Пьетро Перуджино. Мария Магдалина
Мария Магдалина, первая удостоившаяся
видеть Воскресшего Иисуса, явно выделяется
из числа тех семи женщин-мироносиц, что
пришли ночью ко гробу. Не оставляет сомнений
и то, что в те времена она была знакома всем,
кто так или иначе соприкасался с историей
Христа как свидетель и очевидец.
Поэтому, в отличие от других женщин, у нее нет
расширения – кто она и чья: сестра, жена,
родственница.
Героиня евангельской истории Мария Магдалина
культовое имя и легенда, вдохновлявшая и
вдохновляющая многих художников, писателей
и поэтов на шедевры.
Это имя стало больше, чем имя женщины.
Магдалина встала в один ряд с ветхозаветной
Евой и новозаветной Богородицей, как ни
кощунственно это звучит.
Это имя обросло уже не только интерпретациями,
рассказами и житием, но и личностным
восприятием образа Марии Магдалины
художниками, писателями и поэтами, который
домысливается и переосмысливается через
собственную жизнь и собственную историю,
давая образу свой голос и свой тон.
Три стихотворения любимых поэтов, которые
представляю, посвящены этой женщине-
мироносице. Они только чуть касаются
исторических событий, уходя в глубину
подсознания,в отношения мужчины и женщины,
в метафизику. У Рильке – больше с эротическим
оттенком, у Цветаевой – с духовным, у
Пастернака – с прозрением будущего. Вызов
Цветаевой и ответ на него Пастернака, дуэль и
диалог одновременно.
При этом невозможно обойти стороной того, кто
увидел эту связку – Иосифа Бродского. Он,
преклоняясь перед Цветаевой прежде всего,
увидел перекличку трех гениальных поэтов,
проанализировав стихотворения Рильке,
Цветаевой и Пастернака в докладе 1992 года
к столетнему юбилею Марины Ивановны.
Четыре гениальных поэта связала Мария
Магдалина, ставшая воплощением женского
начала в мужчине и идеалом женщин, у
которых путь к Богу долгий, трудный, далеко не
однозначный и не безоблачный. Не святая, а
земная и грешная, страстная и любящая. Только
такая смогла почувствовать боль Иисуса и Его
Божественность. Такая она трогает художников
и поэтов, такая она близка нам.
А.Иванов. Явление Христа Марии Магдалине
Р.M. Рильке ПИЕТÁ («Скорбящей»)
Твои ль это стопы, Исус, твои ли?
И все же, о Исус, как я их знаю:
не я ль их обмывала, вся в слезах.
Как в терн забившаяся дичь лесная,
они в моих белели волосах.
Их до сих пор ни разу не любили.
Я в ночь любви их вижу в первый раз.
С тобой мы ложа так и не делили.
И вот сижу и не смыкаю глаз.
О, эти раны на руках Исуса!
Возлюбленный, то не мои укусы.
И сердце настежь всем отворено,
но мне в него войти не суждено.
Ты так устал, и твой усталый рот
не тянется к моим устам скорбящим.
Когда мы наш с тобою час обрящем?
Уже — ты слышишь? —
смертный час нам бьет.
1907г. (Перевод К. Богатырева)
М. Цветаева. Магдалина
3
О путях твоих пытать не буду,
Милая! — ведь всё сбылось.
Я был бос, а ты меня обула
Ливнями волос —
И — слез.
Не спрошу тебя, какой ценою
Эти куплены масла.
Я был наг, а ты меня волною
Тела — как стеною
Обнесла.
Наготу твою перстами трону
Тише вод и ниже трав...
Я был прям, а ты меня наклону
Нежности наставила, припав.
В волосах своих мне яму вырой,
Спеленай меня без льна.
— Мироносица! К чему мне миро?
Ты меня омыла
Как волна.
31 августа 1923
Б. Пастернак. Магдалина
2
У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.
Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.
Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.
Будущее вижу так подробно,
Словно ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.
Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.
Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.
Брошусь нá землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.
Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?
Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.
1949 г.
Бродский читает Пастернака
Галина_Цускарь |
|
|
|
|
|