-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Славка_Ядин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.08.2010
Записей: 13550
Комментариев: 198636
Написано: 271511


И ТАКИЕ КОСТЁЛЫ У НАС ЕСТЬ

Суббота, 22 Июня 2024 г. 10:01 + в цитатник
Цитата сообщения Марина_Ушакова Костел Посещения Пресвятой Девы Марии в Трокелях

IMG_6866 (700x466, 404Kb)

На пятницу у нас в гимназии давно была запланирована большая экскурсия: с 8.20 до 19.00. Как оказалось, собрались в поездку одни женщины!Ехали два с половиной часа, позади остались Мосты, Щучин и Лида (районный центр). Выгружаемся в Трокелях. Честно говоря, я думала, что увижу кирпичный костёл, как принято, но перед глазами открылось такое зрелище. Оказалось, что первое впечатление было обманчивым.meeting

IMG_6867 (700x466, 408Kb)

Пришёл ксендз, Юрий Беганский и на протяжении двух с половиной часов он стал нашим экскурсоводом. сначала он рассказал об истории костёла и чудотворной иконы  Божией Матери Трокельской, а история эта необыкновенная.

IMG_6868 (466x700, 414Kb)


Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии в деревне Трокели Гродненской области возведен в 1809 году. Хотя до этого момента у храма было несколько предшественников.

Вообще католический приход при ордене иезуитов начал действовать здесь в 1500 году. Именно в этот период иезуиты привозят в деревню образ Девы Марии, получивший впоследствии славу чудотворного лика Божией Матери Трокельской.


IMG_6869 (700x466, 389Kb)

Это здание предназначено для молитвы большого количества паломников.
IMG_6874 (700x466, 529Kb)

Памятные знаки


Существует три версии происхождения названия местности. Первая выводит его от литовского слова Игаки, которое означает перекрёсток дорог, который на самом деле в этом месте существует. Другая указывает на легенду про князя, который потерял тут деталь седла, которая называется «троки». Третья утверждает, что жители Трокелей переселились из города Троки, который находится рядом с Вильнюсом, и назвали свою новую деревню Малыми Троками, или Трокелями.

На протяжении истории поселение находилось сперва в составе Великого Княжества Литовского, потом Речи Посполитой, а теперь входит в состав Беларуси. Некогда оно относилось в Виленскому воеводству и было сначала в Лидском, затем, с 1791 года, в Ошмянском, а в конце XIX века, снова в Лидском уезде. Теперь территориально Трокели входят в состав Вороновского района Гродненской области.

Сначала Трокели были собственностью литовского шляхетского рода Гаштольдов, что подтверждается письмом Зигмунда Кястутавича от 1433 года. После смерти последнего наследника рода Гаштольдов – Станислава, виленского воеводы – оно перешло в собственность короля. Следующими собственниками Трокелей стали отцы-иезуиты из Вильны, которые поменяли на это поселение Ширвинты, более отдалённые от Вильны и поэтому менее удобные для них.





IMG_6876 (700x466, 382Kb)

Беседка

Входим в костёл. Конечно первым делом хотелось увидеть эту чудотворную икону, но её нет! Она скрыта за другой, центральной, иконой.
IMG_6880 (466x700, 486Kb)

Оглядываюсь по сторонам.

IMG_6877 (466x700, 459Kb)IMG_6905 (700x466, 392Kb)IMG_6887 (466x700, 453Kb)

Справа
IMG_6878 (466x700, 491Kb)

Слева

IMG_6886 (466x700, 471Kb)IMG_6885 (700x466, 459Kb)

Икона XVIII века.

IMG_6890 (466x700, 529Kb)IMG_6896 (466x700, 478Kb)

Невидимым движением ксёндз нажимает кнопочку... И начинается ЧУДО! Центральная икона опускается вниз, открывая нам Пресвятую Деву Марию с младенцем на руках. Потрясающее явление!

IMG_6882 (466x700, 504Kb)

Так вот она какая!
IMG_6884 (700x466, 518Kb)


В 1656 году, а затем в 1738-м костел был уничтожен сильнейшими пожарами. Но каждый раз иконе удавалось уцелеть. С того момента икона считается чудотворной.


Прямо к иконе идёт дорожка, по ней мы и пошли.
IMG_6888 (466x700, 514Kb)

Вот она, уже совсем близко, над головой. Дотрагиваюсь до рамы и загадываю желание. Говорят, оно всегда исполняется.
IMG_6889 (466x700, 476Kb)

Возвращаюсь в санктуарий.
IMG_6892 (700x466, 444Kb)

Две одинаковых исповедальни
IMG_6893 (466x700, 440Kb)
IMG_6897 (700x466, 461Kb)

Орган
IMG_6901 (700x466, 459Kb)

Католики молятся, остальные бродят, рассматривая иконы и резные доски
IMG_6902 (466x700, 447Kb)IMG_6903 (700x466, 471Kb)

Ксендз Юрий Беганский отвечает на все интересующие нас вопросы. Спрашиваю: - Что, в Вашем городке живут одни католики? - Нет, говорит, - В соседней деревушке стоит православная церковь...

IMG_6895 (466x700, 436Kb)

Мимо распятого Христа иду на выход, осматривать территорию костёла.

IMG_6906 (700x466, 412Kb)

Ксендз рассказал, что в эту корону вмонтировано 1620 светодиодных ламп, которые управляются специальной компьютерной программой и столб света отсылается в небо во время праздников на высоту 10 км.
IMG_6907 (466x700, 446Kb)
IMG_6908 (700x466, 478Kb)

Это источник со святой водой.
IMG_6909 (466x700, 641Kb)

Территория ухожена, очень радует.
> IMG_6910 (700x466, 622Kb)
IMG_6911 (700x466, 545Kb)IMG_6914 (700x466, 605Kb)
IMG_6916 (700x466, 483Kb)
IMG_6917 (466x700, 446Kb)
IMG_6913 (700x466, 466Kb)IMG_6918 (700x466, 495Kb)
IMG_6919 (700x466, 448Kb)
IMG_6921 (700x466, 478Kb)
IMG_6924 (466x700, 458Kb)IMG_6925 (466x700, 485Kb)
IMG_6926 (700x466, 491Kb)
IMG_6923 (466x700, 586Kb)

Под гигантским деревом священник читает детям какую-то молитву. Это один из отрядов религиозного лагеря. Называется "Божьи коровки", потому у них шапочки красного цвета.

О! Наши идут. Присоединяюсь.
IMG_6930 (700x466, 489Kb)

А идут они все к источнику за святой водой. В центре четырёхгранная стойка с четырьмя кранами, в углу ёмкость с литровыми бутылками, рядом пробки. Всё бесплатно. Вода холодная и чистейшая. Я сразу попробовала, очень вкусная.

IMG_6936 (700x466, 441Kb)IMG_6935 (466x700, 424Kb)

Идём дальше, в летний молельный домик
IMG_6937 (700x466, 333Kb)
IMG_6938 (466x700, 346Kb)

А хозяйство у костёла огромное.
IMG_6939 (700x466, 472Kb)
IMG_6941 (700x466, 597Kb)
IMG_6942 (700x466, 618Kb)
IMG_6944 (700x466, 535Kb)

Виноградники
IMG_6945 (700x466, 596Kb)
IMG_6946 (700x466, 598Kb)
IMG_6947 (700x466, 535Kb)

Сад из 120 яблонь
IMG_6948 (700x466, 593Kb)
IMG_6949 (700x466, 628Kb)IMG_6951 (466x700, 418Kb)

Шесть рыбных прудов. Здесь водятся карпы и щуки. На конкурсе рыбаков однажды выловили карпа весом 15 кг и щуку 7 кг.
IMG_6950 (700x466, 586Kb)
IMG_6952 (466x700, 532Kb)IMG_6953 (466x700, 582Kb)
IMG_6954 (466x700, 650Kb)IMG_6955 (466x700, 466Kb)
IMG_6956 (466x700, 416Kb)IMG_6957 (466x700, 453Kb)


История трокельского костела Посещения Пресвятой Девы Марии

Когда был основан приход в Трокелях и построен первый костёл, точно неизвестно. Можно предполагать, что это произошло примерно в 1500 году. Кс. Михал Шалкевич, который был трокельским настоятелем в начале ХХ века, считал, что акты основания прихода пропали во время шведской войны или даже раньше, во время польско-московской войны.

На протяжение веков менялась и деканальная принадлежность прихода. До середины XVIII века она упоминается как приход Радуньского деканата Виленской епархии. В первой половине XIX века приход находился в составе Вишневского деканата, а документы второй половины XIX века свидетельствуют о его принадлежности к Радуньскому деканату Гродненской епархии.

Основанный в Трокелях приход был одним из самых бедных. У него не было крестьянских хозяйств, с которых он получал бы доходы на содержание. Когда приход перешёл в руки иезуитов, тогдашний ректор Виленской Академии Гарсияс Алябиянус с разрешения верховной власти ордена позаботился о выплатах на содержание при костёле местного настоятеля.

После упразднения ордена иезуитов в 1773 году и перехода костёла под покровительство придворного маршалка Владислава Гуровского, трокельский приходской дом вообще не получал десятины, и по этой причине нёс потери до 3000 польских злотых в год.

С 1585 года отцы-иезуиты были полноправными собственниками Трокельского прихода. Они не только обладали на этих землях земными поместьями, но и оказывали различную пастырскую помощь местному настоятелю.

Около середины XIX века Трокели переживали большой материальный недостаток. В 1839 году вишневский декан в своём отчёте виленскому епископу писал про трудности и нужды прихода. Бедность храма соответствует бедности крестьян – им не хватало даже хлеба. Декан пишет, что богослужения совершаются регулярно, что хорошо налажено обучение верующих и что оказываются необходимые духовные услуги.

В 1843 году учредительное оснащение прихода было конфисковано властями царской России. Нравственное состояние жителей прихода характеризует документ 1843 года. В нём отмечается их трудолюбие, мирный характер и набожность. Упрекнуть их в каком-то значительном проступке нет оснований. Все они принадлежат к римо-католическому вероисповеданию. Из документа визитации мы узнаём, что они отличаются «набожностью и добрыми нравами».

В том же 1843 году был организован церковный совет, который назывался дозором. Совет состоял из 9 человек и выбирался самими прихожанами. В приходском архиве на протяжение столетий сохранялись приходские метрические книги крещений, погребений, венчаний, приходов и расходов, инвентари, книги визитаций, книга облигаций, книга полученных и отправленных писем.

На протяжение многих лет настоятелем прихода был кс. Михал Шалкевич. Своё служение он начал в 1922 году. Доброжелательность прихожан к нему проявилась в помощи при постройке нового приходского дома. В приходском архиве найдена корреспонденция отца-настоятеля. Она свидетельствует о его заботе в пользу своих прихожан. Его пастырская деятельность в приходе проходила в тяжкие времена войны и преследований со стороны советской власти. Ему неоднократно угрожала смерть, а с 1949 по 1955 год он провёл в советских тюрьмах. После освобождения кс. Михал Шалкевич ещё три года работал в приходе. Однако преследования со стороны власти продолжались, и он в 1958 году выехал в Польшу (Папа Павел VI назначил его папским камергером в Варминской епархии).

С того времени и на протяжении тридцати лет в Трокелях не было своего священника. Заботу о храме, его защиту взяли на себя местные прихожане. Даже тогда, когда власти отобрали у верных ключи и закрыли костёл, верные продолжали молиться перед входом в святыню. Они организовали дежурства, чтобы не допустить уничтожения святыни и непрестанно обращались в разные государственные учреждения с просьбой, чтобы им вернули Божий Дом. Делегация верующих ездила даже к верховному руководителю по делам вероисповеданий в Москву.

Свидетельством великой отваги прихожан и их любви к Божьему Сыну и Его Матери было решение организовать в колхозе забастовку после того, как никакие другие попытки вернуть святыню не помогли. Такой дерзкий способ противостояния советской власти принёс желаемый результат. Уполномоченный представитель по делам религий в области уступил и дал согласие на функционирование костёла. Вернув его, представители местных католиков получили от священников, которые служили в Лиде и Липнишках, право привозить Святые Дары и подавать Их верующим.

В результате «перестройки» и изменения политической ситуации в Советском Союзе в трокельском костёле было возобновлено Литургическое Служение, которое проводили священники из соседних Субботников и Германишек. Сегодня их дело продолжают последующие священники, которые с 1996 года постоянно находятся в Трокельском приходе. С этого времени началось возрождение и стабилизация приходской жизни как в духовном, так и материальном плане. Священники многое делали для того, чтобы оживить культ Матери Божьей Трокельской, Покровительницы местных людей.


Эту экскурсию мне помогли провести материалы с официального сайта Трокельского костёла:

Сайт костёла

Ну как вам наша экскурсия? Потом была сырная дегустация. Тоже расскажу.

Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку