Вообще-то, у нас сегодня и завтра
концерты с М.Шостаковичем: 15я симфония Папы, 1й скрипичный концерт Моцарта и увертюра к Вильгельму Теллю.
Сегодня играли в 16.00. Такие концерты случаются раз в десятилетие, а то и реже. Бардак абсолютный. Все соло - замечательно (солистка не в счёт), кроме соло тромбона во второй части. Максим Дмитриевич - личность весьма харизматичная и приятная. Но то впечатление, которое осталось у оркетра, можно сформулировать так (в переводе с немцкого): нерафинированный артист. Ему абсолютно всё пофиг. 15ю симфонию "играет" он в этому году уже 15й раз. У нас было 3 дня репетиций. Играли симфонию насквозь раз 10, один раз все тутти в Моцарте и пару раз Россини. В групе 1х скрипок играть с ним даже приятно, но сольным духовым или литавре ну очень неудобно, потому что "показывает" как-то "не так", не хочу сказать, что через Ж, но образ сей вертится в головое. В итоге орекстр в целом программой недоволен. Вышел даже скандал.
Итак, хронология концерта:
16.01. Выход на сцену оркестра. В зале достаточно свободных мест, тем не менее, для 16.00 Субботы очень неплохо, много маленьких детей в возрасте вплоть до грудного.
16.04. Увертюра. Виолончели: гениально. Ни одной фальшивой ноты. Во время темы "галлопа" в зале раздаётся детский смех. Видимо, Шостакович либо что-то прокряхтел, либо изобразил нечто непотребное, вызвав соответствующую реакцию неподготовленной публики. Умудрился развалить оркестр там, где до этого ещё ни у кого так не получалось. Кое-как доиграли. Всем понравилось (в зале).
Моцарт. На соседнем пульте каким-то загадочным образом оказались ноты без штрихов. Соседка сообщает мне об этом шёпотом. Я ей шёпотом ответил: "два раза вниз". Увуерен, этот анекдот уже вощёл в историю. После каденции во второй части дирижёр поблагодарил солистку вслух. Все обалдели, но играли, как ни в чём ни бывало.
Антракт.
Симфония.
На ней начался полный пиздец. Вообще-то, она совершенно несложная. Ни технически, ни музыкально. В ней всё лежит на поверхности. Но западно-немецкому оркестранту (при том, что в составе оркестра на этой неделе 10 человек говорили по-русски с рождения) некоторых "типично советских вещей" в музыке Шостаковича в жизни не понять. Симфония Шостаковича сыграная по-немецки - зрелище грустное. Некоторые дети в зале, то тут, то там, начинают реветь. Из-за одного такого буйного, точнее, из-за его (немецкой) мамаши, Шостаковичу пришлось остановить 4ю часть. Он и до этого как-то обращался к детям, стремясь призвать их к спокойствию, но такого себе никто представить не мог. Хотя, я, например, не начал бы вообще играть, пока в зале не устроили тишину... Пока эта дура пробиралась через несколько сектроов (а выйти можно через каждые 10-15 метров), прошло минуты 2-3. Оркестр ждал. Шостакович ждал. Публика в зале ждала. А эта дура медленно пёрлась через весь зал.
Вот такой скандальный вышел концерт. План "семейный концерт с серьёзной программой" провалился. Благо, завтра играем в 20.00. По радио 25.11. в 20.04, 92,4 УКВ.