-Цитатник

Она сидела на полу... - (0)

Она сидела на полу... http://content.foto.mail.ru/mail/radmila10/_blogs/i-13255.jpg Она сидел...

Ваш подарок на Новый Год - (0)

Ваш подарок на Новый Год Выберите подарок, нажмите "Забрать свой подарок", а затем &...

Нюша (Nyusha) - Выбирать чудо - (0)

Нюша (Nyusha) - Выбирать чудо [more=+ 7 видеоклипов >>>]В альбоме 10 + 8 бонус-треков, из которых...

38 Асан к Успеху. Йога в домашних условиях-легко! - (1)

38 Асан к Успеху. Йога в домашних условиях-легко! Я не хотела бы загружать вас информацией о й...

Закусочные «сигареллы» из лаваша - (4)

Закусочные «сигареллы» из лаваша Предлагаю вашему вниманию хрустящие рулетики, которые нравятся...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в К-Арина

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.09.2010
Записей: 156
Комментариев: 116
Написано: 351


Прочтите жизнь на кончике пуантов...

Четверг, 23 Сентября 2010 г. 17:38 + в цитатник
Цитата сообщения IRIS Прочтите жизнь на кончике пуантов...





Красивые атласные туфельки с жестким носком, без каблука, на ленточках. Когда видишь, на балерине пуанты, кажется, что она в них родилась. Но поначалу не существовало ни обуви, ни слова «пуанты», а был лишь французский термин — танцевать sur les pointes, что значит — танцевать на кончиках пальцев. 

Однако это вовсе не значит, что танцовщицы в XVIII веке выходили на сцену босыми. Покрой балетной обуви напрямую зависел от модных тенденций времени. Например, создатель французского балета Людовик XIV танцевал в туфлях с пряжками на высоких каблуках. Похожие туфли он и его придворные носили и в жизни.

Людовик XIV в костюме Аполлона. 

 

Первоначально изобретенные, чтобы прочно удерживать ноги в стременах, каблуки стали чрезвычайно модными, прибавляя роста и величия мужчинам и женщинам высшего сословия. Чтобы поддержать ногу и избежать ломки обуви под весом владельца, кожаные подошвы ее были довольно жесткими и покрывали весь след ступни. Обувь изобретательно украшалась, независимо от того, использовалась ли она в балетах, которые танцевали аристократы (а иногда и сам король) или нет. 


А когда страсть ко всему античному, то есть греко-римскому, достигла во французском обществе апогея, балерины и танцовщики, подчиняясь общей моде, надели сандалии. Их делали из плотной кожи по форме ступни, а затем к подошве крепились ремешки, которые должны были держать обувь на ноге.


Изучая сохранившиеся литографии, балетоведы оспаривают точную дату поднятия балерины на пуанты, но очевидно одно: история использования такой обуви начинается с эпохи романтического балета, то есть с первой трети XIX века. В этот момент жена Наполеона Жозефина ввела моду на балетки — шелковые тапочки на ленточках. По преданию, в эти самые балетки легендарная балерина Мария Тальони подложила жесткие прокладки для пальцев и встала на носки без помощи партнера.

 

Считается, что впервые пуанты — туфли с жесткой пробковой прокладкой — надела великая француженка Мария Тальони в 1830 году, когда танцевала балет «Зефир и Флора».

Мария Тальони в балете "Зефир и Флора" Шарля Луи Дидло. 

 

Чтобы «танцевать на пуантах» в обычных туфлях балерины и танцовщики учились апломбу, то есть умению удерживать равновесие в разных позах, стоя на кончике пальца по два-три такта. Разумеется, этим искусством овладевали много лет, и мышцы пальцев балерин становились будто стальными. Известен случай, когда грабитель, совершивший нападение на Марию Тальони, получил такой удар кончиком ее пальца, что скончался на месте. В балетоманских кругах есть и другие истории о силе удара балетной ножки.

Николай Гришко, компания которого производит пуанты в России, говорит: «Более сложной в технологическом плане обуви, чем пуанты, нет: тут 44 детали, свыше 50 операций, длительный период сушки. И сделать это можно только руками». 

 

 

Сегодня технология изготовления пуантов приближается к фабричной, хотя ручной труд продолжает составлять в ней 90 процентов.  Японцы, которые любят балет особенно трепетно, придумали много штучек для облегчения трудов балерины на «пальцах», так артистки называют пуанты на своем жаргоне.  

Однако внешний вид балетных туфель совсем не изменился. Поэтому, когда смотришь на балерин с их пуантами, кажется, что время остановилось. 

Берестяные пуанты для участников проекта «Короли Танца» 


 


Балетные туфли гораздо прочнее, чем они выглядят. Тем не менее достаточно несколько десятков туров на пуантах, чтобы разорвать их атласную оболочку. И это поисходит тем быстрее, чем более шероховата поверхность сцены. Администрация Гранд-Опера обеспечивает каждую прима-балерину парой новых туфель на каждый акт балета. И это не так много. К концу каждого действия туфли солистки годятся только в мусорный ящик, хотя, подштопав, их можно затем использовать на занятиях в студии. 

\ Иветт Шовире, «Я – балерина» («Искусство», 1977г.) \ 


*Танцевальные башмачки с давних времен составляли предмет особого культа ценителей хореографии. Наиболее ревностные из них составляли коллекцию балетных башмачков, принадлежавших знаменитым балеринам. В Париже в семидесятых годах XIX века был известен коллекционер балетных башмачков смотритель Большой Оперы г.Лоренодес де Раффрен. В его оригинальном собрании хранились башмаки первоклассных артисток, танцевавших на сцене Парижской Оперы, начиная с Тальони вплоть до Марии Петипа. У некоторых коллекционеров в Петербурге хранятся, как реликвии, башмачки Тальони, Эльслер, Гризи и других звезд балета.
Поклонение балетному башмачку вошло в нравы постоянных посетителей балета. Из башмачков балерин пили шампанское; башмачки воспроизводились в натуральную величину в золоте и серебре, в виде настольных украшений.



С изменением костюма изменился и характер танцев. Времена тяжелых, придворных костюмов допускали развитие танца только в горизонтальной плоскости. Короткий же костюм, освободив и обнажив ногу выше колен, допустил возможность производить движения и в вертикальном положении. Прежние танцы, исключительно земные, terre à terre, сменились танцами элевации и полета. Таким образом, создалась техника классического танца, постепенно усложнявшаяся в некоторых тонкостях. По мере его развития создавались и разнообразные виртуозные завитки и украшения, выработавшие так называемую колоратуру классического танца.
Технике времен Тальони, легкой и несложной, имевшей сферу своего приложения скорее на воздухе, чем на земле, соответствовала и балетная обувь. Башмачок Тальони (таких хранится немало у балетоманов-коллекционеров) сделан из очень легкой розовой шелковой материи, закрепленной двумя поперечными ленточками. Подошва гибкая – тончайший лепесток кожи. Носок башмачка так же мягок, как его стан. Одного взгляда на такой легкий как перышко, башмачок достаточно, чтобы определить характер танцев эпохи. Очевидно, что в таком башмачке нельзя было делать бесконечное число пируэтов или пиццикато на носках - пуантах через всю сцену или других технически сложных украшений. Но зато в такой обуви легко было «летать» по сцене, можно было делать воздушные легкие прыжки.

 

Танцевальная пара Мария Тальони и A. Гуэрра. 


Не подлежит сомнению, что в эпоху Тальони не были еще известны акробатические фокусы балерин XIX века. В ее исполнении не было признаков виртуозной техники. Она без всяких видимых усилий порхала, подобно беззаботной бабочке. Сохранившиеся ее башмачки наглядно показывают, что в такой обуви невозможно скакать и вертеться на пуантах, то есть исполнять излюбленные в наше время хореографические темпы.

С развитием техники башмачок, как орудие танца, был в значительной степени изменен. Того требовала виртуозность итальянского terre à terre, а балерин итальянок не мог удовлетворить тот легкий розовый шелк, из которого был сделан башмачок легкокрылой Тальони, летавшей по сцене в романтических балетных грезах. И для «стальных носков» итальянок начали делать башмачки из толстого, как кожа, атласа, почти не нуждавшегося в ленточках для своего поддержания. Завязки же башмачки делались из прочных атласных лент, подшитых для солидности холщевой ленточкой. Носок башмачка твердый, подклеенный; когда танцовщица отбивает носками трели, то он стучит не хуже деревянного. Подошва сделана толстой, с разными насечками, чтобы не очень сильно скользила по полу. Весь башмачок тяжелый, солидный.
Итальянские танцовщицы и не могли иметь другого башмачка, потому что почти весь длинный, в нескольких действиях балет она исполняла на носках. Необходимы были и крепкие солидные ленточки, завязки, чтобы твердо обхватить щиколотку и дать чувствовать опору во время головокружительных поворотных движений. Таков итальянский башмачок.

Французская школа, также достаточно виртуозная, но не впадающая в технические излишества, выработала башмачок более легкого типа, чем итальянский. Его формы более легки, изящны и в значительной мере подходят к итальянскому.*



*В наше время балетные артистки носят французские и итальянские башмачки в зависимости от своей индивидуальности. Поставщиков балетной обуви во всей Европе очень немного. В Милане – Баумгертнер и Николино Ромео, а в Париже - «Crait», снабжавший танцевальной обувью едва ли не всех балерин Европы.

Полученные от мастера розовые башмачки все-таки еще не готовы к применению. Прежде чем обуть ногу, необходимо произвести целый ряд действий: нужно пришить атласные ленточки и «заштопать» носок. Это последнее действие танцовщица не доверяет никому. Она обязательно сама штопает орудие своей профессии. И воздушная Тальони лично простегивала свои башмачки. Стежки делают густо навощенной ниткой. И до настоящего времени любящая искусство артистка сама штопает новые башмачки в день ее участия в балете. По легкому и тонкому стежку на башмачке можно определить, что обувь эта принадлежала ко времени Тальони, грубый же стежок обличал характер позднейшей виртуозной эпохи.

От качества материалов, из которого сделан башмачок, от умело прошитого носка нередко зависит приобретение «стальных носков» и безболезненное на них хождение через всю огромную сцену. Поэтому вполне понятно то внимание, которое оказывает башмачку его обладательница.

Балетный башмачок не раз, и в стихах, и в прозе, был воспет поэтами, поклонниками хореографии. Сочинялись даже отдельные пьесы в честь этого безымянного свидетеля балетного искусства, благодаря которому техника хореографии из года в год делала огромные успехи."
 

\ выдержки из книги  "История танцев" Сергея Худекова \ 


Ножки в пуантах...
Как хороши, как стройны,
Как совершенны.

Сила Атланта,
Трепетность нежной волны
В ваших движеньях.

В воздух взмывая, паря,
Вы словно птицы.
Танцем блаженство дарят...
Ах...чаровницы!

 Людмила Забродова






 

 


Рубрики:  это интересно

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку