Элегантная, лёгкая, технически совершенная манера игры Ширинга получила название «easy listening» (лёгкое слушание), с его безупречным классическим туше и потрясающей быстротой пальцев. Исполнение и музыка Джорджа Ширинга всегда осмысленна, умна и изящна. Возникновение в музыке 50-х «easy listening» исторически предшествовало появлению в 80-е годы «смут-джаза» .Таким образом, возникновением нового любимого стиля "мягкого", нежного и изысканного смут джаза мы тоже обязаны восхитительному Джорджу Ширингу!
George Shearing Quintet
Многие записи квинтета Ширинга, в который входили прекрасные инструменталисты (в разные годы это были вибрафонист Кэл Чэдер, гитарист Джим Холл, барабанщики Дензил Бест и Колин Бэйли), оказали большое влияние на других, более, так сказать, «серьёзных» пианистов — в частности, без влияния Ширинга наверняка не было бы такого Билла Эванса, каким мы его знали. Вот эту пьесу Джорджа Ширинга, «Conception», которую я предлагаю посмотреть в его исполнении 1950-х гг. (Дон Эллиотт — вибрафон, Чак Уэйн — гитара, Дензил Бест — барабаны, Джон Леви — бас), Эванс впоследствии переработал и записал:
Влияние на других пианистов оказывали прежде всего технические новации Ширинга: в плане техники игры ему было мало равных. Его игра блок-аккордами сильно воздействовала на аккордовую технику Эванса, но самой упоминаемой характеристикой техники Ширинга были «связанные руки» (locked hands) — приём, в котором одну и ту же мелодию синхронно играют обе руки пианиста. Этот приём хорошо читается в съёмке исполнения тем же составом квинтета баллады «I’ll Be Around» (примерно от 1:45):
Свой успех Ширинг объявнял просто. «Мы (квинтет Ширинга. — КМ) появились в конце бурной эры бибопа, — говорил он в интервью Национальному общественному радио США в 1995 г. — В ту эпоху музыканты брали простую мелодию и — фрррррр! — делали из неё напряжённейшую, сложнейшую импровизацию. И тут появляемся мы, и играем — вибрафон, гитара, хорошо выписанная басовая партия, и всё в чётком порядке. Конечно, это было намного легче для слуха!»
Джордж Ширинг никогда не жаловался на возраст, хотя и не скрывал его — как не скрывал и своей слепоты, к которой, однако, никогда не привлекал специального внимания. Ещё в 1953 г. он сказал в интервью агентству AP, что «хочет быть в глазах публики человеком, а не слепым». Свою книгу воспоминаний (предсказуемо названную «Lullaby of Birdland»), которую он писал с 1987 по 2003 г., он, например, не диктовал, а печатал сам — на клавиатуре со шрифтом Брайля.
Родом из Баттерси, бедного индустриального района на окраине Лондона, Ширинг появился на свет 13 августа 1919 г. В детстве он обучался классической музыке, но уже в 16-летнем возрасте играл джаз в лондонском пабе. Когда началась война (для Великобритании это 1940 г.), Джордж выступал дуэтом с застрявшим в Лондоне из-за падения Франции скрипачом Стефаном Граппелли, ранее игравшим с великим французским джазовым гитаристом Джанго Райнхардтом. В 1941-м он женился на Трикси Бэйз, от которой у него была дочь Венди. С Трикси и Венди он и уехал в 1947 г. в США. Его первый брак распался в 1973-м, а два года спустя 53-летний пианист женился на певице Элли Гефферт, с которой прожил сорок два года, до самой смерти.
George Shearing, Ellie Geffert
Ширинг выступал в прославившем его квинтетном составе до 1978 г., а затем распустил ансамбль, заявив, что устал от этого формата и хочет попробовать себя в других формах музицирования. Два с половиной десятилетия он выступал соло, в дуэте с контрабасистами или в трио, только изредка собирая временный состав квинтета, вовсе не обязательно с теми же инструментами, что в свой классический период. Пожалуй, лучшим его записями этого периода следует считать два альбома с вокалистом Мэлом Торме, записанные в 1983 и 1984 гг. — соответственно, «An Evening With George Shearing and Mel Torme» и «Top Drawer». Оба альбома были отмечены премией «Грэмми», и Торме обрушился на Национальную академию звукозаписи США с горькими упрёками за то, что на премию был номинирован только он сам, но не Ширинг, которому Торме отдавал большую часть лавров за успех альбомов. Когда Торме ушёл из жизни в 1999-м, Ширинг во всех интервью неизменно прославлял его, утверждая, что певец был его лучшим музыкальным партнёром за всю жизнь. «Мэл был один из немногих людей, о ком я могу сказать, что работал ВМЕСТЕ с ним, а не НА него», утверждал Джордж Ширинг.
Удивительный музыкант, основатель нового направления в музыке, ни разу не видевший нот, ушёл от нас накануне весны, в феврале 2011 года, отставив нам урок очень успешной и яркой жизни, наполненной теплом, светом и музыкой!
Источники - http://journal.jazz.ru/2011/02/15/george-shearing-1919-2011/