-Рубрики

 -Метки

Север а. дункан а. зандер а. родченко а. руссо а. эрдели акутагава алиса амур и психея афон басе беро в театре валадон венеция г. тарасюк д. бурлюк д.у. уотерхауз документальные фильмы дуано е. билокур женская логика и. труш и.труш ивана купала иконы к. ауэр казаки камни китай китайские красавицы китайский новый год коко шанель конфуций л. брик леди гамильтон леди из шалот м. либерман м. рейзнер м. ткаченко мария магдалина маркиза де помпадур мата хари мелодрамы метки мулен де ла галетт мулен-руж мэрлин монро н. пиросмани нарцисс натюрморт натюрморты никифор о. уайлд орфей и эвридика парижские кафешки пасха пасхальные яйца пейзажи песенки р. аведон растения-талисманы рене-жак рождество русалки русалки в живописи русалки в литературе и фольклоре рыцари с. альбиновская символы снежинки судак т. аксентович тюльпан ф. мазерель ф. толстой ф. фон штук фаберже ци байши шитье э. эрб экранизация классики японские красавицы

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Королевна_Несмеяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.09.2010
Записей: 2532
Комментариев: 266
Написано: 2848


Конфуций

Суббота, 05 Февраля 2011 г. 15:06 + в цитатник

Из Википедии:

Конфу́ций (кит.孔子 Кун-Цзы, реже кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius; ок. 551 до н. э., Цюйфу — 479 до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

File:Confucius - Project Gutenberg eText 15250.jpg

Биография

Судя по владению аристократическими искусствами, Конфуций был потомком знатного рода. Он был сыном 63-летнего чиновника Шу Лянхэ (叔梁纥 Shū Liáng-hé) и 17-летней наложницы по имени Янь Чженцзай (颜征在 Yán Zhēng-zài). Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже пришло сознание, что необходимо быть культурным человеком, поэтому он начал заниматься самообразованием. В молодости служил мелким чиновником в царстве Лу (Восточный Китай, современная провинция Шаньдун). Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками.

 Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.

Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др.

Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства.

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань.

File:Confucius 02.gif

 Учение

Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика нерелигиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».

Пять постоянств праведного человека (цзюнь-цзы, 君子)

  • Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
  • И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была увязана с Металлом.
  • Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, напр. почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального организма.
  • Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
  • Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.

Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.

 File:Confucius Statue at the Confucius Temple.jpg

Изречения Конфуция, записанные его учениками

Учитель сказал:  — В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры.

Учитель говорил: — Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Не печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.

Учитель сказал: — Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

Учитель сказал: — Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

Учитель сказал: — Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.

Учитель сказал: — Древние предпочитали промолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом.

Кто-то сказал: — Юн человечен, но лишён красноречивости. Учитель ответил: — Зачем ему красноречивость? Кто ищет в бойком языке свою защиту, тот часто будет ненавидим. Не знаю, обладает ли он человечностью, но зачем ему красноречивость?

Учитель сказал: — Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.

В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и в храме предков он говорил красноречиво, хотя и мало.

Учитель сказал: Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов. Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то хотя приказывают, народ не повинуется.

Когда у него сгорела конюшня, Учитель, вернувшись от князя, спросил: — Никто не пострадал? О лошадях не спросил.

Янь Юань спросил о том, что такое человечность. Учитель ответил: — Быть человечным — значит победить себя и обратиться к ритуалу. Если однажды победишь себя и обратишься к ритуалу, все в Поднебесной признают, что ты человечен. От самого себя, не от других, зависит обретение человечности.А не могли бы вы объяснить более подробно? — продолжал спрашивать Янь Юань. Учитель ответил: — Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу. Янь Юань сказал: — Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.

Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чём заключается управление государством. Конфуций ответил: — Да будет государем государь, слуга — слугой, отцом — отец и сыном — сын.Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то, пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать? — ответил князь.

Кто-то спросил: — Что если за зло платить добром? Учитель ответил: — А чем же за добро платить? Плати за зло по справедливости. А за добро плати добром.

Учитель сказал: — Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает не путь.

Учитель говорил: — Лишь та — ошибка, что не исправляется.

Учитель сказал: — Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем.

Учитель сказал: — Люди, идущие различными путями, не могут работать вместе.

 

 File:Confucius the scholar.jpg

 Кто такой Конфуций?

 

Источник - http://www.turoboz.ru/article/muzei-mira/20722/kto-takoy-konfutsiy-(personalii)/

 

 Несомненно, очень трудно описать личность Конфуция как реального человека, жившего более 2500 лет назад. Однако мы постараемся воссоздать и его время, и особенности его учения с помощью исторических источников.

 Храбрый воин

Настоящее имя Конфуция – Кун Цю, но в литературе его часто именуют Кун Фу-цзы или Кун-цзы. Иероглиф-морфема «цзы» служил наследственным титулом знати, а также формой вежливого упоминания или обращения (главным образом, к мужчине) в Древнем Китае. Переводится как «почтенный, досточтимый, достойный, уважаемый учитель, наставник, сударь, господин». В периоды Чуньцю («Весны и Осени», VIII-VI вв. до н. э.) и Чжаньго (эпоха Борющихся царств, V-III вв. до н. э.) так обращались только к людям, имевшим высокое положение в обществе, к представителям ученого и благородного сословия. И Конфуций – среди них первейший.

Отец Конфуция Шулян Хэ, известный своей военной доблестью в княжестве Лу, женился на молодой девице Янь Чжэнцзай, и Конфуций родился, когда его отцу было уже 66 лет.

Уже в раннем возрасте Конфуций отличался выдающимися способностями, был умным и любознательным. В 20-летнем возрасте юноша обладал обширными познаниями. Мало кто знает, что Конфуций унаследовал еще и смелость своего отца. Будущий мудрец отличался не только здравомыслием, но и отменным здоровьем и силой. Он был высокого роста (выше 190 см; некоторые ученые считают, что его рост составлял 185 см); к тому же, он был широк в плечах и силен физически. Представление о Конфуции как о слабом и изнеженном ученом аристократе не соответствует действительности.

Неудачливый политик

20-летний Конфуций решил идти по пути чиновничьей карьеры. Он был сторонником совершенномудрого правления древних, ревнителем старины и устоев благочестия, его заботило состояние общественных нравов и дела неправедного правления. Он высказывал свое мнение и не скрывал своих убеждений, еще будучи мелким чиновником в княжестве Лу. В 30 лет, уже став известным, Конфуций начал заниматься просветительской деятельностью и проповедовать свои политические взгляды.

В 501 г. до н. э., когда Конфуцию был уже 51 год, его назначили губернатором волости Чжунду (в западной части уезда Вэньшан, нынешняя провинция Шаньдун). За время пребывания на этой должности он многое сделал для жителей и добился больших успехов в управлении уездом, благодаря чему постепенно поднимался по служебной лестнице. Спустя год его пребывания на посту он уже стал образцом достойного чиновника. Вскоре Конфуция перевели на должность «сыкуна» (начальник приказа общественных работ, отвечающий за соблюдение ритуала, церемонии жертвоприношений и нравственное воспитание), а затем и «дасыкоу» (советник по судебным делам, осуществляющий надзор за исполнением закона и судебных уложений). Последняя должность приравнивается к должности современного министра юстиции.

В 500 г. до н. э. правитель княжества Лу Дингун и правитель княжества Ци Цзингун встретились в Цзягу. Конфуций сопровождал своего господина и предусмотрел все возможные действия Цзингуна, благодаря чему лусцам удалось не попасть в ловушку; кроме того, правитель Ци вернул правителю княжества Лу захваченные ранее земли.

При участии Конфуция в государственных делах Лу усилилось, что вызвало большую настороженность у соседнего княжества Ци. В 497 г. до н. э. коварный правитель Ци решил направить восемьдесят красивых девушек лускому правителю Дингуну и его фавориту Цзи Хуаньши. Те приняли прекрасных посланниц. При императорском дворе начали устраивать развлечения и всевозможные празднества, все только и делали, что развлекались и проводили время в праздности, а государственные дела забросили. Видя это, Конфуций очень страдал. Разочаровавшись в возможности применения своего учения, он вынужден был вместе со своими учениками покинуть княжество Лу. Так начался период странствий, длившихся четырнадцать лет. В то время Конфуцию уже исполнилось 55 лет.

Вместе со своими учениками Конфуций продолжал странствовать по удельным княжествам Китая в стремлении утвердить свое учение на уровне идеологических основ правления. Провозглашаемый Конфуцием идеал «гуманного» правления входил в разрез с устоями и нравами того времени. Конфуций критиковал существующее положение дел, что не могло не раздражать сильных мира сего.

При содействии одного из своих бывших учеников, которого звали Жань Цю, 68-летний Конфуций, наконец, вернулся в родное княжество Лу. Это было в 484 г. до н. э. Не найдя себе достойного применения на государственном поприще и разочаровавшись в «служении при дворе» и чиновничьей карьере, Конфуций посвятил себя преподавательской деятельности, систематизации и редактированию древних письменных памятников, а также составлению хроники княжества Лу.

Великий мыслитель

Весь жизненный путь Конфуция можно описать такими словами, как «извилистый» и «ухабистый». Возможно, именно благодаря тому, что философ испытал то, чего не выпадало на долю другим, он сумел оставить после себя такое богатое духовное наследие.

Базовыми категориями учения Конфуция являются человеколюбие-«жэнь» и ритуал-«ли». Принцип «жэнь» был выдвинут Конфуцием для урегулирования отношений между различными сословиями и внутри сословий: с одной стороны, внутри господствующего класса знатные люди в отношениях между собой должны проявлять человеколюбие и быть в единстве; а с другой, – господствующий класс должен справедливо относиться к простому народу и не слишком притеснять его. Конфуций призывал к строгому следованию установлениям ритуала. Именно благодаря следованию ритуалу-«ли», который выдвинул Конфуций, в эпоху правления династии Чжоу осуществлялась регламентация взаимоотношений между правителем и поданными, старшим и младшим, отцом и сыном.

Выдающийся педагог

Конфуция и в самом деле можно назвать величайшим учителем всех времен. Именно Конфуций положил начало новому виду обучения, основав учебное заведение нового типа. До него система образования в Древнем Китае состояла из «казенных школ», в которые брали только детей из знатных семейств. Конфуций выступал против социальной дискриминации в обучении и воспитании и любил повторять: «Обучение доступно всем слоям общества». Он впервые в истории Китая создал частную школу, в которую могли поступать все люди независимо от их социального положения, и первым стал обучать простолюдинов. Как гласит предание, Конфуций имел около 3 тыс. учеников. Из всех обучавшихся у мудреца именно 72 ученика стали его ближайшими последователями и получили известность, например: Цзы Лу, Жань Ю, Цзы Гун, Янь Юань и др. Большинство из его учеников были выходцами из бедных семей. Все обучавшиеся были разного возраста, а некоторые из них даже приходились сверстниками своему учителю. Такие педагогические идеи Конфуция, как «обучение с учетом индивидуальных способностей ученика», «эвристический метод обучения» и др., не утратили своей актуальности и сегодня.

Обучая других, Конфуций систематизировал и редактировал литературное наследие прошлого: «Шаншу» («Книга документов», древнейшее собрание исторических записей Китая), «Шицзин» («Книга стихотворений», древнейший свод китайской поэзии за период с 11 по 6 в. до н. э.), «Ицзин» («Книга перемен», гадательная книга в древнем Китае). По преданию, летопись княжества Лу написана самим Конфуцием. Она называется «Чуньцю» («Весны и Осени») и является первой исторической хроникой в Китае. Летопись «Чуньцю» служила образцом ведения исторических записей в Древнем Китае (до этого летописи составлялись придворными историографами).

Особо почитаемая книга конфуцианства – «Луньюй» («Беседы и суждения») – представляет собой сборник высказываний и вопросно-ответных бесед учителя с ближайшими учениками и последователями. Позже, уже спустя много лет после кончины любимого учителя, эти беседы были записаны по памяти учениками Конфуция. В «Луньюй» в концентрированном виде собраны политические взгляды, философские идеи, моральные принципы, методы воспитания и обучения, разработанные Конфуцием. На протяжении многих веков эта книга оказывала существенное влияние на мировоззрение и образ жизни китайского народа, в особенности китайского ученого сословия и интеллигенции.

 File:Confucius on his way to Luoyang.jpg

 

Серия сообщений "Китай":
Часть 1 - Китай на картинах В. Харченко
Часть 2 - Китайский Новый год
...
Часть 21 - Китайские сказки
Часть 22 - Китайский Новый год. Статья с сайта http://russian.cri.cn/941/2011/01/31/1s369150.htm
Часть 23 - Конфуций
Часть 24 - Фотографии Don Hong-Oai
Часть 25 - Притчи о Конфуции
...
Часть 44 - Канал Касе Гасанова (о Китае)
Часть 45 - Пекинская капуста. Чжан Чжиюань
Часть 46 - Пекин. Жизнь других

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку