-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nadezda_novitsenkova

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Уголок_православия _В_И_Н_Т_А_Ж_ Рукодельница Н_а_ш_Б_у_т_и_к Арт_Калейдоскоп Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) pravoslavie Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2010
Записей: 5044
Комментариев: 492
Написано: 6871


Церковное новолетие и миротворный круг

Среда, 14 Сентября 2011 г. 13:01 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya





Пожалуй, самым незаметным православным праздником является новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Готовые праздновать гражданский Новый год и первого и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год.


София Премудрость Божия — символ гармонии мироустройства

Всякий новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. Первое сентября Юлианского календаря (14-е — по новому стилю) — такая же условная дата.

Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: "Пророк Наум, наставь на ум".

И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения субботе.

Первое сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Константина Великого, — дань гражданской византийской традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.

Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

Одним из основополагающих принципов Православной Церкви является неприкосновенность святыни. Само понятие святости означает неотмирность, непринадлежность к обыденному пространству и времени. Православный человек знает, что иконы должны находиться на стене, быть заключены в застекленный киот, и как можно реже перемещаться с места на место. Мощи святых принято помещать в закрытые раки и ковчеги, предохраняющие их от соприкосновения с греховными устами. Столь же неприкосновенными являются догматы Церкви, основные вероучительные формулы, которые при неизбежной своей антиномичности не могут быть упрощены и исправлены. История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона — освященного Церковью Юлианского календаря.

Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает.

Календарь — это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с Космосом мироздания. Вместе с этим, календарь — это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви. В системе Великого Индиктиона повторяемость событий включается в поступательное движение Промысла Божьего, так же как сам Промысел Божий включает в себя абсолютную свободу человеческого духа.


Первый Вселенский Собор

14 СЕНТЯБРЯ - НАЧАЛО ИНДИКТА - ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября по новому стилю 14 сентября. Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом "свободы христианской". На Руси в 1492 году Московский Собор принял считать летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта в честь этого великого события.
На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения - их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Постой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.
Новолетие праздновалось в день 1 сентября до прихода на трон Петра Великого, который в 1699 году указал перенести день новолетия на 1 января. Но в богослужебных книгах приход нового лета остается за 1 сентября.
Первым праздником в богослужебном церковном году является Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября.


Всевидящее Око Божие — символ единства освященного

ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ

Традиция начинать год 1 сентября происходит от древних церковных обычаев. Три круга богослужения – суточный, недельный и годовой – составляют суть праздников. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.
Праздники на Руси справляли искони. Путешествовавший по Руси в XVII веке Адам Олеарий рассказал в своих записках о почитании русскими праздников. Вот, в частности, что он написал: "Русские имеют свои известные, торжественные и праздничные дни, в которых они отправляют свои моленья в церквах, и к этим праздникам они прибавляют еще из каждой недели воскресенье, среду и пятницу; в последние два дня у них посты. Праздники эти в настоящее время соблюдаются ими более, чем прежде. В настоящее же время патриарх установил, чтобы не только по праздникам и воскресеньям, но и по середам и пятницам ни лавочки, ни мастерские не открывались, а также в эти дни должны быть закрыты кабаки и кружечные дворы, и чтобы в них ничего не продавалось, особенно в то время, когда в церкви идет служба.
Больших праздников, которые русские ежегодно отправляют с великим торжеством, считается 13 (Воскресение Христово, шесть великих Господских и шесть Богородичных праздников). Так как Новый год начинают они осенью с 1 сентября, то первый большой праздник их выпадает на 8 сентября, который и называется у них праздником Пречистой Богородицы. Кроме того, почти нет дня, в который не выпадал бы праздник того или другого святого, а иногда в один день совпадает по два и по три таких праздника, и праздники эти миряне могут праздновать или нет, кто как хочет. Духовные же лица обязаны святить эти дни чтением, пением и служением обедни.
По большим праздникам и по воскресеньям русские ходят в церковь три раза: в первый раз перед восходом солнца, и служба эта в церкви называется заутреней, во второй раз к полдню, называется обедней; и в третий раз вечером – вечерней".
Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют началом индикта. Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински – налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 19 пятнадцатилетий (532 года) круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2000 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7509 год от сотворения мира, или 61 год пятнадцатого индиктиона (7509 : 532 = 14 с остатком 61), первое лето пятого индикта.
С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. А с 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством здравствовали Царю. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел исцелять сокрушенных сердцем... проповедовать лето Господне благоприятное.
Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году Джованни Компани сообщал: "На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: "Великому Государю нашему и детям его многая лета!" При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни".
Посмотреть великолепие торжества Новолетия с паперти Архангельского собора в XVII веке допускали иноземных послов и почтенных гостей. Например, за церемонией Новолетия при царе Алексее Михайловиче наблюдали вместе с послами приглашенные донские и запорожские казаки. Празднование Новолетия дополнялось первым представлением народу Царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году в Новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов, в память чего была воздвигнута церковь Святого Симеона Столпника на Поварской улице в Москве.
Учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с Новолетия. Эта традиция, естественно, распространилась и на все другие учебные заведения.

тут

***
***

Славянские языческие и православные праздники.
Коляда,Рождественские святки
Сочельник
Рождество Христово
Рождество Христово в живописи. Часть 1.
Рождество Христово в русской живописи. Часть 2.
Евангельская история в рассказах. " Рождество Христово"
Рождество в русской поэзии. Иосиф Бродский
Рождество в русской поэзии. Часть 2.
Святочные гадания
Васильев день
Крещение Господне
Сретение Господне
Масленица
Чем современная Масленица отличается от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
Прощеное воскресенье
Благовещение .Эль ГРЕКО.
Благовещение Пресвятой Богородицы в живописи
Иконы "Благовещение "
Благовещение Пресвятой Богородицы
Лазарева суббота
Вербное воскресение
Вербное воскресение в живописи
Страстная неделя
Страстной цикл в русской живописи-1
Страстной цикл в русской живописи-1.1
Страстной цикл в русской живописи-2
Страстной цикл в русской живописи-2.1
Страстной цикл в русской живописи-3
Чистый четверг
Пасха в русской живописи.Часть 1
Пасха в русской живописи.Часть 2.
Пасха в русской живописи.Часть 3
Пасха в русской литературе
Яйца пасхальные
Коллекция пасхальных яиц
Пасхальное дерево Фолькера Крафта
Пасхальные открытки. Ретро
Ледяные узоры Альмы Пиль
Радоница
День Святой Троицы в русской живописи.Часть 1
День Святой Троицы в русской живописи.Часть 2
Успенский пост
Медовый Спас
Медовый Спас в живописи
Преображение Господне
Яблочный Спас
Яблоки в живописи
Иван Шмелев «Яблочный Спас»
Праздник Успения Пресвятой Богородицы
Богородичные праздники.Часть 1
Богородичные праздники.Часть 2
Спас Нерукотворный
Ореховый Спас

Библейские сюжеты

Руфь
Иосиф
Соломон
Соломон и Суламифь.
Давид
Давид и Голиаф
Еврейская легенда о Лилит.Часть 1.
Лилит .Часть 2.
Адам и Ева.
Самсон
Ревекка.
Повесть о Петре и Февронии в иконных клеймах
Библейские сюжеты в русской живописи. Часть 1.
Библейские сюжеты в русской живописи. Часть 2.
Библейские сюжеты в русской живописи. Часть 3,Часть 4.
Иллюстрированная Библия.Часть 1.
Иллюстрированная Библия.Часть 2.
Иллюстрированная Библия.Часть 3.
Иллюстрированная Библия.Часть 4.
Иллюстрированная Библия.Часть 5.
Иллюстрированная Библия.Часть 6.
Иллюстрированная Библия.Часть 7.
Иллюстрированная Библия.Часть 8.
Иллюстрированная Библия.Часть 9.
Иллюстрированная Библия.Часть 10.
Иллюстрированная Библия.Часть 11.
Иллюстрированная Библия.Часть 12.

Вильям-Адольф Бугеро. Часть 5.

Святая царица Александра
Святая блаженная Ксения Петербургская
Владимирская икона Божией Матери
День святителя Николая Чудотворца
Святой благоверный великий князь Александр Невский
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г.Москва
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
О чем говорят жесты на иконах?
Иконы из кристаллов Сваровски (Swarovski)
Иконы ручной работы.Макраме.
Иконы.Палех.
Икона "Святая мученица Лидия"
Иверская икона Пресвятой Богородицы
Святая мученица Валерия

Архитектура Петербурга. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
БУДДИЙСКИЙ ХРАМ "ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ" . Санкт-Петербург
ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.
Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.
Чесменская церковь
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове

Патриархи
Патриарх Московский и всея Руси. Иов
Патриарх Московский и всея Руси. Игнатий ( де-факто ).
Патриарх Московский и всея Руси. Гермоген.
Патриарх Московский и всея Руси. Филарет
Патриарх Московский и всея Руси.Иоасаф I
Патриарх Московский и всея Руси.Иосиф
Патриарх Московский и всея Руси.Никон
Патриарх Московский и всея Руси.Иоасаф II
Патриарх Московский и всея Руси.Питирим
Патриарх Московский и всея Руси.Иоаким
Патриарх Московский и всея Руси. Адриан
Шилов В.В. Портретная галерея Патриархов Московских и всея Руси

Православная энциклопедия "Азбука веры"

Христианские таинства
Великое таинство рождения: обычаи и обряды.

Русский свадебный обряд
Русские свадебные наряды
История свадебного платья
Поцелуйный обряд
Крещение Цесаревича Алексея, сына Николая II. Ильяс Файзуллин.


Серия сообщений "Православие, церковь":
Часть 1 - Закон Божий
Часть 2 - Молитва Ангелам
...
Часть 16 - Богородичные праздники.Часть 2
Часть 17 - Спас Нерукотворный
Часть 18 - Церковное новолетие и миротворный круг
Часть 19 - Сказание о Воздвижении Честнаго и Животворящего Креста Господня.
Часть 20 - Воздвижение Креста Господня
...
Часть 24 - Церковь навстречу детям
Часть 25 - Священник Даниил Сысоев КТО МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ БИБЛИЕЙ ?
Часть 26 - Какая икона для чего

Рубрики:  Для души

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку