем кладбище.
***
На сайте «Барды.ru» опубликовано много
стихов Александра Вертинского Здесь ссылка
Александр Вертинский «Прощальный ужин»
Неизвестная муза Вертинского.
Предположительно, эта песня, написанная
в 1939 году в Циндао, посвящена примадонне
оперетты начала 20-го века Екатерине Орловской.
После последнего предложения ей руки и сердца,
в котором он предупредил , что если она опять
откажет ему, он все-равно женится.
И спустя пару лет, в 1942 году, Вертинский
женился на Лидии Владимировне Циргваве -
актрисе и художнице, которая была моложе его
на 34 года... Этот брак дал советскому
киноискусству двух прекрасных актрис -
Анастасию и Марианну Вертинских.
(Автор ролика Ева Ахтаева)
"...Печальные, с бездонными глазами,
Горевшие непонятой мечтой,
Беспечные, как ветер над полями,
Пленявшие капризной красотой…
О, сколько их прошло передо мной!
О, сколько их искало между нами
Поэзии и страсти неземной!
И каждая томилась и ждала
Красивых мук, невысказанной неги.
И каждая безгрешно отдала
Своей весны зеленые побеги…
О, ландыши, грустящие о снеге,-
О, женщины! У вас душа светла
И горестна, как музыка элегий…"
Александр Вертинский
С благодарностью к автору...
Запись и оформление Люарде |
|
|
|
|