-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ангарск

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.07.2010
Записей: 16840
Комментариев: 38927
Написано: 78396


Славянская мифология. Чёрт.

Вторник, 10 Мая 2011 г. 17:17 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya Славянская мифология. Чёрт.







Чёрт (в старой орфографии употреблялось также написание чорт) — термин, употребляемый как родовое название для обозначения всякого рода злых языческих духов, а также в смысле христианского образа Сатаны и низших демонов («нечистая сила»).

Согласно Большой советской энциклопедии, чёрт является синонимом беса. Несмотря на это, чёрт — не совсем то же, что и бес.

Чёрт является персонажем огромного количества русских народных сказок, таких как «Чёрт заимодавец», «Чёрт и мужик», «Солдат и чёрт» и т.д.

Согласно А. Н. Афанасьеву, слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом.


"Чёрт и крестьянин". Сергей Петрович Панасенко (Михалкин).

Слово «чёрт» имеет множество синонимов — дьявол, Сатана, Вельзевул (Веельзевул), Мефистофель, Анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий, бес, нечистый, лукавый.
При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны.



Иван-дурак. Иллюстрация Michael Sevier к сказке Льва Толстого, 1916 г.

Представления о внешности чертей.

Хотя в Библии нет конкретных описаний внешности чёрта, в христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей (точнее, их материального, телесного воплощения, так как черти — ещё и злые духи).
В представлениях о чёрте сохранились остатки индогерманской мифологии в смешении с христианскими представлениями о Дьяволе.
В представлениях о чёрте как о кузнеце (во многих сказках и пословицах), в эпитете «хромой» прослеживается связь с греческим богом подземного огня, хромым кузнецом Гефестом.
Черти в поверьях принимают вид животных старого культа — козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Чаще всего это рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п.
В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточное Европе.



Использование слова чёрт в русском языке.

Как имя демона ада, имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере — без особого повода. Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это, и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например лукавый, нечистый, неназываемый, враг рода человеческого, шут и другие, см. выше.

Ещё в XIX веке «чёрт» было довольно сильным ругательством — как в русском, так и в английском («дьявол») языке. В советской литературе 1920-х гг. ругательства часто классифицируются как «дальше чёрта» (см. например, Н. Огнев. «Дневник Кости Рябцева»). Однако от частого употребления «сила» данного слова в качестве оскорбления в настоящее время существенно снизилась.

В уголовной иерархии чёрт — самый низший из категории «мужиков» (но не «петух», а «обиженный»), который не моется, не стрижётся, не стирается, не следит за собой.



Беглый солдат и чёрт.

Отпросился солдат в отпуск, собрался и пошёл в поход. Шёл, шёл, не видать нигде воды, чем бы ему сухарики помочить да на пути на дороге закусить, а в брюхе давно пусто. Нечего делать — потащился дальше; глядь — бежит ручеёк, подошёл к этому ручейку, достал из ранца три сухаря и положил в воду. Да была ещё у солдата скрипка; в досужее время он на ней разные песни играл, скуку разгонял. Вот сел солдат у ручья, взял скрипку и давай наигрывать. Вдруг откуда ни возьмись — приходит к нему нечистый в виде старца, с книгою в руках.
— Здравствуй, господин служба!
— Здорово, добрый человек!
Чёрт аж поморщился, как солдат обозвал его добрым человеком.
— Послушай, дружище, поменяемся: я отдам тебе свою книгу, а ты мне скрипку.
— Эх, старый, на что мне твоя книжка? Я хоть десять лет прослужил государю, а грамотным никогда не бывал; прежде не знал, а теперь и учиться поздно!
— Ничего, служивый! У меня такая книга — кто ни посмотрит, всякий прочитать сумеет!
— А ну дай — попробую!
Развернул солдат книжку и начал читать, словно с малых лет навык грамоте, обрадовался и тотчас же променял свою скрипку. Нечистый взял скрипку, начал смычком водить, а дело не клеится — нет в его игре никакого ладу.
— Слушай, брат, — говорит он солдату, — оставайся-ка у меня в гостях дня на три да поучи на скрипке играть; спасибо тебе скажу!
— Нет, старик, — отвечает солдат, — мне надо на родину, а за три дня я далеко уйду.
— Пожалуйста, служивый, коли останешься да научишь на скрипке играть, я тебя в один день домой доставлю — на почтовой тройке довезу.
Солдат сидит в раздумье: оставаться или нет? И вынимает он сухари из ручья — хочет закусывать.


Симберг, Хуго Чёрт у котла 1897г

— Эх, брат, служивый, — говорит нечистый, — плохая твоя еда; покушай-ка моей!
Развязал мешок и достал белого хлеба, жареной говядины, водки и всяких заедков: ешь — не хочу!
Солдат наелся-напился и согласился остаться у того незнакомого старика и поучить его на скрипке играть. Погостил у него три дня и просится домой; чёрт выводит его из своих хором — перед крыльцом стоит тройка добрых коней.
— Садись, служивый! Мигом довезу.
Солдат сел с чертом в повозку; как подхватили их лошади, как понесли — только версты в глазах мелькают! Духом довезли.
— А что, узнаёшь эту деревню? — спрашивает нечистый.
— Как же не узнать! — отвечает солдат. — Ведь в этой деревне я родился и вырос.
— Ну, прощай!
Солдат слез с повозки, пришёл к сродственникам, стал с ними здороваться да про себя рассказывать, когда его и на сколько из полку отпустили. Показалось ему, что пробыл он у нечистого в гостях всего-навсего три дня, а на самом деле пробыл у него три года; срок отпуску давным-давно кончился, а в полку, чай, в бегах его считают.
Оробел солдат, не знает, что и делать ему! И гульба на ум нейдёт! Вышел за околицу и думает: «Куда теперь деваться? Коли в полк идти — так там сквозь строй загоняют. Эх, нечистый, славно ты подшутил надо мною». Только вымолвил это слово, а нечистый тут как тут.
— Не кручинься, служивый! Оставайся со мной — ведь у вас в полку житьё незавидное, сухарями кормят да палками бьют, а я тебя счастливым сделаю... Хочешь, купцом сделаю?
— Вот это ладно: купцы хорошо живут, дай и я попробую счастья!



Нечистый сделал его купцом, дал ему в столичном городе большую лавку с разными дорогими товарами и говорит:
— Теперь, брат, прощай! Я уйду от тебя за тридевять земель, в тридесятое государство; у тамошнего короля есть прекрасная дочь Марья-королевна; стану её всячески мучить!
Живёт наш купец, ни о чём не тужит; счастье само так и валит на двор; в торговле такая ему задача, что лучше требовать нельзя! Стали ему другие купцы завидовать. «Давайте-ка, — говорят, — его спросим: что он за человек, и откуда приехал, и может ли торг вести? Ведь он у нас всю торговлю отбил — чтобы ему пусто было!» Пришли к нему, стали допрашивать, а он отвечает им:
— Братцы вы мои! Теперь у меня дел подошло много, некогда с вами потолковать; приходите завтра — всё узнаете.
Купцы разошлись по домам; а солдат думает, что ему делать? Как ответ давать? Думал, думал и решился бросить свою лавку и уйти ночью из города. Вот забрал он все деньги, какие налицо были, и пошёл в тридесятое государство.
Шёл, шёл и приходит на заставу.
— Что за человек? — спрашивает его часовой. Он отвечает:
— Я лекарь; иду в ваше царство, потому что у вашего короля дочь больна; хочу её вылечить.
Часовой доложил про то придворным, придворные довели до самого короля. Король призвал солдата:
— Коли ты вылечишь мою дочь, отдам её за тебя замуж.
— Ваше величество, прикажите мне дать три колоды карт, три бутылки вина сладкого да три бутылки спирту горячего, три фунта орехов, три фунта свинцовых пуль да три пучка свеч воску ярого.
— Хорошо, всё будет готово!
Солдат дождался вечера, купил себе скрипку и пошёл к королевне; зажег в её горницах свечи, начал пить-гулять, на скрипочке играть.



В полночь приходит нечистый, услыхал музыку и бросился к солдату:
— Здравствуй, брат!
— Здорово!
— Что ты пьёшь?
— Квасок потягиваю.
— Дай-ка мне!
— Изволь! — и поднёс ему полный стакан горячего спирту; чёрт выпил — и глаза под лоб закатил:
— Эх, крепко забирает! Дай-ка закусить чем-нибудь.
— Вот орехи, бери да закусывай! — говорит солдат, а сам свинцовые пули подсовывает. Чёрт грыз, грыз, только зубы поломал. Стали они в карты играть; пока то да сё — время ушло, петухи закричали, и нечистый пропал. Спрашивает король королевну:
— Каково ночь спала?
— Слава богу, спокойно!
И другая ночь так же прошла; а к третьей ночи просит солдат короля:
— Ваше величество! Прикажите в пятьдесят пуд клещи сковать да сделать три прута медных, три прута железных и три оловянных.
— Хорошо, всё будет сделано!


Черти в аду (деталь фрески в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция)

В глухую полночь является нечистый.
— Здравствуй, служивый! Я опять к тебе погулять пришёл.
— Здравствуй! Кто не рад весёлому товарищу!
Начали пить-гулять. Нечистый увидел клещи и спрашивает:
— А это что такое?
— Да, вишь, король взял меня в свою службу да заставил музыкантов на скрипке учить; а у них у всех пальцы-то кривые — не лучше твоих, надо в клещах выправлять.
— Ах, братец, — стал просить нечистый, — нельзя ли и мне выправить пальцы? А то до сей поры не умею на скрипке играть.
— Отчего нельзя? Клади сюда пальцы.
Чёрт вложил обе руки в клещи; солдат прижал их, стиснул, потом схватил прутья и давай его потчевать; бьёт да приговаривает: «Вот тебе купечество!» Чёрт молит, чёрт просит:
— Отпусти, пожалуй! За тридцать вёрст не подойду к дворцу.
А он знай бичует. Прыгал, прыгал чёрт, вертелся, вертелся, насилу вырвался и говорит солдату:
— Хоть ты и женишься на королевне, а от моих рук не уйдёшь! Только отъедешь за тридцать вёрст от города — сейчас захвачу тебя!
Сказал и исчез.
Вот женился солдат на королевне и жил с нею в любви и согласии; а спустя несколько лет помер король, и он стал управлять всем царством. В одно время вышел новый король со своею женою в сад погулять.
— Ах, какой славный сад! — говорит он.
— Это что за сад! — отвечает королева. — Есть у нас за городом другой сад, вёрст тридцать отсюда, вот там есть на что полюбоваться!
Король собрался и поехал туда с королевою; только вылез он из коляски, а нечистый навстречу:
— Ты зачем? Разве забыл, что тебе сказано! Ну, брат, сам виноват, теперь из моих лап не вырвешься.
— Что делать! Видно, такова судьба моя! Позволь хоть с молодой женой проститься.
— Прощайся да поскорей!..



Простился солдат с женою, поплакал… Чёрт его к себе забрал: бил его каждый день, издевался по всякому, пытал солдата и голодом морил. Да ещё заставлял солдата на скрипке ему постоянно играть. Королевна же быстро мужа другого себе нашла и жила долго и счастливо. А солдат этот до сих пор весь в синяках да ссадинах чёрту служит, да на скрипке играет. За три дня плату несёт.

Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки».

***

Славянская мифология.

Боги
Бог Сварог
Бог Перун
Белбог
Чернобог.
Карачун.
Лель
Бог Род.
Даждьбог
Ярило
Велес
Световид
Коляда
Авсень
Бог Крышень
Стрибог
Радегаст
Бог Семаргл
Бог Триглав
Великий Хорс
Бог-кентавр Китоврас.
Бог Святобор
Иван Купала
Числобог
Доброгост
Догода

Богини
Богиня Лада
Перуница
Берегиня
Макошь
Богиня Морена
Богиня Девана
Доля и Недоля
Богиня Жива
Богиня Кострома
Золотая Баба.

Нечисть
Банник
Аспид.


Русские сказания
Перунов цвет
Алатырь-камень
Велесова книга .
Славянская сага.
Легкокрылая ладья
Мать Сыра Земля.
Арысь-поле .
Алконост
Боян ( Баян )
Времена года.

Домовой
Плач домовых.
Добрыня и Змей
Лебединая дева
Финист - Ясный Сокол.
Полёт вокруг Земли.
Градивник
Баба Яга
Брачный обряд.
Кикимора
Боголесье
Вий
Беловодье
Див
Лесные духи
Деревья
Колдун
Дивьи люди
Яровит
Мировое древо.
Именины домового
ВАЗИЛА
Анчутка
Болотники и Болотницы
Бабай
Аука
Овинник
Кот Баюн
Волкодлак
Леший
Сон и сонное царство.
Ночница
Ночь
Лихо одноглазое
Зима
Великаны
Бродницы
Волхвы
Колыбельная
Дева снегов
ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ
ВОДЯНИЦА.
ЧУР
ИНДРИК-ЗВЕРЬ.

Словарь старинных слов и имён


Животные в мифологии
Аист
УЖ - змеиный царь
Лягушки
Волк


Рубрики:  интересно/обряды, обычаи, приметы,мифы
Метки:  

Pantagius   обратиться по имени Суббота, 21 Мая 2011 г. 00:32 (ссылка)
Черт это плод славянской мифологии.Здесь в тексте были ссылки на библию,но Вельзевул,Асмодей, Люцифер и иже с ним,это одно,а черт это совсем другое.Эти персонажи географически несопоставимы.Верованья в одних появились у семитских народов,другие сформировались в словянской демонологии.То что позже в народном сознании черт стал тождественен христианскому духу зла закономерное следствие взаимодействия неумершего до конца язычества и христианства.Конечно подобные вещи и в других религиях не редки-джины например в исламе отголосок давних верований...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 03:24ссылка
Спасибо за дополненную информацию, как для взрослого читателя.
Подборка данного материала больше доступна детской аудитории.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку