Дом Хундертвассера: главная «зелёная» достопримечательность Вены.
Дом Хундертвассера: главная «зелёная» достопримечательность Вены.
Дом Хундертвассера (нем. Hundertwasserhaus) – одно из самых дорогих примеров муниципального жилья в австрийской столице, однако когда в 1986 году его строительство завершилось, от желающих поселиться в эко-теремке не было отбоя. Красочное строение одновременно напоминает дворец из сказки и полный жизни коралловый риф…
Построив дом по заказу городских властей, архитектор-живописец Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser) не взял денег за своё творение, сказав, что этот дом является его душой – и он просто счастлив, что на этом месте не построили что-нибудь безобразное.
Под безобразным имелось ввиду серость и однообразность: создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле активно выступал против одинаковых домов-коробок, как это стало принято с приходом эпохи модерна.
В подтверждение своих идей Фриденсрайх всегда носил непарные носки. Когда люди интересовались у него: «Зачем вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А зачем, собственно, вы носите одинаковые?!»
Эту художественную и жизненную концепцию известный австриец воплотил в ряде проектов, среди которых одним из наиболее знаменитых является названный в его честь многоэтажный дом. Его фасад раскрашен во все цвета радуги, а местами его покрывают мозаика и орнаменты из цветных глазурованных плиток.
По идее архитектора каждый жилец в праве привнести что-то своё в это творение: достаточно просто протянуть из окна руку с кистью или краской-спреем (странно, что при этом никто до сих пор не догадался нанести на стены граффити). При строительстве здания было использовано восемь типов окон, а все линии и формы намеренно асимметричны.
Есть у Дома Хундертвассера и другое название – «Waldspirale», что в переводе с немецкого означает «лесная спираль». Это название вполне соответствует архитектуре постройки: спиралевидный подъем зелёной крыши покрыт слоем земли – и выглядит как поляна с деревьями, кустарниками и травами. В внутреннем дворике разместился пруд с лягушками, создавая впечатление настоящей лесной идиллии.
Будучи обеспокоенным вопросами экологии, архитектор считал, что растения тоже имеют право жить в доме – это хоть какая-то компенсация за урон, который наносит природе современное индустриальное общество. Поэтому он создал специальные комнаты-ниши, чтобы высаживать там виноградники, кустарники и даже деревья (поместилось в общей сложности около 250).
Дом Хундертвассера возведён совместно с архитектором Йозефом Кравиной из дерева и камня – полностью натуральных природных материалов. Здесь находится 52 квартиры (то есть примерно две сотни жильцов), 4 офиса, две детские игровые комнаты, 3 общественных и 16 частных террас, кафе, зимний сад и парковка на 37 автомобилей.
Однако не смотря на то, что игра красок и обилие зелени просто завораживают, нервы некоторых жильцов долго не выдерживают и они съезжают – в основном из-за растущего потока туристов, которые бродят вокруг здания с фотоаппаратами и любопытно заглядывают в окна. Что, впрочем, не так уж плохо: шанс поселиться здесь выпадает ещё какому-нибудь состоятельному счастливчику.
В начале 90-ых в городе также была реализована пара аналогичных проектов архитектора: если вы когда-нибудь посетите Вену, найдите Дом искусств Кунстхаус (KunstHausWien) и так называемую «Деревню Хундертвассера» (Hundertwasser Village) – торгово-выставочный центр с сувенирными лавочками и кафе.
Не будь Фриденсрайх Хундертвассер европейским архитектором, он предпочёл бы жить скромнее – в уютной и безопасной землянке с множеством окошек, покрытой сверху травой. В Новой Зеландии архитектор построил как раз такой дом: крыша по бокам переходит в холм, на который иногда приходят пощипать травку бараны.
Кроме того, эко-деятель за свою жизнь успел возглавить несколько проектов по художественной реабилитации бывших мануфактур: унылые коробки Хундертвассер превращал в арт-объекты. Так, например, в 1988 году по его дизайну были оформлены фасад и дымовая труба теплоэлектроцентрали Шпиттелау в Вене, где сжигались сортированные бытовые отходы.
Личный пример архитектора напоминает нам о том, что природа, экологичный подход, современные технологии и искусство могут гармонично сочетаться, делая существование человека более комфортным.