-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Леника27

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.08.2010
Записей: 4520
Комментариев: 4674
Написано: 13096


Универсальная карта разрешения конфликта

Среда, 06 Ноября 2013 г. 09:24 + в цитатник
Отправляясь путешествовать, люди обязательно берут с собой карту, чтобы легче достичь цели и лучше ориентироваться в незнакомых условиях. Так и в конфликте: карта поможет облегчить его разрешение. Методика построения карты конфликта, впервые предложенная исследователями X. Корнелиусом и Ш. Фэйром, помогает нам увидеть и проанализировать те важные мелочи и скрытые детали, на которые мы подчас могли бы и не обратить внимания. Такую карту можно составить для любой проблемной ситуации.






Автор:
Mapина Юpьeвна Koнoвaленко, кaндидат психологических наук, дoцeнт, заведующая кафедрой связей с общественностью и журналистики Российского государственного торгово-экономического унивepcитета.




Универсальная карта разрешения конфликтаОтправляясь путешествовать, люди обязательно берут с собой карту, чтобы легче достичь цели и лучше ориентироваться в незнакомых условиях. Так и в конфликте: карта поможет облегчить его разрешение. Методика построения карты конфликта, впервые предложенная исследователями X. Корнелиусом и Ш. Фэйром, помогает нам увидеть и проанализировать те важные мелочи и скрытые детали, на которые мы подчас могли бы и не обратить внимания. Такую карту можно составить для любой проблемной ситуации.


Начнем с трех основных этапов:



Этап 1. В чем проблема? Опишите проблему одной фразой. Не пытайтесь тут же найти выход, просто сфокусируйте свое внимание на самом главном. Старайтесь не выражать проблему в полярных терминах, это даст вам возможность рассмотреть варианты решения проблемы более широко.



Этап 2. Кто вовлечен? Кто основные участники конфликта?



Этап 3. Каковы их подлинные потребности? Известно, что в любом конфликте зачастую происходит следующее: человек предъявляет одну проблему (либо ту, которая подвернулась под руки, либо ту, которая выглядит «красиво»), тогда как в глубине проблема совершенно иная. Важно выяснить истинную мотивацию, которая стоит за позициями участников в этом вопросе. Люди хотят получить то, что удовлетворяет их потребности, и избегают того, что мешает этому.




Потребности. В широком смысле это все то, что важно для человека. Можно задать наводящий вопрос, который поможет определить потребность собеседника: «Вы считаете, что я должен сделать это и это. Что это вам даст?»Ответ на этот вопрос может дать информацию о невысказанных потребностях человека.



Опасения. Их тоже очень важно учитывать. Наши страхи носят как рациональный, так и иррациональный характер. Но от этого они не становятся менее значимыми. И когда вы признаете опасения, вы уже сможете с ними работать. Например, если человек говорит, что он не терпит неуважения, нежели то, что он нуждается в уважении. Так чего же боятся люди?



  • Унижения.

  • Провала.

  • Финансового краха.

  • Быть отвергнутым или нелюбимым.

  • Потери контроля над ситуацией.

  • Одиночества.

  • Критики и осуждения.

  • Потери работы.

  • Неспособности обеспечить себя и свою семью.

  • Скучной работы.

  • Обмана.

  • Опасения, что придется начинать все сначала.



Перечислите потребности и опасения всех сторон. На этом этапе необходимо работать только с этими категориями, а не выдавать уже готовые ответы. Важно, чтобы ответы выявляли реальные нужды и опасения. Эту карту можно использовать как инструмент для работы с конфликтом. В любом случае конфликт значительно легче предупредить, нежели работать с ним. Подобные карты можно использовать:



  • при составлении планов,

  • при появлении трудностей на работе,

  • при подготовке к переговорам,

  • при создании рекламных объявлений,

  • на совещаниях по планированию.


В любом случае карта позволяет увидеть реальные перспективы развития ситуации. Применяйте ее к актуальным ситуациям. Выявление проблемы помогает задуматься о ней и каким-то образом решить ее. Определите, какие потребности скрываются за требованиями людей. При работе с картой ищите «точки соприкосновения»: общие интересы, общие потребности.






Вопросы, которые необходимо задать при анализе конфликта







1. ЛЮДИ И ГРУППЫ





1.1. Основные заинтересованные стороны, группы и отдельные лица



1.1.1. Основные заинтересованные стороны



  • Кто основные заинтересованные стороны?

  • Какие из этих сторон участвуют в конфликте?

  • Почему они вовлечены в конфликт?

  • В чем конкретные интересы каждой стороны?

  • Интересы каких других сторон затрагивает конфликт? Почему они еще не оказались вовлечены в конфликт?

  • Почему затронуты их интересы?

  • Может ли процесс разрешения конфликта начаться без их прямого участия? Почему? Как?



1.1.2. Второстепенные потенциальные участники



  • Интересы каких сторон затронуты в меньшей степени?

  • Как это было установлено? Основываясь на каких интересах?

  • Какие еще стороны могут вступить в конфликт по причинам, выходящим за рамки данного конкретного вопроса? Поясните.



1.1.3. Отдельные лица



  • Кто выступает от лица каждой из конфликтующих сторон?

  • Какие предложения по разрешению конфликта представляют эти лица?

  • Какие еще лица в глазах общественности связаны с этим конфликтом?

  • Кто формирует мнение участников?

  • Кто может оказывать сильное влияние на участников?

  • Кто может быть заинтересован в расширении конфликта?

  • Кто может выиграть, раздувая конфликт? Что именно?

  • Какие официальные лица отвечают за принятие решения?



1.1.4. Организации



  • Как принимаются решения в каждой организации или группе?

  • Насколько сильно внутреннее согласие? Не привело ли оно к созданию коалиций?






1.2. Ценности:

убеждения, которых твердо придерживаются и на основании которых стремятся действовать участники конфликта.



  • Каковы основные ценности, лежащие в основании действий каждой из сторон? (Развитие/отсутствие развития; капитал и частная прибыль/общее благосостояние; чисто технические/щадящие решения; долгосрочные или краткосрочные отношения.)

  • Существуют ли сильные личности, идеологические, культурные или религиозные различия?

  • Связаны ли идеология или ценности лиц или группы с отдельными проблемами?






1.3. Интересы:

нужды и потребности, которые необходимо учесть и удовлетворить для разрешения конфликта.



  • Каковы основные интересы, лежащие в основе деятельности каждой из сторон?

  • Чем отличаются, чем похожи интересы каждой стороны?

  • Существуют ли общие интересы, которые могут стать основой урегулирования конфликта?





1.4. Цели/позиции:



  • Каковы цели различных сторон? Каковы позиции каждой из сторон по каждой из проблем?

  • Очевидны ли цели, или же они скрыты?

  • Способна ли группа достичь своих целей?

  • Чувствует ли каждая из сторон, что ее цели достижимы?





1.5. Информация:



  • На какие источники информации опираются стороны?

  • Одинаковы ли информационные базы (базы данных) всех участников конфликта или же они различны? В чем различия?

  • Есть ли источники информации, пользующиеся доверием всех сторон? Общественные они или частные?






1.6. Власть, сила:


Какой властью, силой располагает каждая из сторон?



  • авторитет;

  • человеческие ресурсы;

  • умения и знания;

  • трудно определяемые факторы;

  • материальные ресурсы;

  • политическое влияние;

  • союзники;

  • мощь (военная сила);

  • статус;

  • характер имеющейся власти;

  • репутация;

  • личные характеристики;

  • общественное мнение;

  • кадровые ресурсы;

  • закон, политика, правила;

  • время;

  • возможность оказывать услуги и вознаграждать;

  • возможность отвергать и наносить ущерб;

  • надежность;

  • контроль над ограниченными ресурсами;

  • опыт;

  • особая подготовка.





1.7. Отношение/настрой:



  • Каково отношение сторон к проблематике? Откуда это известно?

  • Существует ли враждебность по отношению к другой стороне? Кем она высказывается и в чем выражается?

  • Каковы ожидания сторон в отношении решения конкретных проблем?

  • Каковы их ожидания в отношении другой стороны?

  • Каковы их ожидания относительно разрешения конфликта?

  • Существует ли какое-нибудь другое отношение к проблемам и к участвующим сторонам? Например, не участвует ли одна из сторон в конфликте, просто чтобы отомстить; доверие/недоверие; уважение к себе/отсутствие самоуважения; правдивость/лживость; оптимизм/пессимизм; уверенность/неуверенность?





1.8. Представления:



  • Как стороны представляют друг друга?

  • Отождествляет ли одна сторона другую с силами, непосредственно не участвующими в конфликте, и ожидает ли она, что эта сторона будет вести себя точно так же?

  • Чувствуют ли одна/обе стороны, что их роли в конфликте заранее предрешены? Почему?

  • Понимают ли обе стороны, что находятся в конфликте?

  • Считают ли обе стороны, что участие противостоящей стороны в конфликте законно?

  • Считает ли одна из сторон, что другие безответственны, грубы, жадны, непатриотичны, глупы и т.п.?

  • Определили ли участники, кто представляет другую сторону?

  • Рассматривается ли каждая сторона как монолитное целое или как коалиция различных интересов?

  • Рассматривается ли конфликт как отдельное событие или как часть более крупного конфликта?

  • Воспринимают ли стороны конфликт реалистично?

  • Понимают ли стороны, в каких пределах другая сторона может вести переговоры? Установлен ли «нижний предел» (предельно допустимое отступление)? Существует ли диапазон решений?





1.9. Мотивация:



  • Какова мотивация каждой из сторон?

  • Реалистичны или утопичны цели и ожидания, движущие сторонами?

  • Какую роль играют прошлые претензии/неудовлетворенность?

  • Движет ли сторонами желание отомстить?

  • Какую роль играет страх (боязнь изменений, новых людей, потери личного статуса, потери материальных благ)?

  • Является ли надежда одним из факторов?

  • Какую роль играет стремление к власти? Является ли приобретение и поддержание власти прямым или психологическим интересом?

  • Каким образом стремление к материальному выигрышу и/или алчность влияют на поведение сторон?

  • Как способствует вовлечению в конфликт желание принадлежать к группе?

  • Как влияет на участие людей в конфликте желание быть самому себе хозяином?

  • Влияют ли личные интересы лидеров на мотивацию членов группы?

  • Насколько важна необходимость сохранить прежний образ жизни? существующий образ действий? закон, правила, политику?





1.10. Стиль:



  • Каковы мнения отдельных личностей и группы о роли конфликта в обществе и о том, как конфликт должен разрешаться?

  • Какой личный/групповой стиль лучше всего характеризует каждую сторону? (Оборона, нападение, пассивность, склонность к запутыванию, агрессивность, неуверенность, мстительность, эмоциональность.)

  • Какое влияние оказал стиль переговоров на то, как стороны ведут себя друг с другом в настоящий момент?

  • Направлено ли поведение в конфликте на личное мщение или на разрешение общей проблемы?






2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГРУППАМИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗНЫЕ СТОРОНЫ



2.1. История



2.1.1. Сила, власть:



  • Потенциально какими видами силы и власти обладают стороны?

  • Какие виды силы и власти стороны уже использовали друг против друга и каким образом?

  • Применяла ли какая-либо сторона против другой принуждение?

  • Вызвало ли применение силы или власти отрицательную реакцию? В чем? К чему это ведет?

  • Во что обошлось использование силы, власти?



2.1.2. Коммуникация:



  • Какой стиль внутренней коммуникации использует обычно каждая группа (как часто, форма, препятствия, умения, ресурсы и т.д.)?

  • Какие стили коммуникации уже были использованы между группами (как часто, форма, препятствия, умения, ресурсы и т.д.)?

  • Имели ли члены противостоящих сторон контакты между собой ранее?

  • Заняли ли стороны более жесткие позиции вследствие публичных выступлений?

  • Идет ли коммуникация между сторонами по одной и той же модели, или она разнообразна?



2.1.3. Понимание:



  • Осознавали ли стороны, что проблема существует?

  • Как давно стороны знают о существовании проблемы?

  • Как они поняли, что конфликт существует?

  • Была ли тенденция избежать конфликта или притвориться, что его не существует?

  • Кто понимал, и кто не понимал (или отрицал) существование проблемы? Знают ли о конфликте общественность, пресса и выборные чиновники? В какой степени?



2.1.4. Переговоры и/или другие процессы принятия решений:



  • Какие переговоры или другие способы разрешения конфликтов намеревались применить, пытались применить или же применили стороны?

  • Какой результат дали эти дополнительные способы?

  • Все ли стороны принимали участие (главные, второстепенные)?

  • Были ли попытки добиться внешних улучшений, которые скрыли бы существование реального конфликта? Попытки смягчить конфликт? Предложения пойти на компромисс?





2.2. Настоящее положение дел



2.1.1. Власть:



  • Какие виды власти или силы стороны используют друг против друга?

  • Применяла ли одна сторона принуждение относительно другой? Как?

  • Правильно ли оценивают стороны, во что обойдется принуждение?

  • Каково официальное мнение (на личном, профессиональном, местном районном, городском, областном, государственном уровне) по поводу конфликта?



2.1.2. Коммуникация:



  • Какой стиль коммуникации использует в настоящий момент каждая группа (частота, форма, препятствия, навыки, приемы, возможности)?

  • Используют ли стороны адекватные способы коммуникации, которые позволяли бы им понять позиции и представления друг друга?

  • Идет ли коммуникация между сторонами полностью или частично через средства массовой информации?

  • Какое влияние оказывают юристы на коммуникацию между сторонами?



2.1.3. Понимание:



  • Насколько стороны отдают себе отчет в существовании проблемы?

  • Понимают ли другие участники или юридические лица (отделы, агентства, организации), что существует конфликт?



2.1.4. Переговоры:



  • Идут ли переговоры между сторонами?

  • Какой вид переговоров имеет место (официальные/неофициальные, ориентированные на интересы или на конкретные проблемы, конфронтационные)?

  • Сосредоточены ли переговоры на главных или второстепенных интересах? Какие конкретные проблемы должны быть решены?





2.3. Тенденции



2.3.1. Власть:



  • Каковы различные формы власти или силы, которую стороны используют или могли бы использовать?

  • Изменяется ли соотношение сил? Если да, то как?

  • Становится ли власть самоцелью? Для кого?

  • Переходит ли власть к носителям крайних или умеренных взглядов?

  • Есть ли возможность подключения более высоких уровней власти у какой-либо из сторон?



2.3.2. Коммуникация:



  • Какое направление принимает коммуникация между сторонами?

  • Есть ли тенденция к занятию более жестких позиций? В чем это выражается?



2.3.3. Понимание:



  • Ведет ли отчетливое понимание того, что конфликт существует, к ощущению кризиса и углублению конфликта?



2.3.4. Переговоры:



  • Движутся ли стороны к эффективным переговорам? В чем это выражается?





2.4. Общая оценка



  • Какие изменения необходимо внести в стиль коммуникации для начала или улучшения процесса переговоров?

  • Какие изменения в использовании власти и силы необходимы для начала или улучшения процесса переговоров?

  • Какие действия могли бы способствовать окончательному, а не только временному решению? Ваша роль?

  • Чем рискует каждая из сторон, используя неконфронтационный способ улаживания конфликта?

  • Какой уровень вмешательства необходим, чтобы помочь сторонам выработать совместное решение проблем (согласительная процедура, переговоры, посредничество, арбитраж, судебный процесс)?






3. СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА



3.1. Основные интересы и связанные с ними проблемы:



  • Как каждая сторона описывает свои интересы и связанные с ними проблемы?

  • Изменились ли со временем основные интересы?

  • Может ли проблематика, связанная с основными интересами, привести к решению, которое создает прецедент?

  • Сходятся ли стороны в вопросе о том, в чем состоят основные интересы друг друга и связанные с ними проблемы?

  • Одинаково ли определены сторонами проблемы, требующие разрешения? Сходятся ли стороны в вопросе о том, какие проблемы являются приоритетными?





3.2. Второстепенные проблемы:



  • Какие другие проблемы, кроме основных, могут оказать влияние на процесс и/или его результат?

  • Имеют и вносят ли посторонние/союзники новые интересы и/или проблемы, тем самым усугубляя и расширяя конфликт?

  • Угрожает ли что-либо «святым ценностям», «личным склонностям», «правам»? Каким образом?





3.3. Возможные варианты решения:



  • Разработаны ли варианты решения по каждой из проблем? Каковы они и по каким проблемам?

  • Считает ли какая-либо сторона, что нет вариантов решения, удовлетворяющих их интересы?

  • Есть ли варианты, отвечающие интересам всех сторон?

  • Достаточно ли просты варианты, чтобы быть применимыми?

  • Можно ли раздробить варианты на более мелкие и удобные части?

  • Есть ли варианты решений, которые стороны могут рассмотреть, но не публично («при закрытых дверях»)?





3.4. События:



  • Показали ли имевшие место события общественности и другим сторонам, что конфликт существует?

  • Указали ли определенные события, о которых не были поставлены в известность другие стороны или общественность, на существование конфликта?


  • Источник: http://www.elitarium.ru/2012/11/28/print:page,1,un...ta_razreshenija_konflikta.html
Рубрики:  Развитие/Психология
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку