В феврале 2010 года в каталоге одного из аукционных домов в Каннах появилась картина «неизвестного автора» с изображением совы на обнаженном дереве на фоне грозового неба. Работа, оцененная в скромные 100 евро (135 долларов), продавалась вместе со старинными вещицами из разнообразных местных поместий. Однако прозорливые парижские дилеры Бертран Талабардон (Bertrand Talabardon) и Бертран Готье (Bertrand Gautier), увидев картину на мониторе, опознали в ней произведение немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich) «Сова на дереве». Небольшой холст размером 25 х 30 см был подарен или продан Фридрихом французскому скульптору Давиду д’Анжеру (David d'Angers) в 1834 году, однако дальнейшая судьба полотна не была известна.
Раззадорив зал, который тут же включился в игру, Талабардон и Готье приобрели картину за 350 тысяч евро (475 тысяч долларов) — с колоссальным превышением эстимейта, однако все равно гораздо дешевле 6,5 миллиона евро (8,5 миллиона долларов), за которые позже ее удалось продать.
Через месяц дилеры получили от аукционного дома уведомление, в котором говорилось, что продажа работы отменена. Неожиданный взлет цены навел аукциониста Жюльена Пишона (Julien Pichon) и продавца работы на мысль о том, что на самом деле произведение гораздо более ценное, а по французскому законодательству продажа может быть отменена при «ошибочной оценке» стоимости предмета. Тогда же, в 2010 году, арт-блоггер Дидье Рикнер (Didier Rykner) выступил с критикой действий продавца во французском издании La Tribune de l'Art, отметив, что дилеры приобрели работу на открытых торгах, взяв на себя большой риск, так как не были до конца уверены в атрибуции произведения, и следовательно претензии, предъявляемые к ним, необоснованны.
На днях онлайн-ресурс Artinfo сообщил, что продавец и дилеры договорились разделить право собственности на работу поровну. «Мой клиент признал заслугу дилеров в определении автора работы и ее стоимости», — заявил юрист продавца Жофруа Готье (Geoffroy Gaultier) в интервью одному из французских изданий. На работу, которая по французскому законодательству подпадает под определение «национальное достояние», наложен тридцатимесячный запрет на экспорт. Произведение приобрел за 6,5 миллиона евро французский коллекционер, однако в течение года Лувр имеет преимущественное право на выкуп работы по той же цене, если, конечно, найдет необходимые для этого средства.
Каспар Давид Фридрих — один из самых крупных мастеров европейского романтизма, создатель романтического пейзажа. Его обширное наследие включает не только живопись маслом, но и рисунки сепией, которые он делал во время своих частых путешествий. Именно пейзажи, исполненные в технике сепии, принесли ему первое признание.
Фридрих изучал искусство рисунка в университете Грейфсвальда, затем занимался в Академии художеств Копенгагена, где сформировался как живописец-пейзажист. С 1798 года он работал в Дрездене, где сблизился с кружком писателей-романтиков — Л. Тиком, Новалисом, Г.Ф. Клейстом —оказавшим значительное влияние на художника. В поисках натуры он много путешествовал по побережью Балтийского моря, в горах Ризенгебирге. «Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал. Но писать маслом Фридрих начал поздно, лишь в 1807 году.
Крест в горах, 1808
Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» ("Тетченский алтарь"; 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). Эта картина принесла Фридриху первых почитателей и первых критиков. Заказал ее художнику владелец замка Тетчен в Чехии, поэтому она получила впоследствии название "Тетченский алтарь". Идея использовать пейзажную композицию в качестве алтарного образа была по тем временам революционной - тем более что пейзаж в начале XIX века считали "низким" жанром живописи. Но, в сущности, Фридрих ни на йоту не отступил от требований иконографии. Крест стоит на вершине горы, символизирующей Голгофу. Он окружен вечнозелеными елями, символизирующими надежды на воскресение и вечную загробную жизнь. Раму для картины сделал Карл Кун по эскизу самого Фридриха. Пшеница и виноград в нижней части рамы напоминают о таинстве евхаристии (причастия), а пальмовые листья, вырезанные в верхней части, означают победу Христа над смертью (пальмовыми ветвями встречал Христа народ Иерусалима).
К изображению креста, полыхающего в закатных лучах среди сухого леса, одиноко возвышающегося на острове Рюген или среди заснеженного пустынного поля, художник будет часто обращаться и в последующее время. Крест придает символическую силу его пейзажам, вызывая ассоциации с национальной историей, идеей искупления и торжества христианской религии, которые волновали Фридриха как романтика.
Крест на берегу Балтийского моря, 1815
Крест и собор в горах, 1812
Интерес к национальной культуре прошлого, ее самобытности проявился в изображении старых заброшенных аббатств, величественных готических соборов, напоминающих о произведениях старых немецких мастеров ("Аббатство в дубовом лесу", 1808—1810, Берлин, Государственные музеи; "Заброшенное аббатство зимой", 1834; "Собор", ок. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей).
Аббатство в дубовом лесу (монастырское кладбище в дубовой роще), 1810
Заброшенное аббатство зимой,1834
Фридрих увлекался архитектурой, занимался реставрацией памятников и поэтому всегда стремился к детальной точности их воспроизведения, делая много зарисовок во время путешествий. Эти возвышающиеся архитектурные постройки, кресты, распятия смотрятся как символы времени, привнося в полотна художника необычность и таинственность.
Руины монастыря Эльдена возле Грейфсвальда, 1825
Зимний пейзаж, 1811
Эту картину Фридрих послал в числе прочих на выставку в Веймаре в конце 1811 года. Она имеет парную работу под тем же названием, на которой изображен хромой юноша, идущий по темному, занесенному снегом лесу. Из нашего "Зимнего пейзажа" можно понять, что целью столь трудного пути было распятие. Юноша добрался до него. И не только добрался - но и получил чудесное исцеление (об этом недвусмысленно говорят отброшенные в сторону костыли). На заднем плане сквозь снежную дымку проступают очертания готического собора, и на сей раз мы видим перед собой не руины, как на многих других картинах Фридриха, но величественное здание, неподвластный времени дом Господень. Церковные шпили мягко освещены розоватым светом зари, который символизирует бесконечную любовь Христа ко всем, прибегающим к Нему, и Божественную любовь, способную развеять любую тьму и согреть в самую сильную стужу.
В бесконечное пространство морского пейзажа, гор, гаваней, лесных чащ или полей Фридрих вводит человеческие фигурки. Они усиливают чувство космичности природы в полотнах, являясь как бы неким микрокосмом в ее необъятном макрокосме.
Монах у моря, 1808 - 1810
Картину "Монах у моря" можно интерпретировать как размышления художника о смысле жизни. Многие исследователи считают, что в виде одинокого монаха Фридрих изобразил самого себя. К написанию к картины Фридрих приступил в 1809 году, будучи в Дрездене. В письме, датированном февралем 1809 года он описал начальный вариант своей картины. Этапы её написания могли также засвидетельствовать гости, посещавшие художника. Так, в июне 1809, жена одного из его друзей Герхардта фон Кюгельгена, описывала в заметках «спокойное небо на картине Монах у моря» (нем. .... den ruhigen Himmel auf dem Bild Mönch am Meer).
Последние научные исследования показали, что первоначально на картине были также запечатлены два малых парусных судна на горизонте, но которые впоследствии были удалены. Исследования также показали, что Фридрих вносил небольшие изменения в детали картины вплоть до её появления на выставке, сохраняя тем не менее основу нетронутой. Работа была впервые показана вместе с другой картиной Каспара Фридриха «Аббатство в дубовом лесу» (нем. Abtei им Eichwald) в Берлинской Академии художеств во время выставки 1810 года. По просьбе художника она была повешена над «Аббатством в дубовом лесу». Одновременное появление картин «Монах у моря» и «Аббатство в дубовом лесу», по сути, закрепило успех Фридриха у публики.
По окончании выставки обе картин были приобретены прусским королем Фридрихом Вильгельмом III для своей коллекции . На сегодняшний день обе картины висят бок о бок в Старой национальной галерее города Берлина.
Еще пример "одинокости" человека на фоне природы:
Прогулка на заходе солнца, 1837-1840
Выписанность деталей пейзажа, восходящая к живописной традиции старых мастеров, всегда сочетается у Фридриха с воспроизведением эффектного, но приближенного к реальному освещения. Несмотря на определенную искусственность тональных разработок цвета, приносимого им, как то было свойственно романтикам, в жертву общей картинности пейзажей, художник всегда стремился к передаче определенного момента в жизни природы, правдивости светоцветовых отношений. Он изображал человеческие фигуры в световоздушной среде, добивался слитности планов, еще используя средства тональной живописи, лишь предвосхищая интерес мастеров более молодого поколения к возможностям передачи пленэра.
Меловые скалы на острове Рюген, 1818
Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками, изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона ("Меловые скалы на острове Рюген," 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта). Необычен и таинственен пейзаж, расстилающийся перед смотрящими на нее путниками ("Двое, созерцающие луну", 1830—1835, Берлин, Национальная галерея).
Двое, созерцающие Луну, 1819-1820
Эту картину с полным основанием можно назвать аллегорической. Два человека стоят на каменистой дорожке (жизненном пути) и всматриваются вдаль. Подле них - большой валун (камень веры) и ель (символ вечной жизни). Луна (символ воскресения и Христа) помещена в центре композиции и отделяет "живую" половину картины с валуном и зеленой елью от "мертвой" с засохшим деревом.
Есть и такой вариант:
Мужчина и женщина, созерцающие Луну, ок. 1824
И такая трактовка:
Закат солнца (Братья), между 1830 и 1835
Существуют разные мнения относительно трактовки фигур Фридриха. Многие считают, что художник не был силен в изображении человеческой фигуры, и именно потому предпочитал писать ее либо при ночном освещении, либо со спины. Этот прием позволяет художнику обозначить только силуэт, сводя к минимуму количество мелких деталей. Однако вряд ли такое объяснение можно признать достаточно убедительным, если вспомнить о немногих автопортретах художника, доказывающих его умение передавать сходство. Скорее всего, Фридрих изображал своих героев со спины для того, чтобы придать фигурам универсальное звучание и создать обобщающий образ.
В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне "На парусном корабле" (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Прием сопоставления обозримого и безграничного, малого и большого служит вовлечению зрителя в пространство пейзажа. Полотна художника зачаровывают чувством всевластия природы над человеком, грандиозностью вечного движения, происходящего в ней.
На паруснике (деталь)
Восход Луны над морем, 1821
Северное море в лунном свете, между 1823 и 1824
В 1816 году Фридрих становится членом берлинской и дрезденской Академий художеств; с 1814 — профессором Академии в Дрездене, где имеет много учеников. Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества ("Руины в Ризенгебирге", 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей).
Одинокое дерево, 1822
День цикла: полдень, 1821-1822
Вечер, 1820-1821
Холм и вспаханное поле возле Дрездена, 1824
Вспаханное поле, 1830
Лебеди в камышах на рассвете, 1832
Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании ("Одинокое дерево", 1822, Берлин, Национальная галерея; "Вид Грейфсвальда", 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). Он создает в них менее романтизированные, более приближенные к реальности виды. Значительное время художник уделяет работе в сепии, демонстрируя в рисунках большую свободу в передаче единства света, цвета и воздуха. Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).
Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Панорама морской дали с парусными лодками открывается от фигур, олицетворяющих три поколения, три этапа человеческой жизни — юность, зрелость и старость. Созерцательный пейзажный мотив приобретает глубокое символическое звучание, поэтически повествуя о жизненном пути человека. Художник-романтик, Фридрих трактует жизнь человека и природы как нечто целое, подвластное проявлениям некой вечной, божественной силы. Романтические ноты вновь прозвучали в этом полотне; Фридрих вновь обратился в нем к теме, всегда остававшейся для него главной.
Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. Он оказал большое влияние на немецкую живопись XIX века, под обаянием его таланта находились такие крупные мастера, как К. Блехен и А. Менцель, многие живописцы других стран. В 1810 году мастерскую художника в Дрездене посетил Гёте и восторженно отозвался о его творчестве. Поклонником таланта художника был и В.А. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России.
Пейзажу суждено было играть важную роль в европейской живописи XIX столетия, и творчество Фридриха, одного из самых ярких мастеров романтизма, определило целый этап в развитии жанра, предопределив его последующие достижения в «век реализма».