Знаменитый писатель
, автор романа
«Луна и грош» был еще и неистовым коллекционером. Ренуар
,Гоген
, Тулуз-Лотрек
, Матисс, Боннар
, Пикассо
, Леже — великолепная коллекция работ была собрана Моэмом
«исключительно для собственного удовольствия» и украшала роскошную виллу на Французской Ривьере. Знакомимся с картинами и узнаем истории об их приобретении
, знакомстве с художниками из книги
, которую с ходу не найдешь в русском переводе в сети.
Сомерсет Моэм был педантом в своем литературном труде: ежедневно — работа с девяти утра до часу дня, непременные 1 500 слов. Но он совершенно преображался, когда дело касалось его страстного увлечения: Моэм терял покой, пока не становился обладателем запавшей в душу картины.
Сомерсет Моэм в своем кабинете на Вилле «Мавританка»
«На свете только две вещи оправдывают человеческое существование — любовь и искусство».
Сомерсет Моэм
В собрании Моэма были картины импрессионистов,постимпрессионистов и модернистов. С 1900-х годов писатель вращался в артистическом бомонде Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Он был знаком с Матиссом, Леже и О’Коннором и искренне интересовался внутренним миром художников. Ну, а мы до сих пор мы воспринимаем Поля Гогена глазами автора романа «Луна и грош»
Сомерсет Моэм написал 21 роман, более ста рассказов и десятки пьес. Материал для своих работ он собирал повсюду. Писатель объездил почти весь мир — Европа, Америка, Азия, Дальний Восток и острова Тихого Океана. Он был медиком и работал в британской разведке. Со шпионской миссией Моэм посещал Россию во время Февральской революции и должен был помочь главе Временного правительства — А. Керенскому. Правительство Британии пыталось помешать большевикам прийти к власти и сохранить Россию в качестве союзника в войне. Но эта миссия оказалась невыполнима.
Фото: С. Моэм направляется из Отеля Дорчестер в Букингемский дворец,14 июля 1954 год
«Опасно пускать публику за кулисы. Люди легко разочаровываются и затем злятся на вас за то, что вы лишили их иллюзии,
которую они любили» — Моэм
Э. МакЭвой «Сомерсет Моэм»
В 1962 году в издательстве Хайнеманна выходят отрывки из книги Моэма под названием «Исключительно для собственного удовольствия», где писатель рассказывает о своей коллекции картин.
В этом же году 10 апреля на аукционе«Сотби» в присутствии 2500 человек продаются 35 картин из коллекции Моэма на общую сумму 524 тысячи фунтов стерлингов.
С. Моэм «Исключительно для собственного удовольствия», 1962 год
В 1917 году Сомерсет отправился в первое из многих путешествий на острова Тихого Океана и Дальний Восток,и написал одно из своих лучших произведений — роман, посвященный жизни Поля Гогена — «Луна и Грош».
«Самое интересное в искусстве — личность художника, и если она оригинальна, то я готов простить ему тысячи ошибок».
Сомерсет Моэм «Луна и грош»
«Я уже давно раздумывал над тем, чтобы написать роман, основанный на жизни Поля Гогена,и я отправился на Таити в надежде найти людей, знавших его, и побудить их дать мне какую-либо полезную информацию. На тот момент я узнал, что где-то в зарослях находится хижина,в которой, будучи больным, Гоген провел некоторое время и когда начал выздоравливать,разрисовал ее».
Моэм разыскал хижину и обнаружил там три двери, расписанные Гогеном. Две из них были непоправимо испорчены,а третью он купил у владельца дома за 200 франков. Правда, вечером к Моэму приехал еще один человек и сказал, что дверь наполовину принадлежит ему и попросил еще 200 франков. Как пишет писатель«Я с удовольствием дал ему деньги» и увез драгоценный груз в Нью-Йорк,а затем во Францию.
Работа Гогена — «лишь слегка очерчена,всего лишь набросок,но очаровательный. Она находится в моем кабинете».
П. Гоген «Ева с яблоком»
«Я познакомился в Матиссом. Он был прикован к кровати. Он лежал на большой старомодной двуспальной медной кровати, с большими латунными ручками в четырех углах — в таких кроватях лет пятьдесят назад спали муж с женой, эти ложи были знаком респектабельности и доказательством прелести супружеской жизни. Матисс любил, когда я к нему приходил, он мог у меня спросить, как идут дела в часовне в Вансе, для которой он разработал дизайн, и каждый раз, когда я уходил, он просил меня зайти в Ванс снова и рассказать ему точно, что делали рабочие».
«…В один из моих визитов, после приветствия, он сказал: „Посмотрите,что я сделал сегодня утром!“. Он нанял модель и на листах бумаги размером девять на двенадцать сделал рисунки ее головы. Он приколол листы на стене рядами один над другим напротив своей кровати. Я не считал, но, думаю, их было по крайней мере сорок. Это был удивительный подвиг для старика,лежащего в постели… Я похвалил его,и он был доволен моей похвалой. „Но вы должны смотреть на них и смотреть, и только тогда вы будете видеть их силу, глубину мысли в них и их философию“. Я видел только сорок прекрасных рисунков, но я прожил достаточно долго, чтобы понимать — художник склонен видеть в своем произведении намного больше, чем обычный зритель. Я кивнул и прикусил язык».
А. Матисс «Женщина с зонтиком»
«Я купил две картины Матисса. Одна из них известна как „Желтое кресло“. Это одна из самых привлекательных работ,которые он написал. Она производит впечатление, будто счастливое вдохновение позволило ему написать ее в одно утро. Когда я об этом сказал, художник показал мне фотографии последовательного написания картины и рассказал, как три раза соскабливал живопись с холста прежде, чем получить нужный эффект».
Мона Лиза - разочарование Моэма
«Когда мне было восемнадцать лет, я поступил в Больницу Сент-Тома как студент-медик. Я снимал две комнаты, спальню и гостиную, на первом этаже пансионата на Площади Винсента. В то время иллюстрированные еженедельники дарили своим читателям большую цветную репродукцию на Рождество. У меня была одна такая [Дж. Г. Баррабл «Песни из Италии"] и как скромное украшение я повесил ее на стену в своей гостиной.
«Один из моих отпусков я провел в Париже
, где жили два моих брата
,старше меня на несколько лет. Я читал
,перечитывал и снова читал эссе Уолтера Патера о Моне Лизе и первый мой приход в Лувр я взволнованный
,торопясь проходил мимо картин
, пока не подошел к знаменитому портрету Леонардо. Я был горько разочарован. Была ли это та же картина
, о которой Патер писал так красноречиво?
Я провел утро в Лувре. Никто меня не сопровождал. Один молодой человек
,которого я встретил
, сказал мне: «Есть только один художник
, на которого стоит смотреть в Лувре, —
Шарден. Не тратьте своего времени на весь этот хлам
, который они показывают. Вы найдете гораздо больше искусства в Фоли-Бержер.
Я был слишком застенчив
, чтобы сказать эстету
, что
«Молодой Человек с перчаткой» Тициана — красивый портрет
, и картина
«Погребение»
Тициана глубоко меня тронула».
Дж. Гамильтон Баррабл «Песни из Италии»
Отвлечемся ненадолго от созерцания картин из собрания писателя, и обратим внимание на его изысканный портрет. Дружба Моэма с художником Джеральдом Келли длились более 60 лет, с тех пор, как они начали вести «богемную жизнь» в Париже в 1904 году. Портрет Моэма художник написал в 1911 году, когда Сомерсет стал уже довольно известным в Англии драматургом. В тот день Моэм заглянул к своему другу похвастаться обновкой — шикарным цилиндром.
«Прошло время. Я оставил медицину и был бедным автором. Я уехал из Лондона и снял крохотную квартиру в Париже рядом с „Lion de Belfort“. Мой близкий друг Джеральд Келли, — позже он станет Президентом Королевской Академии, — пригласил меня в ресторан, где каждый вечер собирались художники, их жены или любовницы и ужинали за небольшую плату в отдельной комнате, которая за ними сохранялась».
«Самым интересным человеком в этой небольшой группе был ирландец
,угрюмый и раздражительный
, по имени
Родерик О’Коннор. Он провел несколько месяцев в Бретани с Гогеном
, занимаясь живописью
, а я уже очень интересовался этим загадочным и талантливым человеком. Мне хотелось узнать от О’Коннора
, что бы он мог мне рассказать о нем; но
, к сожалению
,он проникся ко мне личной неприязнью
,которую
, не колеблясь
, проявлял…»
Неизвестно, рассказал ли О’Коннор о времени, проведенном с Гогеном, но Моэм сумел расположить к себе художника. Он выразил желание увидеть работы и предложил купить два натюрморта, и тот лишился дара речи: «после минутного колебания с угрюмым выражением лица, он назвал цену, очень скромную, я достал деньги из кармана и ушел с картинами в руках. Много лет спустя я увидел картину О’Коннора в Салоне и купил ее. Ирландец оставил прекрасную поэзию и несколько блестящих пьес. У О’Коннора был талант, хотя и не великого художника, но мне приятно было узнать, что он ценится в Ирландии. Однако, я не уверен, что это было бы приятно ему: напротив, думаю, это привело бы О’Коннора в бешенство».
«По счастливой случайности
, моя пьеса
,которую отклоняли
, была поставлена на сцене Court Theatre и имела успех. За ней последовали другие пьесы
, легкие комедии
, в результате у меня появилось скромное состояние. Я познакомился с
Уилсоном Стэром и мы с ним иногда виделись. Я купил два его пейзажа».
Филипп Уилсон Стэр «Эффект дождя. Корфу»
«Уилсона Стэра при жизни восхваляли, а сейчас его работы неоправданно обесценились. Я был в восторге
от двух моих картин».
«Человек всегда приносит правду в жертву своему тщеславию,комфорту и выгоде. Он живет в притворстве».
Сомерсет Моэм
Не миновала Сомерсета Моэма и скандальная слава. Он был бисексуалом, а Англия была единственной в Европе страной, где в то время преследовали людей нетрадиционной ориентации. Поэтому Моэм уехал из Лондона и жил в Америке и Франции.
«Одно время я развлекался тем, что воображал себя женатым человеком, — напишет Моэм в книге „Подводя итоги“. — Женатым в принципе, а не на какой-то конкретной женщине. В браке меня привлекали условия женатой жизни. Женившись, я обрел бы покой… покой и устоявшуюся и достойную жизнь. Я стремился к свободе и полагал, что обрету ее в браке».
Моэм не скрывал своей слабости даже после брака. В 1917 году он женился на Сайре Уэллкам, у них родилась дочь Лиза. Двенадцать лет супруга делила мужа с его друзьями-мужчинами, пока они не развелись.