-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шахоманка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.08.2010
Записей: 2707
Комментариев: 1402
Написано: 7009


О своём , о женском...

Понедельник, 07 Марта 2011 г. 16:16 + в цитатник
Цитата сообщения Алевтина_Князева

Самцы в законе - male persons .

Парламентская реформа 1832г. В Англии утвердила определенное социальное положение женщины. Впервые в английской истории в законодательном акте появился термин «male person», использование которого позволило парламентариям лишить женщину возможности участия в выборах, мотивируя это тем, что граждане, чьи интересы являются частью интересов других граждан (male persons), должны быть лишены политических прав. В категории таких граждан оказались дети, а также женщины, чьи убеждения всегда должны были соответствовать убеждениям их отцов или мужей. Последнее означало абсолютную зависимость женщины не только юридически и экономически, но и политически. Женщина была во всех смыслах созданием зависимым, в особенности замужняя женщина, чье имущество, доходы, свобода и сознание едва ли не целиком принадлежали мужу.
 
Found Rossetti


По закону, права замужней женщины были такими же, как и у ее детей. Закон рассматривал семейную пару как одного человека. Муж нес ответственность за свою жену, и должен был по закону ее защищать; жена должна была повиноваться ему. Собственность, которая принадлежала ей в девичестве, теперь переходила в распоряжение мужа, даже в случае развода. Доход жены также полностью принадлежал мужу, так же, как и право на опеку детей в случае чего отходило отцу. Он был в праве запретить любые контакты между матерью и детьми. Жена не могла заключать контракт от своего лица, ей требовалось согласие мужа.
Однако были и плюсы. Например, жену не могли наказать за такие правонарушения, как воровство, так как считалось, что она действует по науськиванию мужа. Невозможно было обвинить женщину и в том, что она обокрала своего мужа, так как перед законом они были одним лицом.

Не менее значимым в формировании представления о социальном статусе женщины явилось широкое распространение евангелических идей. В 1790-е гг. возникло евангелическое движение за моральную реформу, пропагандирующее «Доктрину истинной женственности». Эта идея «приводила к сужению самого понятия «женская природа»: такие отличительные черты, как хрупкость, простота, чистота, нежность, доброта, терпение, привязанность и т. п. стали означать, что женщина принадлежит только дому и должна служить семье, что она выступает нравственно облагораживающей силой».




The Order of Release

Millais

Термин «Генерал домашнего очага» появился в 1861 году – в книге Изабеллы Битон «Mrs Beeton's Book of Household Management». Она пишет, что домашнюю хозяйку можно сравнить в командующим армией или президентом предприятия. Чтобы добиться уважения, успеха и комфорта для всей семьи, она должна вести дела благоразумно и основательно. Хозяйка в доме должна уметь организовывать слуг, поручать им задания, контролировать их – что не является простой задачей. Она должна устраивать званые обеды и вечера, чтобы поддерживать престиж своего мужа, а также приглашать в дом новых людей для возможных экономически выгодных соглашений. В то же время она должна быть уверена, что отводит достаточно времени детям, а также занимается собственным самообразованием и улучшает свои способности и знания (одной рукой помешивать суп на кухне, другой штопать детям носки, третьей, видимо, перелистывать страницы книги).
Важную роль миссис Битон отводит женщине в поддержании психологического климата в доме. Помимо того, что женщина должна ухаживать за больными в семье, и в обычное время она должна быть нежна, мила и терпима, манеры ее – мягки и ласковы. И не дай Бог чем-то навлечь гнев мужа.

When we devote our youth to God, 'tis pleasing in His eyes - a flower, when offered in the bud, is no vain sacrifice.
William Powell Frith

Роль матери, хранительницы домашнего очага и добропорядочной христианки не ограничивалась рамками семьи. На женщину возлагалась моральная ответственность не только за мужа и членов ее семьи, но и за людей, находящихся ниже по социальной лестнице: ее слуг и живущих по соседству бедных семей.
Женщина оказывалась центральным звеном в организации социальной жизни принадлежащего ее семье поместья и чаще всего выступала в роли благотворительницы. В свете все более укреплявшейся в общественном сознании идеи патронажа, вменявшей в долг аристократам заботу о зависящих от них людях, благотворительность воспринималась как обязанность женщин. В этом заключалась, по мнению многих, особая миссия женщины «... расширять то влияние на все слои бедного населения, которое для всеобщего блага этой страны они и распространяют на большую часть классов, находящихся ниже», - писал в 1855 г. преподобный отец Брюер. Многие женщины осознавали, что за подобную благотворительную деятельность они не должны ждать благодарности, напротив, должны сами благодарить провидение за то, что им дана возможность помогать людям. «Большая собственность, - утверждала герцогиня Нортумберлендская, - заставляет человека чувствовать, что нужно делать еще больше, чтобы оправдать наличие этой собственности». Графиня же Минтоу писала о том, что «никогда не испытывала такой боли, как когда... не было возможности выполнить свой долг». Демонстрировать благо семейной жизни, расточать доброту, способствовать через благотворительную деятельность сокращению разрыва между «двумя нациями» богатых и бедных считалось почти исключительно женской миссией.

Тело женщины.
Женщина всегда должна быть опрятной и чистой, может быть кроме как во время менструации. Ее тело рассматривалось как эдакий оплот чистоты и непорочности. Женщине не полагалось пользоваться никакой косметикой и украшениями, или даже носить одежду, которая бы показывала кожу, а уж о том, чтобы показывать чулки или белье и речи быть не могло. Некоторые считали, что такое драконовские правила были распространены из-за того, что тело женщины рассматривалось как собственность ее мужа, а значит, женщины не могла показывать свои тела другим мужчинам. С другой стороны, это же правило касалось и мужчин – им тоже не полагалось пользоваться косметикой и украшениями, а также носить открытую одежду. Так что можно говорить, что викторианская мораль коснулась не только женщин, но и мужчин.

Hunt
The Awakening Conscience

Женщина и секс.
В стране были широко распространены сексуально-этические ограничения, развилась двойная мораль. Установка - благовоспитанные дамы не шевелятся - предлагала "женщинам из общества" отдаваться пассивно, обездвиженно, без эмоций, вплоть до сокрытия оргастического переживания и уж без каких бы то ни было чувственных порывов (в постели, как в великосветском ритуале). Это было связано с толкованием христианской морали, нормы которой, как известно, осуждают любые сексуальные проявления, не связанные с продолжением рода.
Муж с женой ложатся спать. Перед сном муж стал исполнять свои супружеские обязанности. Внезапно он остановился и спросил:
- Дорогая, я, случайно, не сделал тебе больно?
- Нет, но почему ты так решил?
- Просто ты сейчас пошевелилась.
По викторианскому идеалу джентльмен в определенном возрасте влюбляется, делает предложение руки и сердца, идет под венец, а уж потом во имя продолжения рода время от времени совершает половой акт со своей супругой, сохраняющей полную невозмутимость.
Проституция между тем запрещена не была, она была допустимым явлением. Пусть таких женщин и за людей не считали, однако на мужчину, пользующегося услугами проститутки, смотрели совершенно спокойно, это было общепринято.
Paul and Virginie 1845 Joseph Reiter

Если же муж заподозрил свою жену в чем-то аморальном, он в полном праве был выгнать жену из дома, и это была наиболее частая причина разводов. Оказываясь на улице, у женщины часто не было другого вывода, кроме как убить себя ап стенку торговать собой. Таким образом, женщина не могла заниматься сексом с кем-либо, кроме своего мужа, на мужчин же это запрещение не распространялось. Считалось совершенно естественным, если он захочет другую женщину, это даже не являлось должной причиной для развода (и правда, мелочи какие – тогда бы все были давно разведены:) ). Женщины же так вести себя не могли. Самым главным и ценным для них была их репутация, и ее было так легко потерять, стоило лишь распространиться слухам о том, что она падшая женщина!
Образование.
Разумеется, образование женщины сильно отличалось от образования мужчины. Женщина должна была знать лишь необходимые вещи для того, чтобы вести дом и растить детей. Обычно женщины изучали такие предметы как история, география и литература, иногда – латынь и древнегреческий. Над женщинами, которых интересовала физика, химия и биология, просто смеялись.
Путь в университеты был закрыт для женщин. Считалось, что обучение противоречит их природе, от этого они только больше болею и вообще сходят с ума. Никто не спорит, что пасти коров на лугу – здоровее, чем часами сидеть в Интернете и писат mdczrbt дурацкие статьи.
Francesco Vinea 1845 - 1902

По целому ряду причин, среди которых наиболее значимыми являются парламентская реформа 1832 г., а до этого — либеральные идеи французской революции, в сознании викторианцев зародилась мысль о необходимости пересмотра вопросов, связанных с социальным положением женщины и ее правами. Женский вопрос оказался в центре идеологического конфликта между демократическими понятиями о
правах личности и традиционным восприятием социально - ролевых отношений внутри общества.
В 1869г. выходит в свет получившая широкую популярность работа Дж.С. Милля «Подчинение женщин» («The Subjection of Women», 1869), автор которой предпринимает попытку аргументированно доказать несостоятельность и ошибочность прочно обосновавшегося в сознании викторианцев принципа, регулирующего социальные отношения двух полов: узаконенное подчинение одного пола другому. Этот принцип, по мнению Милля, являлся ошибочным и препятствовал всему общественному развитию и поэтому нуждался в серьезном пересмотре и замене на предложенный автором труда принцип полного равенства, не допускающего каких бы то ни было привилегий для мужчин и ограничения прав женщин.

Неравенство в социальном положении (статусе) женщин имеет глубокие исторические корни.  В эпоху, когда устанавливается патриархальный общественный строй, женщины переходят на положение зависимых членов общества. Особенно велика была зависимость женщин Древней Греции. Рабовладельческая демократия укрепила патриархальный строй и предусматривала рабское, приниженное состояние массы несвободных женщин. У свободных граждан зависимость женщин в семье формировалась и оформлялась обычаем и правом. Женщины не несли общественных обязанностей в государственном управлении, не имела права на собственность в семье мужа, и обретала влияние только в зрелом возрасте или после смерти мужа. Женщине были указаны основные места пребывания: дом, домашнее хозяйство. Разрешалось посещение религиозных мест, мест погребения предков, участие в праздниках. Влияние женщин на общественную жизнь в эпоху античности было незначительным.
Стереотипом древнегреческого мышления о роли женщины было высказывание Аристотеля (IV век до н.э.) о молчании женщин там, где высказываются мужчины. Учитель Аристотеля Платон (V - IV века до н.э.), тем не менее, признавал способности женщин к обучению, полагал возможным предоставление им прав управления государством, несения военной службы и вооруженной службы в охране.
Wedded Lord Frederick Leighton

Более свободной была женщина в Древнем Риме. Римлянки имели общественные права и обязанности. Они были образованными, следили за образованием своих детей. Имели общественные объединения, а в 3 веке н.э. они были объединены для вхождения в Малый сенат. В целом, римлянки были свободолюбивыми гражданками, выбирали себе мужей. В семье собственность же была в руках мужчин, власть мужа, опекуна, брата, родственника распространялась на имущество женщины. Известны запретительные законы личной и семейной жизни римлянок. Чтобы избегать семейных запретов, женщины часто записывались как проститутки, что давало им свободу.
Раннее средневековье утрачивает то немногое положительное, что сказано о женщине в библейских текстах. Многочисленные богословские сочинения, созданные в порыве откровения, опускают библейское упоминание о равенстве полов. Бог, явившись в образе мужчины, негласно, имманентно предлагал путь средневековой социальности в строгой патриархальности. Женщина да убоится мужа своего есть своего рода догмат христианства 5 - 11 веков. Полностью запрещались разводы, преследовались женщины, не имеющие семей или детей.
Carl Schweninger

Христианское семейное право возлагало основные права и ответственность на главу семьи, мужчину. Это соответствовало выводам отцов церкви касательно мужского создания. Более того, некоторые богословы поднимали вопрос о человеческом статусе женщин: якобы только мужчина создан по образу и подобию Божию. В эпоху развитого средневековья чудовищные догматы и предрассудки о женщинах как нечистых, соблазнительницах рода человеческого, ниспосланных для искушения мужчин силами ада, продолжали свое существование. Суд для ведьм был обычным явлением европейской жизни, включая славянские страны. Светской власти, передавшей семейное право в ведение церкви, оставалось констатировать низкое социальное положение женщины. Женщины не допускались к общественному и государственному управлению, несению воинской службы. В европейское средневековье женщина была еще более несвободной, чем во времена Римской империи.



Enrico Tarenghi



Доступ к политическим правам женщины стран Запада получают в ходе упорной, длительной общественной борьбы прогрессивной общественности в XIX - XX столетиях. Если первые женщины-феминистки появились в конце XVIII века, то феминистическое движение оформляется с середины XIX века. Эгалитаристские выступления женских масс являются важным путем к выравниванию прав женщин и мужчин. С получением политических свобод женщины были бы активным социальным слоем, требующим к себе внимания депутатов и лидеров стран Ев
ропы и Соединенных Штатов. Но это происходит не сразу. Правящие круги стран Запада не позволили произойти этому даже в XIX веке.
Однако к середине XIX века в Европе и в Соединенных Штатах значительно окрепло общественное движение женщин за освобождение, появляются суфражистки, борющиеся за избирательное право для женщин. Общество суфражисток появляется в Англии в 1867 году, оно известно обращениями с петициями в парламент, чтобы распространить избирательные права на женщин. Потребовался долгий путь реформ собственности, образования, утверждения демократических прав в России, Западной Европе и Соединенных Штатах, прежде чем это произошло в учреждениях этих стран.

William Henry Midwood

 

Рубрики:  О своём , о женском !
Исторические заметки .

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку