-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Серебряная_вязь

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Любители_Путешествий _СТРАНА_ЧУДЕС_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.07.2010
Записей: 3659
Комментариев: 1037
Написано: 5774


Без заголовка

Понедельник, 01 Сентября 2014 г. 18:56 + в цитатник
Цитата сообщения Annataliya Марина Мартиросова. Фотографии на память

original (333x550, 105Kb)"Фотографии на память"... Вы знаете, сейчас эта повесть, имхо, особенно актуальна, и я бы, наверное, порекомендовала прочитать ее многим, всем тем, кто особенно рьяно пытается доказать друг другу свою правоту в тех самых событиях, которые вспыхнули между нашими народами в этом году. Ведь это всё уже было, и было ни раз.
"Фотографии на память" - воспоминания женщины по старым фотографиям, которой, когда она была еще ребенком, пришлось уехать из Баку. Заканчивался 1988 год, в Баку начались погромы армян, а несколькими месяцами раньше точно такие же погромы азербайджанцев начались в Армении. Тогда камнем преткновения стал Карабах. А родители Марго - армяне, хоть и сами выросли в Баку, хоть и лучшими друзьями детства были азербайджанцы... Все тогда жили рядом, по-дружески, по-соседски. Но так сложилось...
Я сейчас процитирую довольно-таки большой отрывок. Но в нем, как мне кажется всё: и тупая ненависть, и злоба недалеких людей, и понимание тех, кто прошел через подобное, и доброта, откуда не ждешь.
Давайте и мы с вами постараемся не быть недалекими.
"Джаваншир побагровел, сжал кулаки и начал орать:
- Гет бурдан, эрмяни! Что уставилась? Не понимаешь? По-русски сказать? Или по-армянски?
Он подбежал к нашей парте, схватил мой портфель и начал вытряхивать из него учебники:
- Русский язык - долой! - книжка расправила белые крылья-страницы и полетела на пол. - Французский - туда же. География - долой! Ага, азербайджанский. На вот, учи… Вслух, вслух читай!
Джаваншир вытолкнул из класса Гришу. Подпер стулом дверь, схватил меня за волосы и начал тыкать в страницу учебника:
- Ну?!
Читай, читай!
Я задыхалась. Из носа текла кровь. Но мне никак не удавалось оттолкнуть от себя Джаваншира. Вдруг раздался страшный грохот. Парты полетели в разные стороны, и сквозь пелену слез я разглядела, как Джаваншир, выпустив мои волосы, после чьей-то могучей затрещины летит через весь класс и врезается спиной в противоположную стенку.
- Она же армянка! - сидя на полу, отчаянно орет Джаваншир. - Армянка, понимаешь?! Эрмяни!
А новенький - беженец из Армении - молча дубасил Джаваншира, не давая тому встать на ноги. Потом повернулся к застывшему Руслану и хрипло произнес:
- Они тоже нас так... Папа били, сестра в школу не пускали. "Азеры" называли... А мы что сделали? Ничего мы не сделали. И она тоже ничего не сделала, - новенький молча подошел к моей парте, собрал книжки, засунул в портфель.
- Вставай, пошли домой.
Мы медленно брели по дороге. Я все время останавливалась, всхлипывала, размазывала по щекам слезы, прикладывала к носу большой и не очень свежий платок новенького.
- Тебя как зовут? - спросила я у него.
- Мамед, - широко улыбнулся мой защитник. - А я твой имя знаю. Ты - Марго.
Мамед переложил портфели в другую руку, потянул носом воздух и сказал:
- Тут у вас по-другому пахнет. У нас в Армении не так. У вас бензином, нефтью, рыбой. А у нас в селе абрикосами, виноградом.
Когда мы уже дошли до моего подъезда, Мамед, потупившись, сказал:
- Ты, наверное, скоро уедешь. Я знаю. Нас тоже так... Слушай, а ты армянский язык знаешь? Скажи что-нибудь! Ужасно хочу хоть два слова по-армянски с кем-нибудь сказать. Давай, а?"
Пожалуй, этим всё сказано...
Разве что, осталось добавить, что повесть "Фотографии на память" Марины Мартиросовой в свое время получила премию им. А. Гайдара от журнала "Пионер" и вошла в шорт-лист национальной детской литературной премии "Заветная мечта". Почитайте.
Рубрики:  чтение
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку