-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лаватера

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) pozdrav_ru О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.08.2010
Записей: 712
Комментариев: 54
Написано: 860


В волшебной пушкинской стране

Пятница, 12 Июня 2015 г. 07:14 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана В волшебной пушкинской стране

 



А. С. Пушкин никогда не считал себя детским писателем. Когда его попросили написать что-либо для детей, он воскликнул: "Батюшка, Ваше сиятельство! Я ни Львову, ни Очкину, ни детям - ни сват, ни брат! Зачем же мне содействовать "Детскому журналу"? Слышите? Никогда! Уж и так говорят, что я в детство впадаю!" Он говорил о том, что его "сказки и поэма "Руслан и Людмила" писаны для взрослых, им только и понятны.."


Каковы основы пушкинских сказок?
А. С. Пушкин не слепо следовал няниным сказкам, а подчас переделывал и создавал новую сказку. Вот запись няниной сказки: "Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он разговор трех сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, средняя - что одним куском сукна оденет, третья - что с одного года родит 33 сына. Царь женился на меньшей.."

В сказке Пушкина 33 сына станут 33 богатырями, которые будут жить под водой  с  дядей Черномором. Царевну Лебедь поэт взял из народной сказки "Чудесные дети". Мачеху из сказки Арины Родионовны он заменил сватьей бабой Бабарихой, ученого кота он перенес в поэму "Руслан и Людмила", а в "Сказке о царе Салтане.." заменил его белкой, грызущей изумруды. Сюжет "Сказки о рыбаке и рыбке" рассказал Пушкину В.И . Даль."Если хочешь подробностей,- добавил Даль,- открой сказку братьев Гриммов "О старике и его жене". Пушкин прочитал эту сказку братьев Гримм и изменил её, применительно к русской действительности. У  Гриммов старик просит дом сразу, у Пушкина - сначала корыто. У Гриммов рыба называется камбала, в итальянской сказке Д. Страпоролы  - тунец, а Пушкин назвал её Золотой рыбкой.  Он считал, что Золотая рыбка - необычная, волшебная, и он её поселил в своей сказке. У братьев Гримм дарами рыбки пользуются и старик и старуха, у Пушкина - одна старуха..

В основе "Сказки о золотом петушке" лежит "Легенда об арабском звездочете" В. Ирвинга. У Ирвинга о петушке говорится один раз. Когда стране грозит опасность, петух кричит об этом. Пушкин же делает петушка главным героем сказки. Есть ещё один источник- повесть Клингера "История о Золотом Петухе"..  В основе "Сказки о попе и его работнике Балде" лежит рассказ няни, записанный в 1824 году. Только Пушкин написал сказку в 1830 году, изменив её конец. В  конце  няниной истории " Балда лечит царевну, одержимую бесом".  Пушкин считал себя глубоко верующим человеком.  Он изобразил отвратительного попа, потому что ему было больно за Бога, у которого на земле есть такие служители. 

Волшебные  герои  и вещи из сказок Пушкина.


Скатерть - самобранка

Эта чудесная вещь встречается в разных видах. Мешок (" Алладин и волшебная лампа") или стол ( "Столик- накройся.." братьев Гримм. )
Великий русский сказочник А. Н. Афанасьев выяснил, что дарение происходит в тридевятом царстве - тридевятом государстве. Наши далёкие предки так называли загробный мир. Многие  герои русских сказок отправляются туда, чтобы встретиться там со своими умершими предками и получить от них помощь. Волшебные сказки родились из древних мифов. Люди считали, что на том свете они будут жить хорошо.Там сбудутся все желания. Лук - самострел, топор - саморуб, скатерть- самобранка, горшок каши, который сам варит, чудо - меленка. Древний человек верил, что он может совершить путешествие в загробный мир и вернуться оттуда живым. И не просто вернуться, а принести с собой скатерть - самобранку и жить припеваючи.



Живая и мёртвая вода

В древние времена существовал обряд превращения мальчика в охотника - мужчину. В помещении ( в глуши леса. в пещере, в долине) стояли два сосуда, один с мертвой , а другой - с живой водой.. Во время обряда дети "умирали"и "рождались вновь". Они обязаны были попасть в царство мертвых и найти там своего покровителя из мира животных.. В начале обряда давали пить из сосуда с "мертвой водой", это был сильный наркотик, они начинали бредить, у них появлялись галлюцинации. В конце им давали противоядие,"живую воду".. Вот о какой воде помнит сказка!! 



Избушка на курьих ножках

В далёкие времена в глухой непроходимой чаще  стояли эти странные избушки. Они были как бы дверью в загробный мир.  Почему дверь в избушке повернута к лесу, а не к путнику? Потому что вход в жилище смерти находился со стороны смерти. Не каждый человек имеет право войти в загробный мир, только тот, кто знает "пароль". Али- Баба из арабской сказки говорит: "Сезам, откройся!" Иванушка знает заветные слова:"Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом..". Так сильна была вера в особую "избу", через которую можно было попасть в загробный мир, что покойнику тоже строили такую же "избушку", в ней, думали они, мертвому будет легче прийти в себя, очнуться и сказать;"Ах, как я долго спал!"  До нас дошли письменные свидетельства об этом . " И радимичи, и вятичи, и север один обычай имеют. Если кто умрёт, творят тризну над ним и потом делают кладу великую, возлагают на него мертвого, сжигают, а потом собирают кости в посудину малую и ставят на столбах , на путях." ( "Повесть временных лет") Когда славяне приняли христианство, то перестали сжигать трупы, а стали закапывать в землю. Но перед этим строили отдельную домовину , "гроб", очень напоминающий своим видом "домик мертвых".



Баба - Яга

Тайны биографии Бабы - Яги расшифровывали многие десятилетия многие учёные. Раньше каждый род выбирал себе покровителя из мира животных и поклонялся ему. А над всеми стояла хозяйка, та, что по мнению древних охотников, жила в недоступной глуши.  Роды жили по материнскому праву: мужчины поклонялись женщинам. От самой первой женщины - матери зависела судьба рода. Образ хозяйки леса, повелительницы птиц и зверей, сказки донесли до нас очень ярко. Великая богиня находилась в загробном мире. Об этом говорит не только её костяная нога, не только то, что она жила в избушке на курьих ножках, но и её разговор с героем. "Фу-фу! Русским духом пахнет!" То есть, живым духом.. Иван требует поесть..В тех странах, где культ мертвых получил полное развитие, отлично знали, почему надо сначала поесть, а потом говорить.Никогда не попадёт умерший в загробный мир, если не открыть уста его, не покормить. Иван просит Бабу - Ягу покормить его, иначе не попадет в тридевятое царство, тридесятое государство.
Пришла пора, мужской труд стал главным в хозяйстве. И  мужчина низверг прежних богов, потому что охотник уступил место пахарю и животноводу.Мужчины приписали все смертные грехи Бабе -Яге. Когда-то ласковая и заботливая, богиня стала страшной и злой колдуньей. Грязные волосы, клыки, костяная нога.. Но со страниц сказки всё равно сходит к нам добрая и заботливая, помогающая героям старушка.



Кащей Бессмертный

Почему у Пушкина - "Царь Кащей над златом чахнет.."? Кащей Бессмертный в волшебную сказку пришел одним из последних, ибо в далекие времена запасов не было. Кладовые Кащея полны золота и драгоценных камней. У греков не было слова "Кащей", но зато был Аид - бог, владелец царства мертвых. Аид похищал девушек необыкновенной красоты, был коварным, жестоким, владел несметными сокровищами. Славянские колдуны. волхвы и кудесники, пересказывали на славянский язык древние мифы. И сказки потому и назывались волшебными, что их рассказывали волхвы :"волховные, волшебные". Они и придумали имя Кащею.  В. И. Даль считает, что имя произошло от слова "кость". Кощей- старик. скряга, изможденный худобой человек. Есть ещё и слово "касть"- пакость, мерзость, гадость, скверна, нечисть, погань . Эти все качества применимы к Кащею. Кащей - владыка, он завладел всеми излишками. Но ему мало, он грабит, жжет, убивает, уводит в полон рабов и женщин, Он бессмертен, потому что бессмертны грабежи, нажива и власть.. Но в русской сказке Кащей погибает.. Пушкин этому был рад: "Ай да сказочники! Хоть в сказке, а Кащей погибает!"






До Арины Родионовны эту сказку рассказывали много веков. Она звучала в самых древних славянских поселениях. Она несёт нам из глубины веков воспоминание о древнем обряде. Ранее суд был коллективным. Судили всем народом.Нередко применяли "суд огнем" или "суд водой", особенно часто, когда судили ведьм, колдунов и оборотней. Царицу тоже обвинили в связи с нечистой силой - ведь она родила "неведому зверушку"!Ей ещё посчастливилось с бочкой. Это был наиболее мягкий способ казни.
Сказочный остров Буян был на географических картах времён Пушкина, есть и на нынешних. Это Рюген. Он принадлежит Германии. Но раньше он принадлежал славянам..Восточные славяне приезжали в гости , ибо остров был богат рыбой. мехами, янтарем. На этом острове славяне построили три славных города древности. Считалось, что остров этот стоит в центре планеты.


В сказках мы встречаем немало героев , которые умеют оборачиваться животными ( лягушка, ясный сокол, чудовище)  Есть такая женщина- оборотень в сказке - Царевна - Лебедь. Исследователи подчеркивают несомненное сходство в описании с женой Пушкина.Ведь сказку он написал в год женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой.




В глубине веков родился миф о богине вод, которая владела всеми богатствами морскими, и только с её согласия можно было подступиться к этим богатствам. У неё было два образа - рыбий и человечий.Когда в далекие времена выплывала рыбацкая лодка. люди никогда не начинали лов без торжественного обряда,они бросали подарки богине, молили о хорошем улове. И никогда не смели равняться с богиней, как старуха из сказки Пушкина, за что она и поплатилась своим богатством, осталась опять  у разбитого корыта.

В давние времена человек заметил , что отражение предстает в перевернутом виде, он решил , что видит в воде или в зеркале не человека. а его дух.Зеркало - это окно в потусторонний мир.Его всегда боялись.В зеркале колдун или волшебник может увидеть все , что захочет..В сказке Пушкина зеркало "умеет говорить" с царицей. 
Во многих сказках мира есть девушки - падчерицы. : Золушка, Белоснежка, Крошечка- Хаврошечка, Аннетта, Гатта..Чаще всего, волшебная сказка напоминает нам о помощниках гонимой девочки- телочка, барашек, буренушка. Мачеха - представительница чужого рода. Дети её необычные : одноглазые, трехглазые или просто некрасивые, уродливые. Все сказки о мачехе и падчерице заканчиваются победой "золушки". Она находит себе жениха. Это было  её единственным спасением.
Много есть сказок о девушках, которые перед замужеством засыпают.  У Шарля Перро - 15 вариантов народной сказки. У братьев Гримм - около 10.  О спящей красавице рассказывали и в Италии..  Бытовал один старинный обряд..  В далекие времена девушка, ушедшая в лес по грибы, ягоды, могла заблудиться.В глухой части леса  она  могла набрести на Мужской дом. Здесь юноши проходили обряд ИНИЦИАЦИИ, превращения мальчика в мужчину. Он длился не одну неделю и не один месяц. Мальчики мужали, становились охотниками. В этот Мужской дом не должна была входить ни одна девушка или женщина. Это было запрещено. Иначе придет беда. Сначала её принимали, женские руки нужны были , чтобы  готовить, убирать.. Потом , в самые древние времена, даже убивали. Но  позже, когда нравы смягчились, ей оставляли жизнь, но давали сильные наркотики и  надолго усыпляли. А когда она просыпалась, то должна была забыть всё, что видела в Мужском доме. И, как правило, выходила замуж.



Имя "Дадон" означает " неуклюжий. несуразный. нескладный человек" Этим дурацким именем Александр Сергеевич ещё больше подчеркивал свою неприязнь к царям. Сцена убийства жреца жезлом по голове напоминает одно из мрачных убийств Ивана Грозного. В каждой сказке наказывается зло. Поп - щелчком по лбу, а царь - ударом в темя, от чего он умирает. Во времена Пушкина это была отчаянная смелость.
Шамаханская царица была заимствована Пушкиным из сказки П. А. Катенина "Княжна Милуша". Это ведьма - оборотень. Она побеждает две армии.  Во многих русских сказках встречаются девушки - богатырки  ( Василиса Микулишна, Девица - Синеглазка) Есть они  и в сказках других народов. Истоки этих сказок лежат в легендах о  женском царстве амазонок, девушек - воинов.
" Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости.." ( А.С. Пушкин)

Литература:
1. Трубе Л. Остров Буян.-Горький, 1987.
2. Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина//О Пушкине. Статьи и заметки, Л., 1977
3. С. Бойко. В волшебной пушкинской стране. М., 1999
4. Леонова Т.Г. Фольклорно- литературный синтез в поэтических скзках А.С. Пушкина . Томск, 1982
4. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор. Л. 1938


Рубрики:  Размышлизмы

Бахыт_Светлана   обратиться по имени Суббота, 13 Июня 2015 г. 23:36 (ссылка)
.
- (5) (300x300, 69Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку