-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лари-67

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.09.2010
Записей: 193
Комментариев: 62
Написано: 598


Георгиевский собор в Юрьев Польском

Понедельник, 26 Августа 2013 г. 22:53 + в цитатник
В новопостроенной Юрием Долгоруким крепости была сооружена в 1152 году белокаменная церковь Георгия. Судя по тому, что известные нам храмы этой поры — Георгия во Владимире, Бориса и Глеба в Кидекше, Спаса в Переславле-Залесском — довольно единообразны по своему типу, можно не сомневаться, что и первоначальная церковь Георгия в Юрьеве была таким же небольшим четырехстолпным одноглавым храмом — очень простым и суровым по внешнему облику.
Сын Всеволода III Святослав, став владетелем Юрьева и его края, разрушил в 1230 году постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 году была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». Также был украшен резным камнем Троицкий придел собора. Этот храм славился своей красотой и у людей последующего, XIV столетия.
P1010133 (700x393, 153Kb)
В 1445 году храм обрушился. Для восстановления храма, сыгравшего столь важную роль в начальной истории строительства Москвы.
1462 г. - впервые в летописи упоминается имя купца и зодчего Василия Дмитриевича Ермолина (даты рождения и смерти неизвестны), который восстанавливал в Юрьев-Польском разрушенный Георгиевский собор.
В 1471 г. в Ермолинской летописи появилась запись следующего содержания: "Во граде Юрьеве в Польском бывала церковь камена святый Георгий... а резана на камени вси, и развалилася вси до земли; повелением князя великого, Василий Дмитриев ту церкви собрал вся изнова и поставил, как и прежде". Речь здесь идёт о восстановлении Георгиевского собора Василием Дмитриевичем Ермолиным.
Ермолин «собрал изнова» Георгиевский собор и его придел и якобы «поставил как и прежде».
Из-за нехватки материала, добывать который в округе Юрьева-Польского было негде, Ермолину пришлось использовать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, не раскололись, но восстановить картины, которые были изначально выложены владимиро-суздальскими мастерами, не представлялось возможным. На сохранившемся южном фасаде собора картины можно увидеть в первоначальном виде, на северном же многие каменные блоки сложены в произвольном порядке, словно рассыпанная мозаика, хотя некоторые части картин Ермолину удалось подогнать друг к другу. Внутренняя композиция собора сохранилась, хотя здание стало ниже.
Он очень невелик: в плане он сохранил размеры первоначальной постройки 1152 года. К боковым фасадам, как и в Суздальском соборе, примыкают притворы, перекрытые сводом с килевидной закомарой на фасаде и с плоскими угловыми лопатками. Как и в Суздальском соборе, западный притвор был больше и выше боковых: он также имел второй этаж, где находилось на богослужении княжеское семейство (как попадали сюда, пока не выяснено).
В 1250 г. при Георгиевском соборе построен Троицкий придел-усыпальница, где вскоре нашли своё упокоение юрьевские князья Святослав и Дмитрий.
В углу меж северной стеной храма и восточной стеной северного притвора был небольшой храмик — Троицкий придел, усыпальница юрьевских князей. Здесь, в наружной северной стене храма, теперь виден аркосолий, где в 1252 году погребли строителя здания — князя Святослава; а в восточной стене притвора есть заложенная дверь, вводившая из притвора в княжескую «гробницу». Как показали раскопки, усыпальница была маленькой одноапсидной часовней с крошечным (1,80×3,50 м) внутренним помещением. Таким образом, композиция здания в целом была асимметричной.
Интерьер собора столь же необычен. При своей небольшой площади храм очень просторен. Его квадратные без закрестий столбы расставлены широко, стены не имеют лопаток. Ощущение расчлененности пространства исчезает, оно приобретает почти «зальный» характер.
Это впечатление усиливается отсутствием хор. В западной стене храма сохранился арочный проем, выходивший во второй этаж притвора; его помещение и заменяло хоры для княжеской семьи. С пространством храма сливалось помещение алтаря, отделенное невысокой алтарной преградой с резным деисусом, и открытые притворы, увеличивающие его площадь; их низкие помещения контрастируют со свободой и высотой самого храма. Восстанавливавший собор Ермолин сделал под барабаном главы ступенчато-повышенные подпружные арки; подобная система, связанная с ярусным верхом здания, была известна русскому зодчеству уже в начале XIII века, и возможно, что Ермолин повторил здесь первоначальную конструкцию. Она усиливала центричность, высоту и свободу интерьера. В восточной стене северного притвора уцелел собранный Ермолиным белокаменный портал входа в усыпальницу. Его сочный профиль поражает своим почти готическим характером. Два яруса высоких окон заливали храм обильным светом, он был лишен сумрачности и строгости, характерных для храмов XII века, например церкви в Кидекше.
P1010134 (700x393, 143Kb)
В 1887 г. особая комиссия, образованная по ходатайству Императорской Археологической комиссии при Императорской академии художеств, признала необходимым сделать тщательный осмотр состояния Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Заниматься этим было поручено академику В. В. Суслову. По результатам деятельности комиссии составлен проект реставрации собора.
В 1903 г. Юрьев-Польский посетил всемирно известный художник Н. К. Рерих. Здесь он написал 4 этюда с видами Георгиевского собора.
В 1907 г. состоялись выборы в III Государственную Думу. Одним из депутатов от Владимирской губернии избран настоятель юрьевского Георгиевского собора священник Александр Знаменский.
В 1909 г. русский архитектор и реставратор Константин Константинович Романов, обследуя убранство Георгиевского собора, первым высказал предположение о том, что в древности собор представлял собой единое "иконографическое целое". Он заметил, что разрозненные фигуры представляют собой части некогда единой композиции. Он же первым "собрал" одну из таких композиций "Преображение", в которую вошли семь разных корней, разбросанных по южному фасаду собора.
В 1923 г. начался снос теплого собора, пристроенного ранее к древнему Георгиевскому собору.
В 1924 г. начался снос колокольни, пристроенной ранее к древнему Георгиевскому собору.
24 ноября 1924 г. Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками.
В 1989 г. мощи юрьевского князя Святослава Всеволодовича были перенесены из Георгиевского собора в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
P1010139 (700x393, 165Kb)

Серия сообщений "Юрьев-Польский":
Часть 1 - Юрьев-Польский. Михайло-Архангельский монастырь(14 фото)
Часть 2 - Георгиевский собор в Юрьев Польском
Часть 3 - Юрьев-Польский (8 фото)


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку