Цитата сообщения djoti
ДЗОГЧЕН
"Учения Дзогчен — это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла учений означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и других уловок, создаваемых умом.
Само значение тибетского слова Дзогчен — «Великое Совершенство» — подразумевает истинное изначальное состояние каждой личности, а не какую-то трансцендентную реальность."
Чогьял Намкай Норбу. "Дзогчен - состояние самосовершенства"
Дзогчен, или Дзогпа Ченпо, (тиб. rdzogs pa chen po, «Великое Совершенство») или Ати-йога — это Учение об изначальном состоянии бытия, которое представляет собой подлиную природу каждого существа. В древнейшей школе тибетского буддизма Ньингма («Старая» или «Древняя» школа), Дзогчен считается высшим Учением.
С другой стороны, Дзогчен - это естественное состояние человека, так называемое изначальное состояние, или природа ума. Учение Дзогчен содержит множество методов, как достичь своего изначального состояния, прямо войдя в недвойственное созерцание, и постоянно в нем пребывать вплоть до обретения полной реализации.
Знание состояния самоосвобождения — это основа практики Дзогчен. Говорят, что практикующий Дзогчен медитирует без медитации, и это не просто игра слов. Самое важное заключается в том, чтобы никогда не отвлекаться, сохранять состояние присутствия в любой момент.
В Дзогчене практикуются различные методы использования энергии, но они не опираются на деятельность ума. Их принцип заключается в непосредственном воссоединении проявлений энергии с состоянием присутствия. Нет никакой разницы, предстает ли перед мысленным взором чистое видение мандалы, или же перед нашими глазами появляется кармическое видение нашей комнаты - и то и другое рассматривается как часть нашей ясности.
Находимся ли мы в спокойном состоянии, или в чистом проявлении движения, и то и другое является переживанием, а не самим состоянием созерцания. В состоянии присутствия, которое остается тем же самым по отношению к тысячам различных переживаний, все, что бы ни проявилось, освобождает себя само. Вот что имеется в виду под самоосвобождением.
Поскольку Дзогчен - это путь самоосвобождения, а не преображения, визуализация в нём не входит в число основных практик; но в Дзогчене нет никаких ограничений, поэтому в качестве второстепенной практики может быть использована практика любой традиции.
Дзогчен можно также определить как путь полного раскрепощения. Это можно ясно понять из тибетских терминов, используемых для обозначения состояния созерцания в Дзогчене, например: "оставить как оно есть" (cog-bzhag), "рассечь, чтобы высвободить" (khregs-chod), "без усилия" (rtsol-bral) и так далее.
Очень важно, чтобы Учение стало живым знанием в нашей повседневной деятельности. Знание нашего изначального состояния - сущность практики, и, кроме этого, ничего особенного не надо делать. Любой человек может прекрасно практиковать Дзогчен, не отказываясь от своей роли в обществе, потому что Дзогчен изменяет людей не извне. Он пробуждает их изнутри. Мастер Дзогчена просит только одного — наблюдать себя, обрести осознавание, требуемое для применения Учения в повседневной жизни.
Важность передачи в Дзогчене
Учения Дзогчена связаны с передачей, держателем которой является Учитель. Передача имеет решающее значение для развития знания и реализации учеников. Когда Мастер Дзогчен учит, то он передает состояние знания посредством трех типов передачи: устной, символической и прямой.
Устная передача включает в себя как объяснения учителя, направленные на то, чтобы дать ученикам понимание природы изначального состояния, так и методы практики, дающие возможность приобщиться к знанию состояния.
Символическая передача происходит, например, через символические предметы, например зеркало или кристалл, которые мастер показывает ученику, чтобы передать знание изначального состояния, или через рассказы, притчи и загадки.
Прямая передача осуществляется посредством объединения состояния учителя с состоянием ученика.
Значение передачи состоит не только в том, чтобы дать введение в состояние знания, ее функцией является доведение передачи до созревания вплоть до достижения реализации. Поэтому учителя и ученика связывают очень близкие отношения. В Дзогчене мастер не является чем-то вроде друга, который помогает и сотрудничает с учеником, скорее сам учитель и есть путь. Потому что практика созерцания осуществляется благодаря объединению состояния ученика и состояния учителя.
На иллюстрации - белая тибетская буква "А", символ нашего изначального состояния в Учении Дзогчен
Его Святейшество Далай-лама XIV о Дзогчене
"Если разные подходы различных традиций приводят к одной цели, тогда почему именно Дзогпаченпо, или Ати-йога, считается вершиной всех Колесниц?
В своей работе "Сокровищница Дхармадхату" Лонгченпа пишет:
"Ати, Колесница нерушимой сути – это сущность и вершина всех Колесниц. Она возвышается подобно величественному горному пику, стоящему посреди четырех континентов".
В Тантре Великого Естественно Возникающего Осознания сказано:"Вершина всех воззрений – это Ати, Дзогпаченпо".
Уникальность подхода учения Дзогчен состоит в том, что здесь в процесс медитации не вовлекаются грубые уровни ума, такие, как дискурсивное и понятийное мышление. С самого начала вы позволяете самопроявиться переживанию Ясного Света – оно как будто осязаемое, прямое, непосредственное и обнаженное."
Его Святейшество Далай-лама XIV, учение "Вершина всех колесниц", Сан-Хосе, 1989 год
ОСНОВЫ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЗОГЧЕНА
Учение Великого Совершенства было проповедано Адибуддой Самантабхадрой Будде Ваджрасаттве на уровне Самбхогакайи.
Ваджрасаттва передал это учение, традиционно считающееся распространенным в 13 мирах, Видьядхаре Прахеваджре, или, по-тибетски, Гарабу Дордже (dGa' rab rdo rje) , рожденному в стране Уддияна в 183 г. до н.э. (по другой версии - через 20 лет после махапаринирваны Будды Шакьямуни).
Прежде чем растворить свое тело в сущности элементов и достичь паринирваны, Гараб Дордже оставил изложение сути своих Учений Дзогчен, в виде Трех заветов, своему ученику, пандиту Манджушримитре:
Получи прямое введение в изначальное состояние. (ngo.rang thog.tu.sprad.)
Не оставайся в сомнении. (thag.gcig thog tu.gcad.)
Продолжай пребывать в глубоком знании самоосвобождения. (gdeng.grol.thog.tu.'cha'.)
"Получи прямое введение в изначальное состояние" — это относится к передаче от Учителя, который разными способами дает ученику введение и приводит его к пониманию состояния "как оно есть" — изначального состояния индивидуума. Это Основа.
"Не оставайся в сомнении" — означает, что следует иметь точное знание этого состояния, обнаружив состояние присутствия созерцания, которое остается одним и тем же во всем множестве возможных переживаний. Это Путь.
"Продолжай пребывать в глубоком знании самоосвобождения" — это Плод. Здесь имеется в виду, что полное и неизменное знание самоосвобождения целиком воссоединено с повседневной жизнью и при всех обстоятельствах остается в этом состоянии.
Манджушримитра собрал Учения Дзогчен и разделил их на три раздела в соответствии с Тремя заветами: Раздел Природы Ума (sems-de), Раздел Изначального Пространства (kLong-sde) и Раздел Тайных Наставлений (man-ngag-sde).
Позднее Манджушримитра передал эти драгоценные наставления своему основному ученику Шри Сингхе, а тот одарил ими Вималамитру, Гуру Падмасамбхаву, и тибетского переводчика Вайрочану. Эти три замечательных Мастера принесли Учения Дзогчен в Тибет. С тех пор передача Дзогчен стала осуществляться тайно, параллельно с общепринятыми буддийскими учениями.
ГУРУ ПАДМАСАМБХАВА И ТЕРМА
Учения, которые первоначально были переданы Гуру Падмасамбхавой, а затем укрыты в различных местах в Тибете, являются частью Раздела Тайных Наставлений - терма.
Гуру Падмасамбхава спрятал множество духовных сокровищ - терма, в виде текстов, изображений и ритуальных принадлежностей, дав при этом наставления относительно их обнаружения в будущем.
Впоследствии более сотни учителей находили эти сокровища терма, и на их основе давали передачу учений своим последователям.
Вот что написал великий учитель Дзогчена Тулку Урген Ринпоче о тертонах:
"Все великие тертоны — это учителя, чьи тело, речь и ум благословил и наделил силой сам Падмасамбхава. Тертоны появляются, чтобы обнаружить потаенные сокровища, которые он спрятал в Тибете и других странах.
С самого детства великий тертон не похож на сверстников. Он обладает чистым видением божеств и реализация спонтанно проявляется изнутри. Тертоны не похожи на таких, как мы, обычных людей, которые должны следовать постепенному пути обучения и практики. У обычных людей не бывает мгновенной реализации!
Когда приходит время обнаружить различные учения-терма, в этот мир являются великие тертоны. Они способны нырять в озера, взлетать в недоступные места в пещерах и вынимать предметы из скал.
Существует два основных вида терма — сатэр (sa gter), или терма земли, и гонгтэр (dgongs gter), или терма ума. Терма земли обычно находят в скалах, озерах и они содержат некую материальную субстацию, например желтый свиток с символическими письменами дакини, ваджру или статую. Терма ума содержатся в пространстве ума великого учителя-тертона, в так называемой «неразрушимой сфере» с тех пор, как этот учитель был учеником Гуру Ринпоче в прошлых жизнях".
Серия сообщений "буддизм":лекции, дзогчен, пуджи, притчи, сутры,божества, святые, тантры, фото, статьи, кармапа, фильм
Часть 1 - Обучение в монастыре Менри
Часть 2 - центр Юн друн БОН
...
Часть 73 - Монастырь традиции Бон "Менри"
Часть 74 - открытие буддизма
Часть 75 - ДЗОГЧЕН
Часть 76 - Non violence
Часть 77 - магический Тибет, паломничество с Ламой
...
Часть 98 - Даосская Практика Достижения Бессмертия, часть 1
Часть 99 - Даосская Практика Достижения Бессмертия, часть 2
Часть 100 - Пема Чодрон - Там, где страшно 1