-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Викторриия

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.07.2010
Записей: 3529
Комментариев: 117
Написано: 4370


Римский-Корсаков - истинный патриот России.(фильм-биография и оперы)

Среда, 21 Ноября 2012 г. 22:19 + в цитатник
Цитата сообщения Alexandra-Victoria Римский-Корсаков - истинный патриот России.(фильм-биография и оперы)

 

 (400x19, 0Kb)
Римский - Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) - русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. В 1859-1960 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862-1865) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка «Могучая кучка», оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора.

 (220x124, 17Kb)
Inn_Gallery


Зачем композитор Римский-Корсаков ходил к берегам Америки?

Герб семьи

Флотская служба была предопределена Николаю Андреевичу с детства. Род Римских-Корсаковых прославился в России как военно-морской, это теперь он больше известен как композиторский.
 
Ко времени рождения младшего сына (6 марта 1844 г.) Андрей Петрович Римский-Корсаков находился не у дел. В свое время он занимал должности новгородского вице-губернатора и гражданского губернатора Волынской губернии, но был уволен за свободомыслие и помощь следовавшим в ссылку декабристам, которых ссужал (не надеясь на возврат) деньгами. Он всегда придерживался прогрессивных взглядов, что проявилось даже в его женитьбе. Матерью будущего композитора стала Софья Васильевна, незаконнорожденная дочь помещика В.Я. Скарятина и его крепостной. Она получила хорошее образование, владела французским языком, любила музыку и неплохо играла на рояле. Любовь к музыке она привила и младшему сыну. У Николая оказался абсолютный слух и прекрасная музыкальная память. Но «сделаться музыкантом я не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком» - вспоминал впоследствии композитор.
 
Кадет Николай Римский-Корсаков
 
В детстве он больше всего любил, когда приходили письма от старшего брата. Воин Андреевич (Воин – имя в роду наследственное) уже служил флотским офицером, ходил в далекие плавания, командовал знаменитой шхуной «Восток» в экспедиции Е.В. Путятина к берегам Японии.
Воин Андреевич Римский-Корсаков контр-адмирал, исследователь Балтийского и Японского морей, Татарского пролива, Амурского лимана и устья Амура, директор Морского кадетского корпуса.

 
Из его писем и рассказов при нечастых посещениях родительского дома перед мальчиком вставал прекрасный и манящий мир моря. Когда подошел срок, Николай с радостью уехал из захолустного Тихвина в Петербург поступать в Морской кадетский корпус.
Занятия музыкой Николай продолжил и в Петербурге. На его счастье он познакомился с прекрасным пианистом Федором Андреевичем Канилле и стал брать у него уроки. Канилле помог ему ликвидировать многие огрехи в музыкальном образовании, познакомил с молодыми композиторами Балакиревым, Мусоргским и Кюи, с которыми Николай быстро подружился.
 
"Балакиревский кружок "Могучая кучка"
Балакирев не только стал музыкальным наставником Римского-Корсакова, но и оказал громадное влияние на становление его как композитора. «Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое его слово и суждение были для меня безусловной истиной» - вспоминал впоследствии Николай Андреевич.
В 1862 году Николай, произведенный в гардемарины, был назначен на клипер «Алмаз», отправляющийся в длительное плавание к берегам Америки. Плавание длилось более 2,5 лет, за это время «Алмаз» посетил Киль, Копенгаген, Нью-Йорк, Балтимор, Рио-де-Жанейро, Тулон, Лиссабон и ряд других портов. Николай не только хорошо освоил флотское дело, был произведен в мичманы (первый офицерский чин на флоте), но и навсегда полюбил море, став впоследствии, по утверждению современников, лучшим музыкальным «маринистом».
Поход российских кораблей к американским берегам (две эскадры из 12 кораблей) выполнял важную политическую функцию – предотвращение вмешательства Англии и Франции в гражданскую войну в США. Свою задачу моряки выполнили успешно, поэтому в американских портах их встречали очень тепло, устраивая для них приемы и балы. В Америке Николай впервые услышал «Фауста» Гуно, произведшего на него большое впечатление. Он приобрел ноты и во время поездок на берег исполнял товарищам на фортепиано отрывки из оперы.
Свободное от вахт время Николай посвящал чтению и музыке. «Я продолжаю сочинять, - писал он Балакиреву, - у меня есть в голове уже две темы для новой симфонии, очень хочу сочинить какой-нибудь хор на стихи Пушкина или Лермонтова, или какой-нибудь фантастический хор, например, хор русалок». Впоследствии в своих «сказочных» операх он реализовывал и не такие фантастические проекты.
В декабре 1865 года, через полгода после возвращения из плавания, состоялась премьера 1-й симфонии, родившейся под шум океанских ветров и плеск волн. В России появился новый самобытный композитор.
 
 
Еще несколько лет Николай оставался на службе, получил следующий чин лейтенанта (соответствовал штабс-капитану в армии), но в морские походы уже не ходил, а все время отдавал музыке.
 
Репин И.Е. Портрет композитора Римского-Корсакова
портрет работы Репина И.Е.
 
Стоит отметить, что и после выхода в отставку он не расстался с флотом, став инспектором военно-морских хоров (духовых оркестров). В его обязанности входил контроль над оркестрами и их репертуаром на всех флотах, руководство капельмейстерами, курирование учеников консерватории – стипендиатов морского ведомства. Этому хлопотному делу он посвятил более 10 лет. «Не знаю, будут ли когда-нибудь морские хоры играть с такой отделкою и так стройно, как тогда, но что до этого им никогда не приходилось так подтянуться – я в этом уверен» - написал он впоследствии.
 

 

НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

В этот же период он стал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, возглавил Бесплатную музыкальную школу, был помощником управляющего Придворной певческой капеллой, много и вдохновенно сочинял. Опера «Псковитянка» стала первым крупным произведением 25-летнего композитора, снискавшим успех у публики и благожелательные отзывы критики.
 


 
За ней последовали «Майская ночь» и «Снегурочка», восторженно встреченные почитателями таланта композитора, коих у него становилось все больше. Успех был несомненен. Его музыку стали называть сказочной и чарующей. Всего же Римским-Корсаковым было создано 15 опер, которые и сегодня с успехом идут не только в России, но и на оперных сценах многих стран.
 


 
 
Особой любовью композитора была русская народная песня. Римский-Корсаков собрал, записал и гармонизовал (сделал фортепианное сопровождение) значительное количество песен. Результатом кропотливой работы стал сборник «Сто русских народных песен». Трепетное отношение к народной песне отразилось на всем его творчестве, повлияло на выбор тем, сюжетов и действующих лиц оперных произведений, на характер его музыкального языка.
 
 
Стоит отметить, что творческое наследие Римского-Корсакова разнообразно, он писал лирические романсы и симфонические произведения, кантаты и ариозо, серьезную инструментальную музыку. После ухода из жизни М.П. Мусоргского, А.П.Бородина, А.С. Даргомыжского он не жалел сил и времени на завершение незаконченных ими произведений.
 
 
В 1907 году Римский-Корсаков создал свою последнюю оперу-сказку - «Золотой петушок», но увидеть ее на сцене уже не успел. Композитор скончался в ночь на 8 июня 1908 года. Ушел из жизни прекрасный мастер и истинный патриот России, но осталась его музыка, которую знают во всем мире, и его ученики. Уже в советское время дело Николая Андреевича продолжил его внук Георгий, ставший композитором.
 
1449 (253x300, 102Kb)
 
 
Дом в Тихвине на берегу реки Тихвинки, где родился Римский-Корсаков
 
Государственный дом-музей Н.А.Римского-Корсакова
 
 
 
 
А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков со своими учениками М.М. Черновым и В.А. Сениловым. Фото 1906 г.
 
Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Лядов.
 

Стоят:  В. П.   Калафати, Ф. С. Акименко,  В. А. Золотарёв.
Сидят: И. И. Крыжановский, Н. Н. Черепнин, Н. А. Римский-Корсаков.

Занимательные факты из жизни Николая Римского-Корсакова

 

ничего страшного 
 
 Однажды некий недоброжелатель заявил Римскому-Корсакову, что музыка одного из его учеников очень похожа на музыку Бородина. Римский-Корсаков ответил на это:
- Что ж такого? Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это еще не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!
 
исключение из правил
 
Как-то раз на одном из своих консерваторских занятий Римский-Корсаков объяснял ученикам, что последняя часть симфонии или сонаты непременно должна быть написана в быстром темпе.
- А почему же у Чайковского четвертая часть Шестой симфонии написана в темпе адажио ламентозо? - спросил один из молодых композиторов.
Профессор развел руками.
- Потому что в любом правиле существуют исключения, - сказал он. - Более того, они даже необходимы, если правило нарушает гений...
 
у композитора должен быть голос!
 
Будучи профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, Римский-Корсаков обычно проверял работы своих учеников или показывал какой-нибудь пример из принесенной им партитуры, сидя за роялем.
Иногда он просил кого-нибудь из своих учеников подыграть ему какой-нибудь голос. Рассказывают, что однажды он таким образом обратился к будущему композитору со словами:
- Подпойте-ка мне этот басовый голос... Молодой человек попробовал, но тут же сконфуженно пробормотал:
- Не могу, слишком низко...
- У композитора должен быть голос в семь октав, - назидательно сказал Римский-Корсаков и тут же сам подпел тему глубоким хрипловатым басом.
 
настоящий учитель
 
Первый урок контрапункта Николай Андреевич начал так:
- Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя - стать вам ненужным...
 
"долой!"
 
Однажды в 1905 году Николай Андреевич пришел в класс и с восторгом сообщил:
- Вчера вечером иду по Толмазову переулку, а рабочий навеселе громко кричит: "Долой!" - и потом тихо прибавляет: "А что, не скажу!"
Помолчав, Николай Андреевич уже совершенно серьезно добавил:
- Как много среди нашей консерваторской братии подобных лицемеров-околореволюционеров.
 
не надо его разочаровывать...
 
Когда после смерти Мусоргского Римский-Корсаков дописал его гениальную оперу "Хованщина", цензура приняла ее в штыки. Особое же негодование у цензора вызывали раскольники, к которым в опере было явно сочувственное отношение, а это противоречило позиции Священного Синода.
По этому поводу цензор сказал Римскому-Корсакову:
- Весьма желательно раскольников из оперы удалить и обратить их в людей чем-то недовольных.
- Чем же недовольных? - спросил композитор.
- Допустим, реформами Петра, или чем-нибудь еще... Чем будет непонятнее для благовоспитанного слушателя, тем лучше...
Римскому-Корсакову пришлось выбросить из пятого действия оперы самосожжение раскольников, а вместо этого появились таинственные "недовольные", которые окружены войсками и ждут смертной казни или чего-нибудь в этом роде.
Когда кто-то из друзей задал композитору вопрос: "Чего же все-таки ждут эти недовольные"? - тот отвечал:
- Об этом я знаю не больше вашего. "Чем непонятнее - тем лучше" - такова установка цензора. Так что не будете его разочаровывать, чтобы цензор в свою очередь не разочаровал артистов и публику и не запретил постановку вообще...
 
Это я!
 
В опере Римского-Корсакова 'Золотой петушок' на сцену выводили лошадей.
Как известно, в этой опере есть весьма трудная партия Звездочета, для исполнения которой требуется высокий тенор или даже контртенор. В молодости эту арию пел Иван Козловский, и, в частности из-за трудности исполнения, сейчас эту оперу не ставят.
Вот на сцену выводят лошадей, и вдруг с одной из них случился конфуз. Лошадей увели, а последних должен был выходить Звездочет и петь: 'Царь премудрый, это я!'
И вот артист, исполняющий партию Звездочета (чуть ли не сам Козловский), выходит на сцену, видит эту лошадиную кучу, встает над ней и поет: 'Царь премудрый, это я!' - и отвешивает куче поклон.
Что происходило в зале, описать трудно. Так еще никогда не бисировали.
 
1451 (300x300, 176Kb)

 

Рубрики:  музыка

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку