Кино для младенцев: осторожно,развитие! |
Современные технологии решительно перешагнули порог детской комнаты. Начало века оправдало самые смелые ожидания - с каждым годом опускаются нормативы возрастных требований к различным умениям и навыкам. Это способствует тому, что родители едва успев родить ребенка уже серьезно озабочены тем, как развивать малыша и сможет ли он стать полноправным членом современного общества. Этими проблемами озабочены и производители обучающих методик и технологий.
За последние годы было выпущено значительное количество развивающих компьютерных и DVD-программ для самых маленьких. Нижняя возрастная планка опустилась до рекордной отметки – фильмы маркированы отметкой «0+» - то есть, рекомендованы для развития детей с момента рождения. Пионерами данных педагогических инноваций стали американцы, создавшие серии видеофильмов для самых маленьких. Примером успеха здесь может служить компания "Бэби Эйнштейн", которая выпускает видеозаписи, компакт-диски, книги, игрушки, рассчитанные на самых маленьких. Доход от этой продукции в 2002 году составил $170 млн. Не прошло и нескольких лет, как отечественные производители создали аналогичный бизнес и выпустили российский вариант данного продукта. Нижняя возрастная планка опустилась до 3-х месяцев, то есть видеофильмы рекомендованы для развития детей уже младенческого возраста. Эти фильмы пользуются большой популярностью среди родителей, о чём свидетельствует их высокий рейтинг продаж и активная дискуссия на сайте.
Как же отражается столь раннее потребление видеопродукции на физическом и психическом здоровье младенцев? Для начала давайте посмотрим, как относятся сами американцы к видеопродукции для детей младенческого и раннего возраста.
Американская Академия Педиатрии (The American Academy of Pediatrics) рекомендует полностью запретить просмотр ТВ детям не достигшим двухлетнего возраста. Детям в возрасте 3-5 лет разрешается смотреть "высококачественные детские передачи" не более 30 минут в день (Информация фонда Kaiser Family Foundation). Вместе с тем, по данным Семейного фонда Кайзера, 59% маленьких американцев (не старше двух лет) проводят ежесуточно перед телевизором в среднем 1 час 22 минуты. Организация под названием "Компания за детство, свободное от телерекламы" призывает родителей бойкотировать младенческие видео и теле - проекты. Представитель этой общественной организации, психиатр из Гарвардского университета Сюзан Линн подчеркивает, что «младенцы развиваются, общаясь с родителями, а не с телевизором, пусть даже с его экрана льется самая прекрасная музыка». Согласно ее мнению, телевизор, в конечном счете просто заменяет "пустышку". Ведь, как подчеркивает целый ряд специалистов, нет никаких научных свидетельств того, что телевидение имеет образовательную ценность для совсем маленьких. Различные телешоу, в название которых входит слово "бэби", вполне могут оказаться "мягким способом приучения человека к вредной и опасной привычке в необычайно раннем возрасте". Так что мнение американских специалистов по поводу кино для младенцев далеко не однозначно.
И, конечно же, ни один дипломированный педиатр, педагог или психолог ни в одной стране не может рекомендовать просмотр видеопродукции детям младенческого возраста. Мнение физиологов по этому поводу абсолютно однозначно: категорический запрет демонстрации ТВ-продукции и видеофильмов детям до 3-х летнего возраста (Всемирная Организация здравоохранения)
Согласно основополагающим теориям детского развития, полноценное живое общение с близким взрослым и реальный сенсорный опыт в освоении окружающего мира - вот главные линии развития маленького ребенка. В раннем детстве непосредственное участие реального взрослого и его эмоциональная включённость в общую жизнь с ребёнком является необходимым условием всякого познавательного процесса и развития личности в целом. Основная задача младенческого возраста – установить полноценный психологический контакт со своим непосредственным окружением. Согласитесь, что выполнить эту задачу при помощи экрана невозможно.
В мировой психологии есть общепризнанные законы развития детского мышления, восприятия, памяти, с которыми авторы фильмов для младенцев очевидно не знакомы, т.к. их фильмы сделаны не на основе, а вопреки этим законам. Для первичного сенсорного развития малышу необходим реальный, а не виртуальный опыт. Мир должен быть сначала понят сенсорно, руками, по-настоящему. Образ предмета или явления должен быть выстроен самостоятельно, в собственном опыте. Только тогда это будет настоящий мир, а не виртуальный с рождения. Пассивное постижение виртуального пространства ведет к искажению не только восприятия и мышления, но собственного бытия человека. Малышу нужен его собственный, а не «чей-то» опыт. Младенец чувствителен к воздействиям именно взрослого, а не вымышленного персонажа или другого ребенка. Авторитет персонажа или мягкой игрушки повышается ближе к 3 годам. Рассматривая натуральный объект, предмет, картинку ребенок свободен – он может смотреть, может отвернуться, приблизиться или удалиться, спросить, исправить. С ТВ картинкой дело обстоит иначе - она притягивает и не дает отвести глаз, навязывает свое мнение и лишает радости сделать открытие самому.
Почему же эта продукция пользуется такой популярностью? Главный аргумент в пользу таких видеофильмов заключается в том, что дети охотно их смотрят и готовы долго сидеть у экрана. Многие родители с восторгом утверждают: «мой ребенок с удовольствием смотрит эти фильмы». Это действительно так: ребенок целиком поглощен фильмом, он как бы прилипает к экрану и не может от него оторваться. Однако из этого не следует, что такой просмотр развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот. Фильмы для малышей сделаны на основе так называемых «трансовых» эпизодов - кадров, где использованы сюжеты созерцательного характера. Эти эпизоды сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия - мелькание сюжетов завораживает. Это сродни наблюдению за серией рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент - младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком - эффект воздействия был сходным.
Самое опасное то, что для многих родителей эти «развивающие фильмы» дают свободу от ответственности за малыша, хотя бы на 20 минут. «Ребенок 20 минут занят, и – хорошо». Это один из наиболее удачных рекламных ходов компании. Родители, даже самые любящие, мечтают о минутной передышке от забот. Развивающий фильм подходит как нельзя кстати. Фильм даёт «20 минут тишины и покоя» - так звучат 80% отзывов родителей (и это подтверждает мысль о рекламном ходе), поэтому они с радостью приобретают следующие серии. При желании, это время покоя можно приумножить до 40 минут, а то и целых двух часов. Только вопрос - сколько будет стоить такой покой? Дети, с младенчества привыкшие к подобным гиперстимуляциям, требуют все большего потока стимулов. Они быстро привыкают к такой искусственной стимуляции и уже не могут жить без неё. Без «видиков» они уже не могут ни есть, ни спать, ни играть. Они кричат, закатывают истерики, требуют ещё и ещё фильмов. примитивная и ненасыщаемая потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу всё богатство мира. Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность. В случае дефицита стимуляции, в более старшем возрасте детям становится необходимой искусственная стимуляция (синдром «псевдогениальности», либо алкоголь, наркотики и т.п). Редкая мама, получая диагноз «гиперактивность», или «задержка речевого развития», сопоставляет это с тем, что с момента рождения ребенка в доме не выключается телевизор, либо дома были в ходу вперемешку новомодные методики «обучения с пеленок».
Развивающие фильмы для младенцев – это типичный перенос взрослых проблем в детскую жизнь. Взрослый, который круглосуточно находится в состоянии цейтнота и боязни не «успеть сделать что-то важное», транслирует это состояние ребенку - «торопись учиться, а то будешь неудачником». В итоге, наши дети с момента рождения все время чему-то учатся, чтобы когда-то потом стать «успешными». Вместо полноценной жизни «здесь и сейчас» мы все находимся в состоянии «неуспеха там и тогда». Дети все время чему-то учатся, вместо того, чтобы просто жить и радоваться жизни. Это становится позицией, образом жизни, который, по сути, и на самом деле не является жизнью.
Нарушение нормального общения детей и родителей это результат не только отсутствия времени, но прежде всего разрыва между поколениями. Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов.
Сажая малыша перед экраном, и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребёнка. Этот основной закон, открытый хорошо известен всем психологам уже со студенческой скамьи. Однако, в контексте данной проблемы он получает новое звучание и новое, увы, печальное подтверждение. Суть этого закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а в его общении со взрослым. При этом взрослый не навязывает ребёнку какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребёнка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно; можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей ребёнок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, начинают входить во внутренний мир ребёнка, наполнять его.
Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребёнок в раннем возрасте лишён полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура, остаётся закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребёнка – пустым. Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребёнка и детских домов.
Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что детей, лишённых семьи, отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в отсутствии интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее и пр. Но если 10-15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей, и в особенности на детей высоко обеспеченных родителей.В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни – недостатка полноценного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав) то в другом, напротив, следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления как можно раньше обеспечить ребёнка всеми техническими средствами. В обоих случаях потребности ребёнка отодвигаются на задний план, а передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на психологию ребёнка, как и полное его игнорирование. Cказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и видеофильмы жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.
Компьютерные игры и развивающие видеофильмы можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.
В федеральном законе “О молодежи” в разделе 3 “Гарантии основных гражданских прав молодежи” есть статья, непосредственно относящаяся к обсуждаемой проблеме.
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что распространение видеофильмов и отсутствие экспертизы на видео продукцию для детей является прямым нарушением основного закона
Рубрики: | Дети |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |