-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nadezda_novitsenkova

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Уголок_православия _В_И_Н_Т_А_Ж_ Рукодельница Н_а_ш_Б_у_т_и_к Арт_Калейдоскоп Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) pravoslavie Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2010
Записей: 5044
Комментариев: 492
Написано: 6871


Славянская мифология. Заяц.

Среда, 11 Мая 2011 г. 11:05 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya







Почти во всех сказаниях заяц - это воплощение слабости и робости.
«По лесу-лесу лисье жаркое в шубейке бежит!» - загадывают про него. «Труслив, как заяц!» - говорят в просторечии о робких не в меру людях. Зовут этого трусишку-зверька, белого зимой, серого по осени, рыжего летом, - косым. Все поговорки о нем - охотничьи.
«Коня положу, да зайку ухожу!», «Не дорог конь - дорог заяц!», «Покуда зайца догонишь - с пару зайдешься!», «Рубль бежит - сто догоняют!».
Перебежит косой заяц дорогу - лучше вернуться домой, по охотничьей примете, а то никакого толку не будет весь день. Трусоват заяц, а есть на свете и другой зверь, что - по народному слову - и его боится: лягушка, прячущаяся в своей болотине при виде такого страшилища...


Susan Labouri

В песнях зайцу-трусу посчастливилось, - не косым зовут там его, а заинькой величают. Заяц не только воплощение трусости, но и олицетворение быстроты. Потому-то быстрое, едва уловимое мелькание отблеска солнечных лучей на стенах, потолке и полу называется зайчиком.
Это название относится в народе и к синим огонькам, перебегающим по горящим угольям. Удивительно, но заяц издревле был еще и воплощением сладострастия, ярой мужской силы.
Не зря же в одной из хороводных песен поется:

Заюшка, с кем ты спал да ночевал,
Беленький, с кем ты спал да ночевал? -
Спал я, спал я, пане мой,
Спал я, спал, сердце мой,
У Катюхи - на руке,
У Марюхи - на грудях,
А у Дуньки вдовиной на всем животе.


До сих пор в народе верят: зайца, увидеть во сне - к скорой беременности. А у южных славян для этого надо выпить кровь молодого зайца. Но есть зайчатину беременным женщинам вредно - у ребенка могут быть косые глаза!
На свадьбах нередко поют песни про зайцев - это связано с обрядом первой брачной ночи и определением девственности невесты. При разговоре о многодетности непременно упоминают это животное - о женщине говорят: «Плодовита, как зайчиха».
При всей своей безобидности заяц связан с нечистой силой (не зря же он охраняет в сказках Кощееву смерть).
Лешие охотно играют на зайцев между собой в карты и перегоняют целые стаи их из леса в лес, от проигравшего к выигравшему. В заговорах охотники обращаются к зайцу, прося привести зверя в их ловушки. При этом простонародное суеверие не советует вспоминать о зайце во время купанья: водяной его терпеть не может и способен утопить неосторожного.

Зайцы бывают и оборотнями: в виде огромного трехногого или хромого зайца может появиться леший или сам черт (его иногда изображают с заячьим хвостиком). Зайца- оборотня не берут пули, он заманивает человека в непроходимую чащу и исчезает в вихре - с шумом, хохотом и ужасным зловонием.
Им могут скидываться ведьмы и колдуны, даже домовой является порою в образе черного зайца. Отсюда и запрет употреблять в пищу зайчатину - как мясо «нечистое».

Все приметы, связанные с зайцем, сулят человеку беду: перебежит дорогу охотнику или рыбаку - неудача в ловле, забежит в строящийся дом или мелькнет вблизи жилья - к пожару.

Между прочим, широко известна история о том, как находившийся в Михайловском А. С. Пушкин собирался в декабре 1825 года, накануне событий на Сенатской площади, ехать в Петербург, но путь его экипажу перебежал заяц, и суеверный поэт вернулся. Этим он, вполне возможно, спасся либо от смерти, либо от ссылки в Сибирь.


Климин Александр Николаевич

СТРАШНЫЕ ПОХОРОНЫ

Один мужик работал на промысле, и пошел он на побывку к жене. Пока суд да дело, дождался вечера и потащился на ночь глядя, хотя остерегали его сотоварищи.

Вот уже недалеко осталось до родного села, идет он сквозь частый березняк. И вдруг видит: полна полянка, видом все как монахи, их больше десяти, и несут гроб на жердях. Пригляделся - да это зайцы! Только какие-то очень большие, с человека ростом, и на задних лапах идут. В точности как люди, но слегка прихрамывают. Сзади одна зайчиха, тоже хромая, сильно ревет; как ступит, так и падает на гроб она, словно женщина в горе. А другие никто не ревут, а поют что-то вполголоса, и уныло так.

Мужик наш окаменел от страха. По счастью, в его сторону никто не взглянул. Стоял он, пока зайцы не прошли, только спины едва-едва видны, а потом кинулся бежать напролом, вперед.

Наконец добежал он до своих окон, аж вся рубаха хоть выжми. Зашел в дом, зуб на зуб не попадает. А ему говорят:

- Что с тобой?

- На медведя, - отвечает, - нарвался!

Не сказал про странных зайцев, остерегся. Ему еще дед покойный наказывал, что ежели такую мороку увидал, молчи до самой кончины, не то воротится нечистое - тогда уж точно несдобровать.

Минуло почти полвека. Давно уж состарился этот мужик, правнуков дождался. И вот однажды в подпитии не утерпел - рассказал детишкам про странные заячьи похороны. И что же? Наутро нашли его в том березняке мертвым. Да к тому же лежащим в гробу, что покоился на двух жердях. А рядом заячьи следы, только огромные, с человечью ногу.

Похоронили его, конечно, как полагается, но в тот заячий березняк никто больше ходить не решался: кому охота с нечистой силой связываться?


Ганс Гофман .1585

***
***


Славянская мифология.

Боги
Бог Сварог
Бог Перун
Белбог
Чернобог.
Карачун.
Лель
Бог Род.
Даждьбог
Ярило
Велес
Световид
Коляда
Авсень
Бог Крышень
Стрибог
Радегаст
Бог Семаргл
Бог Триглав
Великий Хорс
Бог-кентавр Китоврас.
Бог Святобор
Иван Купала
Числобог
Доброгост
Догода

Богини
Богиня Лада
Перуница
Берегиня
Макошь
Богиня Морена
Богиня Девана
Доля и Недоля
Богиня Жива
Богиня Кострома
Золотая Баба.

Нечисть
Банник
Аспид.


Русские сказания
Перунов цвет
Алатырь-камень
Велесова книга .
Славянская сага.
Легкокрылая ладья
Мать Сыра Земля.
Арысь-поле .
Алконост
Боян ( Баян )
Времена года.

Домовой
Плач домовых.
Добрыня и Змей
Лебединая дева
Финист - Ясный Сокол.
Полёт вокруг Земли.
Градивник
Баба Яга
Брачный обряд.
Кикимора
Боголесье
Вий
Беловодье
Див
Лесные духи
Деревья
Колдун
Дивьи люди
Яровит
Мировое древо.
Именины домового
ВАЗИЛА
Анчутка
Болотники и Болотницы
Бабай
Аука
Овинник
Кот Баюн
Волкодлак
Леший
Сон и сонное царство.
Ночница
Ночь
Лихо одноглазое
Зима
Великаны
Бродницы
Волхвы
Колыбельная
Дева снегов
ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ
ВОДЯНИЦА.
ЧУР
ИНДРИК-ЗВЕРЬ.
Чёрт

Словарь старинных слов и имён


Животные в мифологии
Аист
УЖ - змеиный царь
Лягушки
Волк


Рубрики:  Это интересно!/Сказания , мифы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку