-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в марта18

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.07.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 7857


Казахский орнамент в современном интерьере

Среда, 13 Марта 2013 г. 08:17 + в цитатник
Цитата сообщения Milendia_Solomarina Казахский орнамент в современном интерьере

kazahuzory_4180_13_433458 (700x445, 250Kb)  kazahstan-interera-zhilogo-doma-v-almaty_f_1_700_1 (700x525, 88Kb)

При разработке современного дизайна интерьера в Казахстане, клиенты как правило заказывают необычный дизайн, в котором приемы оформления, свойственные европейской классике, сочетались бы с приемами казахского декоративного искусства. Специально для этого дизайнеры имеют под рукой книги по казахской культуре, библиотеки народных орнаментов и на их основе разрабатывают свои собственные узоры для   отделке стен, полов и потолков, ими же украшают  предметы обстановки..

восточны1 (700x525, 239Kb)

Народное декоративно-прикладное искусство являлось основным в Казахстане на протяжении столетий в условиях скотоводческо-кочевнического хозяйства. Юрта, бытовые предметы, одежда - все украшалось самобытным казахским узором, корни которого уходят в глубь веков. Для него характерны асимметричность композиции, плоскостность рисунка, четкость крупных форм, объединенных цветом и ритмом. Народные названия элементов узора - "бараньи рога", "верблюжий след",  "голова змеи" и др. дают представление о реальных основах и связи с сакским "звериным стилем"

viktor-26 (700x489, 219Kb)
 

Саки - народ, населявший Казахстан в VII - IV вв. до н.э. Их искусство было одним из важнейших звеньев скифской культуры. Для него характерны были изображения реальных и фантастических зверей, входящие в круг "звериного стиля": баранов, козлов, оленей, птиц, крылатых пантер и драконов.

В художественных изделиях первых веков н.э. преобладает геометрический орнамент.

kazah_2_5 (600x449, 56Kb) .

В убранстве интерьера юрты главную роль играли узорчатые войлоки - "текемет" и "сырмок". Текемет - войлок с вваленным рисунком, главным образом белого и черного, а также желтого, розового и коричневого цветов (техника инкрустации). Для этих войлоков характерно сочетание белого и коричневого цветов в центре поля, красной ткани и белого войлока - в кайме.  При этом мотивы фона и каймы повторяют друг друга. В орнаментике разнообразных тканых ковров и дорожек используются чередующиеся орнаментированные полосы. Для пестрых узорных безворсовых ковров характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Фон ковров - красный, реже оранжевый и синий, узоры - многоцветные.


kazah_1_18 (550x667, 63Kb) .


Изделия из дерева (мебель, двери юрт, посуда, музыкальные инструменты) украшались преимущественно плоским рельефом, выжженным и расписным орнаментом, главным образом растительного характера. Отделка деревянных изделий осуществлялась ажурными костяными пластинами с растительным рисунком, в который вплетались мотивы рогов барана

kazah_1_3 (535x699, 67Kb) .


Ювелирные изделия украшались растительным и геометрическим орнаментом.




 


Среди традиционных и наиболее распространенных орнаментальных мотивов чаще всего встречаются трилистники, пальметки в сердцевидном обрамлении, волнистый стебель с полупальметками, отходящими от него, солярные знаки,  S-образный завиток и роговидная спираль. С помощью этих мотивов создается богатый орнаментальный декор. Все перечисленные мотивы развиваются из одного элемента - рогообразного завитка. Этот элемент, близкий по закону построения к логарифмической спирали, имеет ярко выраженную тенденцию к развитию. В зависимости от контекста он может изображать и рог барана, и листок растения, и водный поток, и крыло птицы

kazah_1_1 (524x698, 86Kb) .

Растительные композиции с вертикальной осью симметрии, символизирующие древо жизни или райский сад поздней мусульманской традиции, спиралевидный завиток, трилистник, сердцевидный знак - эти древнейшие и всеобъемлющие знаки-символы не просто сохранялись в отдельных деталях орнамента, а составляли главные формообразующие его элементы. Именно их символический характер, выраженный многозначительными и предельно лаконичными формами, сообщает казахскому орнаменту отвлеченность от конкретных деталей, характерную для передачи универсальной картины мира. Главным в космогонической картине мира была идея движения. Движение предполагает преодоление сопротивления, и это выражено в системе орнамента, которая материализовалась в равновесии узора и фона орнамента.


Динамизм казахского орнамента, его способность покрывать большие плоскости, не утрачивая ясности и структурности, ярко выраженная тенденция к развитию за пределы ограничивающих его рамок - эти качества придают ему своеобразные черты.




 


В орнаментации предметов быта и интерьеров юрты сказалось умение народных мастеров согласовывать декор вещи с ее формой. Принцип соподчинения формы предмета ее композиционному и цветовому решению декора, то есть единства утилитарных и эстетических свойств, лежит в основе развития всего прикладного искусства и говорит о глубине традиций, основанных на преемственности технических и художественных приемов и навыков, передаваемых из поколения к поколению.


Цветовой фон интерьера у казахов является главным, а предметы обихода и детали становятся второстепенными. Это стало одной из специфических особенностей орнамента тюркских народов.




 


В художественной вышивке, в металлических украшениях одежды и конской сбруи чаще всего используются S- и Х-образные фигуры, имеющие общие корни с искусством тюркских и монгольских народов

kazah_1_2 (515x699, 81Kb) .


Основным элементом, считается орнамент «рог» (мyйiз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. «Мyйiз» является истоком казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, «кошкармyйiз» - бараньи рога; «аркармyйiз» - рога архара; «бугымyйiз» - рога оленя; «кырыкмyйiз» - сорок рогов; «космyйiз - двойные рога; «сынармyйiз» - однорогий; «сыныкмyйiз» - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц - «торткулак» - крестовина; тyйетабан - верблюжья ступня; «сынарокше» - единственная пятка; «косалка» - двойное ожерелье; «кзтабан» - гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент - «мyйiз» - рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту

kazah_2_1 (600x462, 57Kb) .


Орнаменты типа «мyйiз» иногда бывают очень мелкими, а порой - крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные - в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заоложен в самой основе войлока, в сырмаках - вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле

восток_тв (700x559, 169Kb) .




 


Народные мастера, используя орнамент «мyйiз» во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции, а дизайнеры внедояют и вписывают их в интерьеры современных квартир

.
каз1 (467x700, 228Kb)

.
казах_шанырак2 (525x700, 175Kb)

10.
казах_шанырак (605x454, 185Kb)

 

Мастера, используя новые орнаменты в соответствии с требованиями времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными.



В изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.

kazakviktor-27 (700x489, 339Kb)



kazah7_60 (700x394, 298Kb)

4.
kazahstan-interera-zhilogo-doma-v-almaty_f_1_700_1 (700x525, 88Kb)

5.
kazahuzory_4180_13_433458 (700x445, 250Kb)

1.
___2 (700x387, 66Kb)

2.
восток_тв (700x559, 169Kb)



kazah_1_4 (538x699, 151Kb)

8.
kazah_1_5 (538x699, 172Kb)

9.
kazah_1_6 (542x699, 151Kb)

10.
kazah_1_7 (541x699, 159Kb)

11.
kazah_1_8 (535x699, 154Kb)

12.
kazah_1_9 (550x698, 86Kb)

13.
kazah_1_10 (550x700, 82Kb)

14.
kazah_1_11 (548x699, 168Kb)

15.
kazah_1_12 (535x698, 172Kb)

16.
kazah_1_13 (541x699, 166Kb)

17.
kazah_1_14 (535x698, 139Kb)

18.
kazah_1_15 (541x699, 169Kb)

19.
kazah_1_16 (550x700, 88Kb)

20.
kazah_1_17 (550x496, 54Kb)

 
kazah_2_2 (600x449, 60Kb)

28.
kazah_2_3 (600x449, 63Kb)

29.
kazah_2_4 (600x449, 51Kb)

30.


31.
kazah_2_6 (600x449, 62Kb)

kazah_2_7 (600x449, 63Kb)

33.
kazah_2_8 (600x449, 66Kb)

А Вот для сравнения французская лилия-пчела-голубь - чувствуете сходство с казахскими  "рогами" ? 

kazak_lilac (317x320, 18Kb) каз4 (467x700, 137Kb) .



1.
каз5 (466x700, 209Kb)  каз2 (467x700, 183Kb)
Основные источники:"Орнамент" Л.В. Фокина
 "Традиционная культура казахов" М.Ш. Омирбекова

@Milendia.

Серия сообщений "Стили дизайна интерьера":
Часть 1 - Стили дизайна интерьеров. Барокко и не только.
Часть 2 - Стиль Лофт в английском интерьере
...
Часть 38 - Стиль Декаданс в интерьере
Часть 39 - Георгианский стиль в интерьере. Ч.2
Часть 40 - Казахский орнамент в современном интерьере
Рубрики:  дизайн
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку